Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 23:20, контрольная работа
Цель контрольной работы – изучить интегральную теорию П. Сорокина. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структуру;
Изучить теорию социальной стратификации и социальной мобильности, проблему социального равенства, реформ и революций;
Рассмотреть проблему социокультурной динамики как центральную тему в творчестве П.А.Сорокина;
Введение
3
1.
Основные принципы социологии П.А.Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций.
4
2.
Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П.А.Сорокина
13
3.
П.А.Сорокин, изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон «моральной и региональной поляризации». Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, техническими расстройствами, ожесточением, циничными восприятием окружающего мира. Закон также утверждает, что все великие религиозные и нравственные системы возникли и укрепились в катастрофические для кого-либо общественные эпохи.
Прокомментируйте содержание данного закона с позиции современного общества. Находит ли он подтверждение?
16
Заключение
18
Список литературы
19
В этом заключается существенное отличие неопозитивистской социологии Сорокина от классического позитивизма Конта. Если позитивистская социология Конта направлена, прежде всего, на изучение общества как целостного социального организма, то предметом непосредственного изучения неопозитивистской социологии Сорокина выступает взаимодействие двух или более лиц, образующих так называемые малые группы. Из такого рода элементарных взаимодействий складываются социальные процессы.
Взаимодействие двух индивидов - простейшее социальное явление. Оно имеет место тогда, «когда изменение психических переживаний или внешних актов одного индивида вызывается переживаниями и внешними актами другого».2 Такие взаимодействия называются Сорокиным «социальными клеточками», из которых образуются все остальные, более или менее сложные общественные явления.
П.А.Сорокин предложил свои критерии классификации социальных групп - односторонние и многосторонние. В соответствии с этими критериями выделяются социальные группы по одному какому-либо признаку, например языку, территории, полу, возрасту. По многим признакам выделяются классы, нации и другие сложные социальные группы.
1.3.
Теория социальной
Неоднородность общества, его объективное деление на разные социальные группы нашли сове отражение в теории социальной стратификации и социальной мобильности. Согласно этой теории все общество делится на различные слои- страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. К основным формам социальной стратификации (или расслоения общества) Сорокин отнес экономическую, политическую и профессиональную. Социальная стратификация- естественное и нормальное состояние общества. Она объективно обусловлена существующим общественным разделением труда, имущественным неравенством, разными политическими ориентациями и т.п.
Меняя профессию или вид деятельности, свое экономическое положение или политические взгляды, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс получил название социальной мобильности.
П. Сорокин занимался вопросом о классах в рамках проблемы социальной мобильности. Он считал, что классы возникли в новое время в связи с образованием избыточного продукта и ростом неравенства, переходом к товарному капиталистическому производству и борьбой между производителями благ и владельцами продукта производства. Все теории классов П. Сорокин разделил на 2 большие группы: монистические, когда классы определяли на основании одного признака, и плюралистические, когда за основу брали много признаков.
П. Сорокин выделил формы проникновения людей из одного слоя в другой – индивидуальные и коллективные переходы, разделил мобильность по видам (на экономическую, политическую, профессиональную), по типам, выявил горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность – это перемещение индивида или объекта из одной группы в другую, находящуюся на одном и том же уровне (смена семьи, религии, работы, места жительства). А вертикальная – это переход по восходящей или нисходящей из одного слоя в другой (например, человек получил высшее образование, и его статус стал выше). В тоталитарном обществе, где передвижение ограничено, а люди прикреплены к одному месту жительства и работы, социальная мобильность может быть нулевой. Она может быть интенсивной в демократическом обществе, где ценится инициатива и предприимчивость работника. П. Сорокин выяснил, что интенсивность социальной мобильности меняется во времени и пространстве, но постоянных тенденций нет. Закономерность общественного развития состоит в балансировке страт.
