Информационные войны: понятия, уровни, способы введения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:27, реферат

Описание работы

Информационная война - это не что иное, как явные и скрытые целенаправленные информационные воздействия систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере.
Целью данного реферата мы выделяем изучение проблемы информационной войны и методов борьбы с ней.

Содержание работы

Введение 3
1.Основные термины и понятия теории информационной войны 4
2. Способы введения информационной войны 7
Заключение 9

Файлы: 1 файл

Якунина реферат.docx

— 25.23 Кб (Скачать файл)

федерального государственного автономного  образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

факультет социологии и политологии

отделение социологии

Р Е Ф Е Р А Т

по социологии коммуникаций

на тему: «Информационные войны: понятия, уровни, способы введения»

  Выполнила: студентка ОЗО  группы 6.3

Фоменко Т.С.

Проверила: Строцева О.И.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1.Основные  термины и понятия теории информационной  войны 4

2. Способы введения информационной  войны 7

Заключение 9

 

 

 

Введение

Взрыв нескольких гранат нельзя назвать войной, кто бы их не бросал. Взрыв нескольких водородных бомб - это уже и начатая и завершенная война.

Информационную пропаганду 50-ых, 60-ых годов, которой занимались СССР и США, можно сравнить именно с несколькими гранатами. Поэтому  никто не называет прошлое противостояние информационной войной, в лучшем случае оно заслуживает термина “холодная  война”.

День сегодняшний, с его  телекоммуникационными вычислительными  системами, психотехнологиями кардинально изменил окружающее пространство. Отдельные информационные ручейки превратились в сплошной поток. Если ранее было возможно “запрудить” конкретные информационные каналы, то сегодня все окружающее пространство информационно коллапсировалось. Время на информационное взаимодействие между самыми отдаленными точками приблизилось к нулю. В результате проблема защиты информации, которая ранее была как никогда актуальна, перевернулась подобно монете, что вызвало к жизни ее противоположность - защиту от информации.

Поэтому информационная война - это не что иное, как явные  и скрытые целенаправленные информационные воздействия систем друг на друга  с целью получения определенного  выигрыша в материальной сфере. Целью  данного реферата мы выделяем изучение проблемы информационной войны и  методов борьбы с ней.

Открыто говорить о приемах  и способах введения информационной войны сегодня необходимо потому, что, во-первых, осмысление того или иного приема информационной войны позволяет перевести его из разряда скрытых угроз в явные, с которыми уже можно бороться, и, во-вторых, факт наличия теории информационной войны, представленной в данной работе, должен предостеречь потенциальную жертву от идеалистически наивного восприятия как внешнего, так и собственного внутреннего мира

 

  1. Основные термины и понятия теории информационной войны

Существует множество определений  понятия «информационная война». В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть самые  популярные их них и выделить черты, присущие всем толкованиям этого  явления.

Информационная война – это:

  1. воздействие на гражданское население и (или) военнослужащих другого государства путём распространения определенной информации. Термин «информационно-психологическая война» был заимствован в русский язык из словаря военных кругов США. Перевод этого термина («information and psychological warfare») с английского языка может звучать и как «информационное противоборство», и как «информационная, психологическая война», в зависимости от контекста конкретного официального документа или научной публикации;
  2. целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путем нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем;
  3. всеобъемлющая, целостная стратегия, обусловленная все возрастающей значимостью и ценностью информации в вопросах командования, управления, политики, экономики и общественной жизни;
  4. действия, предпринимаемые для достижения информационного превосходства в обеспечении национальной военной стратегии путем воздействия на информацию и информационные системы противника с одновременным укреплением и защитой нашей собственной информации и информационных систем;
  5. сбор компромата против конкурентов и его планомерное использование;
  6. явные и скрытые целенаправленные информационные воздействия систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере;
  7. новая форма борьбы сторон, в которой используются специальные способы и средства, воздействующие на информационную среду противника и защищающие собственную в интересах достижения стратегических целей войны.

Анализ определений позволяет  выделить те черты, которые всегда присутствуют при ведении информационной войны:

  1. Воздействие на какую-либо аудиторию (народ, военнослужащих, рабочих, интеллигенцию и т.д.)
  2. Информация, передаваемая этой аудитории.
  3. Стратегия применения информационных средств носит исключительно наступательный характер.
  4. Цель ведения информационной войны – изменение мышления стороны, на которую направлено воздействие и получение более выгодного положения.
  5. Защита собственного информационного пространства от нападения.

