Инклюзивное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 08:41, доклад

Описание работы

В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

Файлы: 1 файл

доклад жарова.docx

— 21.07 Кб (Скачать файл)

В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

 

Альтернатива такой системы  – совместное обучение ребят с  ограничениями физического развития и детей без инвалидности в  обычных, общеобразовательных школах.

 

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

В основу инклюзивного образования  положена идеология, которая исключает  любую дискриминацию детей, которая  обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия  для детей, имеющих особые образовательные  потребности. Инклюзивное образование  – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность  образования для всех, в плане  приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с  особыми потребностями.

 

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).

 

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

 

Инклюзивное обучение детей с особенностями  развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в  одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной  школе.

 

Восемь принципов  инклюзивного образования:

 

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. Все люди нуждаются друг в друге;
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования  включает в себя учебные заведения  среднего, профессионального и высшего  образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

 

Обоснование  необходимости  инклюзивного  образования:

 

  • обязательства по правам человека и правам детей должны рассматриваться в равной степени;

 

 

  • анализ того, что отвечает истинным интересам каждого ребенка, определяет, что именно является для него благом. Факты говорят, что институционная (например, в интернатах, школах-интернатах) опека далеко не всегда отвечает интересам опекаемых людей;

 

 

  • анализ данных говорит о том, что социальные услуги улучшаются в результате того, что становятся более гибкими и адаптируемыми;

 

 

  • в тех случаях, где ресурсы ограничены, результат может быть достигнут без дополнительных ресурсов, если отношение и поведение участников поддерживают методологию инклюзии.

 

Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования.

 

На сегодняшний день инклюзивное  образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом  «Об образовании», федеральным законом  «О социальной защите инвалидов в  РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской  конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию  ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится  том, что в целях реализации права  на образование государства-участники  должны обеспечить инклюзивное образование  на всех уровнях и обучение в течение  всей жизни человека.

 

Проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса на начальном этапе внедрения  инклюзивного образования: (по материалам Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России» Грозная Н. Включающее образование: история вопроса, современное положение дел, международный опыт. )

  • Психологические проблемы учителей:

Идея инклюзивного образования  действительно займет свое место  в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами учителей, станет составной  частью их профессионального мышления. Требуются специальные усилия, чтобы  это произошло. Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что учителя  и другие специалисты не сразу  начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для  данной формы обучения. Они проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к  активному принятию происходящего. Специалисты испытывают страх: "Смогу  ли я сделать это?" Они боятся не справиться и потерять работу, боятся ответственности, боятся рисковать. Страх  и неуверенность также связаны  с тем, что специалисты боятся, что не будут полностью контролировать происходящее, что им придется просить  о помощи учеников, родителей или  педагогов, тем самым, признав, что  они не имеют ответов на абсолютно  все вопросы. Советы, которые дают в таких случаях, просты: нужно  делать свое дело, несмотря ни на что. Следует  посмотреть в лицо своим страхам  и продолжать работать, несмотря на них, тогда они станут меньше и  отдалятся. «"Выжившие" после проведения реформ рассказывают, что в течение  нескольких недель они испытывали страх, а затем, как по волшебству, он проходил. Каждый человек помнит, что был  испуган, но ни один не помнит, чего именно он боялся, однако страх прошел. Обычно на это уходит шесть недель –  общая продолжительность выхода из любого кризиса. Слова "Не волнуйся. Не бойся" произносить бессмысленно. Включение – это перемена. Перемены пугают всех. Так устроен наш организм. Но в данном случае речь идет о правах человека, и идти навстречу переменам мы должны все равно. Понятно, что в такой кризисный период людям нужна поддержка. И все же урок, который был извлечен из первых опытов, таков: нужно посмотреть в лицо страху и отвести взгляд; назвать его по имени и идти дальше».

  • Проблемы, которые возникают у «обычных» детей и их родителей:

Родители детей, которые развиваются  типичным образом, иногда высказывают  опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, опыт показывает обратное. Успеваемость детей, которые развиваются  типичным образом, не падает, а часто  их оценки оказываются даже выше в  условиях инклюзивного образования, чем  в обычном классе массовой школы. Имеются свидетельства, согласно которым  школы, наиболее успешно включающие и обучающие детей с ограниченными  возможностями, в то же время оказываются  самыми лучшими для всех остальных  детей. И наоборот: самые лучшие школы  для всех детей являются лучшими  и для детей с ограниченными  возможностями. В отношении поведения, социального развития и успехов  в учебе, особенно в разговорной  речи, достижения детей, обучающихся  в школе, придерживающейся инклюзивной  формы образования, значительно  выше. А отношение сверстников  к нетипичным детям напрямую зависит  от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом. Наблюдения американских специалистов показывают, что те, кто, до школы  посещал детские сады вместе с  детьми с ограниченными возможностями, относились к ним спокойнее и  с большим пониманием, чем даже учителя, впервые начавшие работать с ними.

Ситуация с инклюзивным  образованием в России: Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 - 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).

В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования - лишь 47.

В Санкт-Петербурге с 2006 года на базе школы № 593 Невского района реализуется программа инклюзивного образования. Школа является победителем Национального приоритетного президентского проекта "Образование" 2006 г.Центр инклюзивного образования «Я слышу мир!» открылся в Гимназии №56 Петроградского района Санкт-Петербурга. На базе школы № 232 Адмиралтейского района реализуется социальный проект "Подари свет". В рамках проекта проводятся еженедельные совместные творческие занятия для учащихся школы и слабовидящих детей.


Информация о работе Инклюзивное образование