Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 17:01, реферат
«Управление людьми» отличается от «управления ресурсами» и по своим технологическим принципам, и по стратегическим целям. Как отдельное направление в системе научного знания, социальные технологии стали развиваться с начала XX века в рамках теории управления и социальной инженерии. Само появление социальной инженерии было связано с попытками применения выводов социологических наук для практических задач, создания социальных технологий.
Часть 1
1. Развитие теорий «социальной инженерии».
2. Сущность социальных технологий.
3. Классификация основных видов социальных технологий.
Часть 2
1. Применение социальных технологий на региональном уровне.
2. Зарубежный опыт регионального программирования.
3. Проект «Технополис».
Выводы
Часть 3
1. Федеральная региональная политика.
2. Социальные технологии в федеральной и региональной экономической политике.
Выводы
Санкт–Петербургский Институт Машиностроения
(ЛМЗ – ВТУЗ)
Р Е Ф Е Р А Т П О С О Ц И О Л О Г И И
ТЕМА : Инновационные социальные технологии
Студент группы 4775
Пруслин А.В.
Санкт-Петербург 2003
Содержание
Часть 1
1. Развитие теорий «социальной инженерии».
2. Сущность социальных технологий.
3. Классификация
основных видов социальных
Часть 2
1. Применение
социальных технологий на
2. Зарубежный опыт регионального программирования.
3. Проект «Технополис».
Выводы
Часть 3
1. Федеральная региональная политика.
2. Социальные технологии в федеральной и региональной экономической политике.
Выводы
Часть 1
1. Развитие теорий «социальной инженерии»
«Управление людьми» отличается от «управления ресурсами» и по своим технологическим принципам, и по стратегическим целям. Как отдельное направление в системе научного знания, социальные технологии стали развиваться с начала XX века в рамках теории управления и социальной инженерии. Само появление социальной инженерии было связано с попытками применения выводов социологических наук для практических задач, создания социальных технологий.
В США, Франции, Англии в 20-е годы широко разрабатывались и внедрялись различные технологии совместного общения, организационные технологии, технологии самоменеджмента. Многие идеи и опыт этих технологий аккумулировались в теории человеческих отношений, разработанной в 1920-1930-х годах Э. Мэйо.2
В то же время социоинженерный подход начал складываться, и в советской социологии и был связан с именами, К. Гастева, П. М. Керженцева, М. М. Бирштейн, О. А. Ерманского.
С 1930-х годов в отечественной литературе интерес к социальным технологиям продолжительное время был ограничен из-за идеологического неприятия всего, что относилось к зарубежной социальной инженерии.
Сама же западная социология развивалась и вширь, и вглубь. Дальнейшее развитие «малых социологии» (теорий среднего уровня) интенсифицировало разработку специализированных средств и методов, используемых в социальной инженерии, как систему целеуказаний, создающих возможность для рациональной деятельности. Эти средства в 1970-е годы стали обозначать термином "социальные технологии".
С середины 1960-х годов работы по развитию методов социоинженерной деятельности были возобновлены и осуществлялись по следующим направлениям: теория и практика социального планирования, разработка целевых комплексных программ развития регионов, отраслей, сфер общественной жизни (с 1970-х годов), социальное проектирование (1970—80-е годы), управленческое и иные виды консультирования (1980-е годы), игротехническая деятельность.
Хотя указанные направления не обозначались в то время термином «социальная технология», но по своей сути они представляли собой определенные социальные технологии или их взаимосвязанные комплексы.
Само же понятие «социальная технология» стало входить в отечественную теорию и практику социального управления в 1970-е и 1980-е годы.
Основой для развития социальных технологий являются достижения в области теории организации, социологии, социальной психологии и теориях социального управления. Однако до начала 90-х годов в российском научном o6oроте практически не было источников, посвященных непосредственно разработке, проектированию социальных технологий, их внедрению в практику.
Сегодня ситуация меняется, и вопросам социальных технологий стало уделяться достаточно большое внимание. Вместе с тем до сих пор проблема социальных технологий содержит немало "белых пятен". Так, по мнению большинства исследователей, ни одно из существующих определений технологий не является точным. Если применительно к производственной сфере под технологиями понимается совокупность методов, способов и приемов преобразования материалов в полезную вещь, услугу, информацию, что почти не оспаривается, то при переводе этой дефиниции непосредственно в социальную практику разногласия усиливаются, что не способствует решению проблем практики. В результате в стороне от внимания исследователей остаются вопросы готовности и способности людей к использованию социальных технологий, проблемы внедрения теоретических находок и апробированных приемов в практику.
Однако в рамках обозначенной проблемной области ведется изучение целого ряда важных аспектов современного социального менеджмента, таких, как содержание инновационного антикризисного управления, мотивационные возможности социального управления. Результаты всех этих исследований до сих пор не были концептуально осмыслены и теоретически систематизированы. Многие проблемы обозначены специалистами в области социологии управления лишь на постановочном уровне, ряд вопросов и ныне носит относительно нерешенный, дискуссионный характер.
Не разработанность целого ряда важных теоретических аспектов исследования инновационного социального содержания управления региональными экономическими процессами, а также их высокая практическая значимость в условиях кризисного социально-экономического развития современного российского общества предопределяют необходимость дальнейшего изучения этой проблемы.
2. Сущность социальных технологий.