Существуют и другие классификации  составных частей информационной войны:

a) психологические операции – использование информации для воздействия на аргументацию солдат врага.

b) электронная война – использование различных средств, не позволяющих врагу получить точную информацию.

c) дезинформация – предоставление врагу ложной информации о силах и намерениях.

d) физическое разрушение – может быть частью информационной войны, если имеет целью воздействие на элементы информационных систем.

e) меры безопасности – стремление избежать того, чтобы враг узнал о возможностях и намерениях.

f) прямые информационные атаки – прямое искажение информации без видимого изменения сущности, в которой она находится.

Информационная война – это  средство для достижения какой-либо цели стороны, ведущей эту войну. Как и любое средство, информационная война предназначена для выполнения определённых функций:

  • контролировать информационное пространство для получения возможности использовать его, защищая при этом собственные информационные функции от вражеских действий (контринформация).
  • использовать контроль за информацией для ведения информационных атак на врага.
  • повысить общую эффективность собственных сил с помощью повсеместного использования военных информационных функций.

Для осуществления информационного  воздействия необходимо соблюдение некоторых условий. Для того чтобы  информационная система была способна целенаправленно перепрограммировать  другую подобную систему, она должна ее «понимать». Под «пониманием» в  данном контексте принимается такое  состояние, при котором «на абсолютное большинство одинаковых входных  сообщений две информационные системы  выдают одинаковые по смыслу результаты». Данное утверждение включает следующие  пояснения:

a) Перепрограммирование информационной системы – означает подбор для нее таких входных данных, которые соответствуют цели стороны-агрессора.

b) Цель перепрограммирования – это поиск в окружающем мире или специальное создание информационного эталона, на который данная система должна стать похожей.

 

2. Способы введения информационной войны

Информационное воздействие –  целенаправленная и спланированная череда действий. Учёными выделены некоторые модели ведения информационной войны. Традиционный прямой способ воздействия  на сознание основан на убеждении людей. Необходимой составной частью является обращенной к разуму людей, учет реальной обстановки. При этом важно понимать расстановку сил, реальные интересы людей, проводить научный анализ, учитывать состояние общественного сознания, давать четкие, броские, понятные лозунги.

Помимо рациональных методов применяются  методы, основанные на эмоциональном  воздействии. Один из самых эффективных  – метод большой лжи. Он основан  на том, что в большую ложь люди верят охотнее, чем в малую.

В основе другого метода лежит ограниченность восприятия людей. Человек не успевает перерабатывать массив данных, и его  оперативная память ограничена, избыточную информацию он воспринимает как шум. Поэтому действительно важную роль играют простые формулировки, повторение, закрепление определенного набора положений. Миронова так комментирует использование этого метода: «когда в человека впихивают, вбивают, грузят тонны информации, ему не нужной, праздной, глупой, тогда память рушится  под непосильной ношей «вестей», отказывается служить человеку в  разумном осознании настоящей жизни, в понимании подлинных событий». Следующий метод основан на том, что в подсознании человека заложено определенное, коррелирующее поступки отдельных лиц, «стадное» чувство принадлежности к определенной общественной группе, которое стимулирует моду, синхронизацию поступков, подчинение лидерам.

Необходимо также рассмотреть  эффективность информационной войны. Иными словами, какое состояние  считать успешной информационной войной, какое – нет. Стоит отметить, что  оно будет различными для стороны, провоцирующей войну и стороны, реагирующую на неё.

Для стороны-провокатора эффективная  информационная война – это изменение  поведения противоположной стороны  на желаемую. Неэффективная информационная война – это распознавание противоположной стороной акта информационного воздействия и осуществление ей успешных обратных действия, при которых модель мышления, подвергавшаяся изменению, осталась прежней.

Для стороны, подвергшейся информационной атаке, «выйти победителем – это  значит вовремя понять, чему можно  обучаться, а чему нельзя, т.е. какие  входные данные можно обрабатывать, а какие – ни в коем случае».

 

Заключение

 

·  ↑ А. В. Манойло. Информационно-психологическая война: факторы, определяющие формат современного вооружённого конфликта

·  ↑ Словарь-справочник по социальной психологии Автор: В. Г. Крысько

·  ↑ Глоссарий.ru


Информация о работе Информационные войны: понятия, уровни, способы введения