Интегральная социология П. Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:32, контрольная работа

Описание работы

П.А. Сорокин о предмете, структуре и роли социологии.
Реформы и революции в социологической концепции П.А. Сорокина.
Проблема социального равенства в научном наследии П. А. Сорокина.
Социальная стратификация и социальная мобильность в социологии
П.А. Сорокина.
Концепции социокультурной динамики.

Файлы: 1 файл

Социология Моя КР.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Политические организации, начиная с правительства и кончая политическими партиями, также играют роль лифта. Человек, поступивший на должность или ставший служащим у влиятельного правителя, поднимается при помощи этого лифта, так как во многих странах существует автоматическое продвижение лиц по службе с течением времени.

Некоторые из профессиональных организаций также играют большую  роль в вертикальном перемещении  индивидов. Таковы научные, литературные, творческие институты и организации. Поскольку вход в эти организации был относительно свободным для всех, кто обнаруживал соответствующие способности вне зависимости от их социального статуса, то и продвижение внутри таких институтов сопровождалось общим продвижением по социальной лестнице. Многие ученые, писатели, юристы, актеры, певцы, архитекторы, скульпторы, врачи и прочие творцы простого происхождения поднялись социально благодаря этому каналу.

 Следующим каналом  являются организации по созданию  материальных ценностей. Они всегда  выполняли роль канала подъема  или падения в вертикальной социальной плоскости. Уже во многих первобытных племенах лидерами становились те, кто был богат. Накопление богатств приводило к социальному продвижению людей. Такова была ситуация среди дописьменных племен. Такова она и в наше время. 

Среди других каналов  вертикальной циркуляции можно упомянуть  семью и брак (особенно с представителем другого социального статуса). Такой  брак обычно приводит одного из партнеров  или к социальному продвижению, или к социальной деградации. Таким  образом, некоторые люди сделали себе карьеру, другие же – разрушили ее. Изменяя свою форму и масштабы, каналы вертикальной циркуляции существуют в любом стратифицированном обществе.

 

5. Центральной в творчестве П. Сорокина является тема социокультурной динамики, в разработке которой основное понятие – «ценность». Ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. В широком смысле социокультурным он называет весь этот мир, который создан человеком. Его составные части обобщённо можно отнести к духовной, материальной и социальной культуре. При этом использует интегрирующее их понятие «смыслы». Духовная культура представлена как идеологическая вселенная смыслов, материальная – как их воплощение, социальная культура – как действия и поступки, в которых индивиды и группы индивидов применяют эти смыслы. Социокультуру в узком понимании определяет как одну из цивилизаций, которую трактует как культурную сверхсистему. Она обладает своей ментальностью, собственной системой знаний, философии и мировоззрения, своей религией, искусством, нравами, законами, социальной организацией, социальными отношениями и собственным типом личности со свойственным только ему менталитетом и поведением. Культуру он исследует как более широкое, ёмкое понятие, включающее в себя и общество.

Основными культурными качествами в его социокультурной системе или суперсистеме являются такие понятия, как значение, норма, ценность. Изучение искусства, науки, религии, права и др. привело П. Сорокина к выводу, что существуют три суперсистемы, отличающиеся присущими им ценностями. В истории они периодически сменяют друг друга: идеалистическая и чувственная. Каждая из типов культуры характеризуется следующими признаками: 1) тем или иным пониманием реальности; 2) природой потребностей; 3) степенью удовлетворения потребностей; 4) способом их удовлетворения.

Всякая социокультурная  система, по П. Сорокину, - это творение человека. Но и сам человек является существом интегральным, продуктом социокультуры, усвоившим определённые ценности. Любой человек вписан в социокультурную систему. Люди вступают в систему социальных отношений под влиянием бессознательных (рефлекторных), биосознательных (чувств голода, жажды) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. При этом бессознательное и биосознательное контролируется и регулируется социосознательным.

П. Сорокин делает вывод о том, что с помощью социоэмпирических исследований культурных качеств (значений, ценностей, норм), скрытых в социосознании индивидов и проявляющихся в их деятельности, можно обнаружить периоды человеческой истории, отличные друг от друга, т.е. различные цивилизации. Каждая из них уникальна и неповторима, переживает периоды зарождения, расцвета и упадка, происходит смена одних ценностей другими. Таким образом, он разработал цивилизационную теорию, в которой социокультура и цивилизация оказываются синонимами.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабосов Е.М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов. - Минск, 2004. - С. 84-96.

2. Сорокин П.А. Система социологии. В 2 т. - М., 1993.

3. Социология: Учеб. пособие / Под ред. Э. В. Тадевосяна. - М., 1995. -С. 74-104.

4. Харчева В. Основы социологии. - М., 1997. -




Информация о работе Интегральная социология П. Сорокина