Любые социальные преобразования, связанные с повышением уровня и качества жизни людей, представляют собой инновационные процессы, протекающие под воздействием целенаправленных мер по созданию новых общественных структур, институтов, форм социального взаимодействия. По мнению американского специалиста в области менеджмента П. Друкера, «социальные нововведения оказываются более значительными, чем внедрение паровых локомотивов или телеграфа»1. Эффективным же средством осуществления этих инноваций выступают социальные технологии.
Особую значимость социальные технологии имеют в условиях сегодняшней России, осуществляющей сложнейший и неизвестный до сих пор мировой практике переход от жестко планируемой организации общественной жизни к обществу, основанному на экономической и политической свободе, инициативе и ответственности человека. Поиск новых форм и способов организации общественной жизнедеятельности во всех ее сферах требует выработки и реализации самых разнообразных социальных технологий, особенно в управленческих процессах, где отчетливее всего проявляется эффективность технологизации.
Далеко не все граждане нашего общества готовы к новым экономическим отношениям. Отсюда потребность в технологиях, во-первых, направленных на социальную защиту той части населения, которая в силу объективных причин не может приспособиться к новым условиям, во-вторых, в технологиях самоорганизации (саморегулирования и сбалансированного развития) экономических и социальных систем, в третьих, в новых технологиях обучения, позволяющих с минимальными затратами времени и сил повысить уровень подготовки людей для новых сфер их деятельности.
Таким образом, проблема социальных технологий сегодня приобрела весьма актуальное общественное звучание.
Основой для развития социальных технологий являются знания и опыт, накопленные социологической наукой. До недавнего времени методы социологии развивались в основном как методы получения знания, в результате чего исследователи, имея доказательные выводы о сути явлений, не могли дать рекомендаций о способах воздействия на неблагоприятные тенденции, подсказать пути разрешения выявленных проблем. Как отмечает А. И. Пригожин, контраст между достоверностью выводов и зыбкостью рекомендаций начал постепенно преодолеваться благодаря переходу социологии из сферы одних только исследований и разработок в стадию «активной социологии», — выявления проблем и выработки их решения.
Иначе говоря, потребовались социальные технологии осуществления реальных изменений. Активная социология не предлагает решения, но технологизирует их. Понятие «социальная технология» может быть представлено в следующих положениях:
1. Социальная технология — это определенный способ осуществления человеческой деятельности по достижению общественно значимых целей.
2. Сущность способа состоит в
рациональном расчленении
3. Это расчленение
4. Социальная технология
5. Специфика программы состоит
в том, что она существенным
образом предопределяет
6. Социальная технология является элементом человеческой культуры и возникает двумя путями: «вырастает» в социокультурной среде эволюционно либо строится по ее законам как искусственное образование.
Существует немало определений социальных технологий.
Одно из первых в советской науке принадлежит В.Г. Афанасьеву:
«Социальная технология — важный элемент механизма управления, поскольку она являет собой средство перевода требований объективных законов на язык общественной практики социального управления. Это перевод абстрактного языка науки, отражающей объективные закономерности развития общества, на конкретный язык решений, нормативов, предписаний, регламентирующих, стимулирующих людей, каждого конкретного человека на наилучшее достижение поставленных целей".
Э. Маркарян полагает, что в широком смысле слова все средства регуляции жизнедеятельности
человеческих коллективов, выраженные в соответствующих ценностно-нормативных системах и социальных институтах могут быть охарактеризованы как социальная технология. В узком смысле, по мнению П. Яхиела, под социальной технологией понимается процедурная и технологическая сторона прикладной социологии.
С. Брусов определяет социальные технологии как средства обмена человеческими способностями и потребностями между духовным и материальным производством.
Л. Дятченко дает определение социальной технологии «как социально организованной области знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в уcловиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов».
Рассматривая социально-технологический
подход к формированию личностных качеств
специалиста, Л. Съедина подразумевает под данным
подходом «особый способ гармонизации
уровней социального пространства, его
обработки, улучшения социального поля,
на котором происходит социализация индивида».
Э. Капитонов предложил следующее определение: «Социальная технология — это способ реализации проекта воздействия на предмет какой-либо деятельности, рационально расчлененной на отдельные процедуры и операции, направленные на поддержание социальной системы в рабочем состоянии или преобразовании ее в соответствии с заданными параметрами».
Наиболее полное и удачное, на наш взгляд, определение дано в словаре-справочнике «Социальное управление» (1994): «Социальная технология — алгоритм, процедура осуществления действий в различных областях социальной практики: управлении, образовании, исследовательской работе, художественном творчестве.
Социальная технология - элемент человеческой культуры, возникает эволюционно либо связанно с потребностью быстрого и крупномасштабного "тиражирования" новых видов деятельности.
Построение социальной технологии осуществляется за счет разделения деятельности на отдельные операции, процедуры при условии глубокого понимания природы и специфики той области, в которой развертывается практика".
В социальном управлении наибольшее признание получили социальные технологии, предназначенные для выработки управленческих решений, повышения эффективности деловых совещаний, осуществления организационного проектирования, подбора, расстановки и обучения кадров, снятия социального напряжения.
Разработка социальных технологий — особое научно-прикладное направление управленческой деятельности, выражающееся в трансформации знаний в целях диагностики состояния социальных явлений и процессов, подготовки и реализации решений по их изменению и развитию.
По мнению большинства исследователей, ни одно из существующих определений социальных технологий не является точным. Множество определений социальных технологий, по мнению Г. Галиева, свидетельствует, прежде всего, о сложности самого явления технологизации социальных процессов и о том, что формулировка ее дефиниции находится в процессе разработки.