1.4. Проблема социального равенства, реформ и революций
Большое значение П.А.Сорокин придавал вопросам социального равенства. В 1917 г. в Петрограде вышла книга «Проблема социального равенства». К этой проблеме он постоянно обращался в своих последних работах. Указывая на сложный и многосторонний характер проблемы социального равенства, он считал, что главное в ней- это предоставление каждому человеку материальных и духовных благ по его заслугам, т.е. по степени его личного социально-полезного труда. Отмечал реальное равенство всех перед законом, равенство для занятия публичных должностей, право на равные политические блага.
Сорокин был глубоко убежден в том, что все возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления, сознательного разрешения социальных противоречий и предоставлению каждому человеку возможностей для творческого самовыражения. Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный эволюционный путь развития. В своем труде «Социология революции» он утверждал, что более или менее благополучное развитие общества после разрушающей его революции наступает благодаря его «возврату к своим ценностям, пошлым инстинктам и традициям, созидательному труду, сотрудничеству, взаимопомощи и единению всех его членов и социальных групп».3
Революция, как отмечает П.А. Сорокин, приводит к разрушительным последствиям для общества — краху его правовых и нравственных устоев, жестокости и агрессии в обществе, невиданному росту масштабов преступности, разрушению семейных ценностей, массовой эмиграции, массовой гибели людей в результате сопровождающих революцию актов насилия, голода, эпидемий, самоубийств. Причём последствия всего этого продолжают сказываться ещё долгие годы после революции. П.А. Сорокин считает, что в ходе революции гибнут прежде всего наиболее выдающиеся, энергичные, одарённые люди по сравнению с общей массой населения, в меньшей мере страдают морально и биологически дефективные лица. В результате страна остаётся буквально обескровленной.
Альтернативой разрушительной стихии революции П.А. Сорокин видит не стремление во что бы то ни стало сохранить существующий порядок, а изменение общества путём реформ. Реформы должны основываться на следующих принципах:
2. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П.А.Сорокина
Социокультурная динамика П. Сорокина объясняла исторический процесс как движение типов культур, основанное на чувственном, рациональном и идеалистическом познании реальности. Он выдвигал проблему социального равенства людей перед законом, осуждал разрушение, которое несет в себе революция, подчеркивал, что главное – создание ценностей и созидательный труд. В последние годы жизни выдвинул теорию конвергенции, т. е. слияния капитализма и социализма в единое общество.
Центральная тема творчества П.Сорокина – проблема социокультурной динамики. Для Сорокина характерен макросоциологический подход в исследовании.
Социокультурные изменения человеческих сообществ, с точки зрения Сорокина, есть результат взаимоотношений людей, которые обусловлены целым комплексом факторов: бессознательных (рефлексы), биосознательных (голод, жажда), социально-сознательных (значения, норма, ценность). В отличии от случайных и временных агрегаций (толпа), которые характеризуются отсутствием ясных и длительных связей, только общество способно продуцировать значение, нормы, ценности, которые существуют внутри социосознательных субъектов, конституирующих общество. Любое общество можно описать и понять только через призму присущей ему системы значений, норм, ценностей. Эта система является единовременным культурным качеством того или иного общества.
Скрытые в социосознательных индивидах и обществах культурные качества обнаруживаются во всех достижениях человеческой цивилизации, сохраняются даже в дискретные периоды культурной истории (войны, революции). Социоэпирические исследования культурных качеств позволяют выявить достаточно длительные периоды истории, в течении которых проявляются близкие и идентичные культурные образы - виды деятельности, мысли, творчества, верования. Эти положительные культурные образы общественной жизни эмпирически устанавливаются только потому, что они являются продуктом логико-значимых культурных систем.
Согласно Сорокину, культура - не просто конгломерат разнообразных явлений, а целостное и индивидуализированное единство, все части которого пронизаны одним основополагающим принципом, выражают одну и главную ценность.
