Интегральная социология П.А. Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 20:40, контрольная работа

Описание работы

В 1922г. опубликована работа Сорокина “Система социологии”, которая была представлена на публичный диспут в качестве докторской диссертации. В “Системе социологии” П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них. В «Системе социологии» П. Сорокин подробно разъясняет научные принципы, на которых основан этот труд

Содержание работы

1. Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций………………………………..……………………………………3

2. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П. Сорокина……………………………………………………………………….18

3. Питирим Сорокин, изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон «моральной и религиозной поляризации». Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, психическими расстройствами, ожесточением, циничным восприятием окружающего мира. Закон также утверждает, что все великие религиозные и нравственные системы возникали и укреплялись в катастрофические для кого-либо общественные эпохи.
Прокомментируйте содержание данного закона с позиций современного общества. Находит ли он подтверждение?..................................................................................................24

Список используемой литературы………………………………………..…28

Файлы: 1 файл

социология контр.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

периода и после его завершения, при условии, что общество, о котором идет речь, не погибает в катастрофе».

Также необходимо отметить, что силы положительной религиозной и моральной поляризации в нашем обществе постепенно усиливаются: возросло число искренне верующих, прорастают, пока слабые, ростки нового движения в сторону толерантности, воспитания доброты, возрождения нравственности. Естественно, пока еще доминируют силы негативной поляризации, но этот факт лишь подтверждает отмеченную Питиримом

Сорокиным закономерность о превалировании негативной поляризации в начальные периоды кризисов. Закон моральной и религиозной поляризации находит своё  подтверждение Особенно ценной для существующей сейчас ситуации в России кажется положение Сорокина о том, что только глобальная ценностная переориентация внутри самого общества может стать гарантом его стабилизации, дальнейшего развития и процветания, что никакие отдельные меры в области экономики и политики не смогут помочь в устранении кризиса.

Существует мнение, что гораздо проще судить об эпохах, от которых тебя отделяет определенные промежуток времени, потому что ошибочные или правильные поступки выявляет история, а вот судить о современном тебе обществе задача совсем непростая, в большей степени,  потому что ты сам являешься элементом этого общества. Так же сложно говорить о сравнении типов личности  прошлого и изменяющегося настоящего одновременно с этим проблематично определить наиболее подходящую структуру общества (по моральным и региональным признакам), которая смогла бы наиболее лучшим образом перенести бедствия различного характера. Тем не менее, как и в предыдущие века, общество характеризуется различными типами личности, которые находятся в непрерывном взаимодействии друг с другом. Характерные качества каждой личности проявляются в моменты критических социальных ситуаций. Войны, катастрофы, эпидемии и т.д. – все это как раз и есть те самые критические события, которые «раскрывают» человека с позиции личности, открывая тем самым, все благородные и низменные черты человека.  

Исходя из того, что человеку свойственно желание самовыражения, реагировать на происходящее вокруг него и адаптироваться к новым условиям, во времена больших катаклизмов происходит переоценка всех ценностей (а может и создание новых) и переформировка общества, за счет сплочения социальных групп для выживания в новых условиях. В «катастрофических» условиях люди будут искать силы в религии, что бы выдержать испытания, в творчестве – умиротворение, а создание и культивация новых нравственных норм поможет избежать морального краха общества. А слабовольные, отчаявшиеся и потерявшие надежду на что-либо люди, несомненно, попытаются либо уйти из жизни, либо, воспринимая действительность в черном свете.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод – закон справедлив, более того он будет работать в рамках современного общества, т.к. в обществе и по сей день, наличествует огромное число людей с выдающимися личностными качествами, которые смогут поддерживать социум в локальных или глобальных катаклизмах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Сорокин П.А. Человек, Цивилизация, Общество. М., 1992.
  2. Сорокин П.А. Системы социологии. М., 1993.
  3. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. М., 1994.
  4. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997.
  5. Сорокин П.А. Моя философия – интегрализм. /Социологические исследования.1992.
  6. Сорокин П.А. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса 1998.
  7. Сорокин П.А. Забытый фактор войны. 1999.
  8. Сорокин П.А. Условия и перспективы мира без войны. 1999.
  9. Голосенко И.А. Питирим Сорокин о внутренних нарушениях социального    порядка./Социологические исследования. 2000.
  10. Бондаренко В.М. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени./Социологические исследования. 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Интегральная социология П.А. Сорокина