Институт политических партий и движений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 23:17, реферат

Описание работы

Не будучи институтом государственной власти, политические партии и движения функционально включены в систему властеотношений, являются связующим звеном между государством и гражданами, обеспечивающим целостность и устойчивость политической системы.

Файлы: 1 файл

Институт политических партий и движений..doc

— 42.04 Кб (Скачать файл)

2) организации, для которых политическая функция является устойчивой, но не основной (профсоюзы, союзы предпринимателей, потребительские движения и т.д.);

3) массовые движения, имеющие стихийную природу. Например, демократические по своему характеру движения: антивоенные, молодежные, за охрану окружающей среды и т.д.

Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире, а цели намного конкретнее, чем у партий. Это позволяет участвовать в движении людям, имеющим разные политические взгляды, но поддерживающим конкретную политическую цель, ради достижения которой создается и действует движение. Это же обусловливает способность движений приобретать большой размах.

У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянным числом участников, обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. В целом же основой движений являются солидарность и добрая воля их участников.

Общественно-политические движения выполняют важные функции:[10]

- агрегируют (объединяют) интересы, настроения широких разнородных слоев населения;

- выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения, создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи;

- руководят массовыми выступлениями;

- осуществляют контроль за деятельностью структур власти и помогают в реализации интересов конкретной личности и различных социальных групп в общественной жизни.

Характерными чертами общественно-политических движений являются: однородность (в зависимости от социальной направленности); разнообразие участвующих социальных слоев; организационная неустойчивость; различия во взаимодействии с официальной властью.

Существуют различные варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями.

Общественно-политические движения могут существовать самостоятельно, не вступая в какие-либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, не удовлетворены деятельностью партий (потому что партии не выражают их интересы, а также не способны найти общий язык с участниками движений и привлечь их на свою сторону). Многие участники движений вообще не хотят связывать себя партийностью.

Некоторые движения создаются по инициативе отдельных партий или их блока. Это происходит в том случае, когда партиям удается вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных. Партии могут брать движения под контроль, руководить ими (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защищенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы).

Добившись успеха в решении поставленных задач, политические движения обычно прекращают свое существование (так произошло, например, с движением против размещения крылатых ракет в Европе и др.). Но в ряде случаев, когда выдвинутые задачи слишком сложны, а борьба за их решение требует длительных, больших усилий и доступа к рычагам власти, политические движения приобретают признаки партии и преобразуются в нее (так, например, произошло с движением «зеленых»).

В современной России существуют различные виды общественно-политических объединений: Всероссийское политическое движение «Духовное наследие», «Вся Россия», комитет солдатских матерей и др. Их возникновение во многом объясняется формализмом и стереотипами в работе многих официальных организаций, повышением уровня информированности и образованности россиян.

 

 

Заключение

Статья 13 Конституции РФ 1993г. закрепила принцип многопартийности. Это означало возможность создания различных политических партий и движений. Но законодательно данные понятия не были закреплены, их статус регулировался Федеральным законом «Об общественном объединении» до 2001 г. С принятием Федерального закона 2001 г. «О политических партиях» в системе российского законодательства появилось и юридическое определение партии.

Среди множества определений партии в мировой политической науке наибольшее распространение получили электоральное (Дж. Сартори и др.), структурное (М. Дюверже, М.Я. Острогорский), функциональное (К. Лоусон и др.), структурно-функциональное (С. Нойман).

Можно выделить следующие основные признаки политической партии.

1. Партия является разновидностью общественного объединения.

2. По своей организационно-правовой форме партия представляет собой общественную организацию, основанную на институте членства.

3. Партия является субъектом публичной политики, которому присущ идеологический образ действий.

4. Партия нацелена на обретение своего политического представительства в органах государственной власти посредством использования институтов непосредственной демократии и на участие в управлении государством через своих представителей.

Указанные юридически значимые признаки практически никогда не воспроизводятся в полном объеме в закрепленной действующим законодательством правовой конструкции партии: национальный законодатель считает нужным выделить те из них, которые, по его мнению, отличают политическую партию от иных государственных и общественных институтов.

Понятие «общественно-политические движения» включает различные объединения граждан, ассоциации, союзы и т.п., которые не входят в государственные и партийные структуры, но являются субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции по отношению к государственным институтам и политическим партиям.

При характеристике общественно-политических движений следует учитывать, что они включают:

1) организации непосредственного, прямого влияния на политические решения, которые создаются при государственных структурах (лобби, группы давления) и основная задача которых – налаживание контактов с политическими деятелями и чиновниками с последующим влиянием на их решения;

2) организации, для которых политическая функция является устойчивой, но не основной (профсоюзы, союзы предпринимателей, потребительские движения и т.д.);

3) массовые движения, имеющие стихийную природу. Например, демократические по своему характеру движения: антивоенные, молодежные, за охрану окружающей среды и т.д.

Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире, а цели намного конкретнее, чем у партий. Это позволяет участвовать в движении людям, имеющим разные политические взгляды, но поддерживающим конкретную политическую цель, ради достижения которой создается и действует движение. Это же обусловливает способность движений приобретать большой размах.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.                  Бекназар-Юзбашев Т.Б. Партии в буржуазно-правовых учениях. М., 1998.

2.                  Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М., 2007.

3.                  Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Учебное пособие. М., 2008.

4.                  Лапаева В.В. Российская многопартийность в поисках стратегии развития. // Адвокат. 2000. N6.

5.                  Люхтерхандт-Михалева Г.М. Избирательный процесс и партии в российской регионах // Выборы и партии в регионах России: сб. учебных материалов по курсу «Политическая регионалистика» / под ред. Г. Люхтерхандт-Михалевой, С. Рыженкова. М.; СПб.: Летний сад, 2000.

6.                  Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. М.: РОССПЭН, 1993.

7.                  Партия как субъект политического процесса и политических институтов общества. Политология под ред. Д. Радугина. М., 2006.

16

 



[1] Бекназар-Юзбашев Т.Б. Партии в буржуазно-правовых учениях. М., 1998. С.9.

[2] Бекназар-Юзбашев Т.Б. Указ. соч. С. 10.

[3] Там же.

[4] Люхтерхандт-Михалева Г.М. Избирательный процесс и партии в российской регионах // Выборы и партии в регионах России: сб. учебных материалов по курсу «Политическая регионалистика» / под ред. Г. Люхтерхандт-Михалевой, С. Рыженкова. М.; СПб.: Летний сад, 2000. - С. 143.

[5] Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. М.: РОССПЭН, 1993. С. 107.

[6] Гамбаров Ю.С. Политические партии в их прошлом и настоящем. 2-е изд. СПб., 1905. С. 3

[7] Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Учебное пособие. М., 2008. С. 75.

 

[8] Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Учебное пособие. М., 2008. С. 79.

 

[9] Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М., 2007. – С. 92.

 

[10] Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М., 2007. – С. 102.

 


Информация о работе Институт политических партий и движений