Исторический процесс рассматривается П.Сорокиным как последовательная смена трех социокультурных систем:
В основе каждой социокультурной системы лежит своеобразная система ценностей. В идеальной системе единственной реальностью и ценностью признается Бог, а чувственный мир рассматривается как временное пристанище. Для этой социокультурной системы в целом характерна «потусторонняя» ориентация. Противоположный тип социокультурной системы - чувственный. В нем ценностью признается чувственная реальность. Только то, что сенсорно воспринимается человеком, имеет и смысл. То же, что вне чувственной реальности и эмпирического опыта, полагается несуществующим. Этот тип социокультурной системы обладает светским характером и «посюсторонней» ориентацией. Социокультурная система идеалистического типа носит переходный характер и сочетает в себе оба вышеуказанных принципа. В ней объективная реальность частично опосредуется сверхчувственным началом, но и частично- чувственным.
Сорокин считал, что система ценностей, задающая культурное качество обществу, возникает под воздействием «двойственной природы человека» - существа мыслящего и чувствующего. Если основой акцент сделан на чувственной стороне человеческой природы, то ею детерминируется чувственный образец культурных ценностей, если на воображении и разуме- нечувственной, но в обоих случаях противоположные мотивам мышления и поведения не могут быть полностью нейтрализованы. При условии баланса чувственных и рациональных стимулов формируются ценности идеалистического типа социокультурной системы.
Наивысшим фактором социокультурных изменений при константах геофизических условиях (климат, географическая среда) является распад той или иной доминантной социокультурной системы. Радикальные преобразования и смена социокультурных типов происходит в результате кризисов, войн, революций.
Современное состояние западной культуры П.Сорокин оценивал как кризисное. Нынешний чувственный тип социокультуры, считал он, обречен на закат, так как он повинен в деградации человека, превращении ценностей в простые релятивные конвенции. Выход из этого состояния, новое возрождение общества русский социолог видел в формировании общества на основе идеального типа ценностей, базирующегося на принципах альтруистической любви и этики солидарности.
3. П.А.Сорокин, изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон «моральной и региональной поляризации». Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, техническими расстройствами, ожесточением, циничными восприятием окружающего мира. Закон также утверждает, что все великие религиозные и нравственные системы возникли и укрепились в катастрофические для кого-либо общественные эпохи.
Прокомментируйте содержание данного закона с позиции современного общества. Находит ли он подтверждение?
Выявляя общие закономерности в данных направлениях исследований, например «закона моральной и религиозной поляризации», «закономерности расширения правительственного контроля в период возникновения социальных бедствий», Питирим Сорокин заставил задуматься современников, а также и нас о том, что ожидает российское и мировое сообщество в условиях катастроф, выпавших на долю человечества в последние два столетия этого тысячелетия.
Существует мнение, что гораздо проще судить об эпохах, от которых тебя отделяет определенные промежуток времени, потому что ошибочные или правильные поступки выявляет история, а вот судить о современном тебе обществе задача совсем непростая, в большей степени, потому что ты сам являешься элементом этого общества. Так же сложно говорить о сравнении типов личности константного прошлого и изменяющегося настоящего одновременно с этим проблематично определить наиболее подходящую структуру общества (по моральным и региональным признакам), которая смогла бы наиболее лучшим образом перенести бедствия различного характера. Тем не менее, как и в предыдущие века, общество характеризуется различными типами личности, которые находятся в непрерывном взаимодействии друг с другом. Характерные качества каждой личности проявляются в моменты критических социальных ситуаций. Войны, катастрофы, эпидемии и т.д. – все это как раз и есть те самые критические события, которые «раскрывают» человека с позиции личности, открывая тем самым, все благородные и низменные черты человека.
Исходя из того, что человеку свойственно желание самовыражения, реагировать на происходящее вокруг него и адаптироваться к новым условиям, во времена больших катаклизмов происходит переоценка всех ценностей (а может и создание новых) и переформировка общества, за счет сплочения социальных групп для выживания в новых условиях. В «катастрофических» условиях люди будут искать силы в религии, что бы выдержать испытания, в творчестве – умиротворение, а создание и культивация новых нравственных норм поможет избежать морального краха общества. А слабовольные, отчаявшиеся и потерявшие надежду на что-либо люди, несомненно, попытаются либо уйти из жизни, либо, воспринимая действительность в черном свете, превратятся в аморальное стадо.