Интегративные процессы в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2015 в 21:48, контрольная работа

Описание работы

Развитие современной цивилизации идет под знаком усиления всемирного характера многих важных процессов и явлений. Возрастание роли мировой политики и международных отношений, взаимосвязанность и масштабность мировых процессов в экономической, политической, социальной и культурной жизни, включение в международную жизнь и общение все больших масс населения Земли - все это свидетельствует о глобализации мирового сообщества. Происходит постепенное преобразование мирового пространства в единую зону, где свободно перемещаются капиталы, товары, услуги, новые идеи, развиваются современные институты и механизмы их взаимодействия.

Файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Становление человечества, как единого целого - длительный процесс, который вошёл в завершающую фазу вместе с глобализацией в конце XX века. Это объективное явление, но человечество еще должно научиться использовать его в интересах всеобщего и устойчиво безопасного своего развития.

 

2. Теории глобализации в социологии

 

С появлением международных интеграционных тенденций появилась и объективная необходимость изучения и подведения теоретической базы этого явления. В современной социологии существуют несколько подходов к объяснению глобального мироустройства.

Автором одной из теорий, утверждающих, что в мире сформировалась единая глобальная цивилизация, является Иммануэль Валлерстайн, ведущий американский социолог и социальный теоретик.

 Валлерстайн принимает марксистский анализ экономических противоречий капитализма, но  отвергает излишний детерминизм Маркса, заставляющий его делать вывод о неизбежности коммунизма. Вместо линейной последовательности сменяющих друг друга фаз - от первобытно-общинной через рабовладельческую и феодальную к капиталистической – Валлерстайн предлагает различать в человеческой истории три основные формы объединений людей: мини-системы и мировые системы (миросистемы), последние подразделяются на мировые империи и мировые экономики.

Мини-системы – это первобытные сообщества, занимающие небольшие территории и существующие сравнительно короткий срок. Они объединены кровным родством, однородной культурной и управляющей структурой. Обмены деятельностью и продуктами в таких системах между людьми происходят на принципах взаимности.

Мировые империи – это обширные политические культуры с централизованной властью, включающие в себя большое культурное разнообразие. Основная деятельность - взимание дани с местно самоуправляющихся производителей и передача её в центр, где она перераспределяется среди структур управления (чиновников).

Мировые экономики – это цепочки производящих  структур, пресекающих политические границы и образующих сети обмена продуктами и услугами. Прибыль здесь распределяется в пользу тех, кто получает те или иные временные монополии, что и составляет логику капитализма.

Согласно Валлерстайну, к концу XIX в. возникла глобальная капиталистическая мировая экономика, ставшая единой миросистемой. В ней  сегодня и живёт всё человечество. Миросистема устроена следующим образом. Имеется её «ядро» или центр – это группа высокоразвитых стран (Западная Европа, Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия, Япония), которые получают максимум прибыли от всемирного капиталистического производства. На краю миросистемы располагается «периферия» - страны так называемого «третьего мира» в Азии, Африке и Латинской Америке. В системе международного разделения труда они служат сырьевой базой и источником сельхозпродукции для стран «ядра». Остальные страны находятся в промежуточном состоянии «полупериферии» - это в основном страны бывшего «социалистического лагеря». Их судьба – либо быть интегрированными в «ядро» миросистемы, либо опуститься на «периферию». В таком «полуприферийном» положении, согласно Валлерстайну, находится и Россия после распада СССР.

Итак, Валлерстайн считает, что современная миросистема капитализма уже объединила человечество. Но, поскольку она несправедлива, то она неизбежно разрушится. Хотя в отличие от Маркса, он не утверждает, что на смену капиталистической миросистеме обязательно придёт демократическое общество справедливого равенства. Что её сменит – предсказать невозможно. (См. 2, с. 54-56)

В 1989 г. американский политолог и социолог Фрэнсис Фукуяма опубликовал статью под названием «Конец истории?», в которой представил совершенно иную перспективу современного мира.

Статья появилась, когда перестройка в Советском Союзе вызвала серьёзные политические и идеологические перемены. Анализируя эти события, Фукуяма сделал вывод о том, что история как борьба альтернативных проектов развития человечества пришла к своему концу. Либерализм в начале XX в. боролся с остатками абсолютизма. Затем либерализму попытались противостоять большевизм и фашизм, ставящие своей целью господство над другими народами или всем миром. Во второй половине века с либерализмом конкурировал «новейший марксизм», противостояние с которым поставило мир на грань ядерной катастрофы. В результате к концу века все идеологические противники либерализма оказались несостоятельными. Проект рыночной экономики и либеральной демократии больше не имеет сколько-нибудь серьёзных альтернатив. Это означает, что история фактически закончилась. Либеральный миропорядок признан всеми как безальтернативный. Хотя концепция Фукуямы определяет современный мир как принципиально бесконфликтный, автор не утверждает, что человечество вступило в фазу бесконфликтности и всеобщего мира. Он признаёт, что религия и национализм остаются серьёзными проблемами для либерального миропорядка. Но они не будут в состоянии бросить глобальный вызов капитализму и западной либеральной демократии как форме правления, принимающей универсальный характер. (См. 11)

Возражая Фукуяме,  один из крупнейших политологов и специалистов по международной политике Сэмюэл Хантингтон построил теорию «столкновения цивилизаций» в опубликованной им статье «Конфликт цивилизаций?». Распад Советского Союза, а затем кровавый конфликт на Балканах между бывшими членами Югославской федерации стали для Хантингтона поводом для пересмотра гипотезы «конца истории». В нарастающих религиозно-национальных конфликтах он увидел не временные помехи на пути к универсальному либерально-капиталистическому миропорядку, а очертания новой структуры глобального конфликта. И соответственно не конца истории, а её ещё более драматического продолжения.

Все предыдущие конфликты, имевшие глобальные последствия, разворачивались в рамках западной цивилизации. Распад коммунистической сверхдержавы и крах идеологии коммунизма завершили западную фазу мировой политики. Теперь основным становится взаимодействие между Западом и незападными цивилизациями. Содержание современной эпохи состоит в столкновении культур-цивилизаций. К ведущим культурам-цивилизациям Хантингтон относит западную, конфуцианскую (Китай), японскую, исламскую, индуистскую, буддийскую, православно-славянскую, латиноамериканскую и африканскую. Если XX столетие являлось веком столкновения идеологий, то XXI столетие станет веком столкновения цивилизаций или религий. Цивилизации несхожи по своей истории, культурным традициям и, самое важное, с точки зрения Хантингтона, религиям. У людей различных культур-цивилизаций отличаются представления о мире в целом, о свободе, моделях развития, об отношениях между индивидом и общностью, о Боге.

Хантингтон считает, что западная модель, основанная на рыночной экономике и либеральной демократии с приоритетом индивидуальных прав и свобод, уже не может быть навязана силой. А для незападных цивилизаций этот набор ценностей не слишком близок и понятен и не может быть ими принят. Поэтому перед незападными цивилизациями в противостоянии с Западом имеются три возможности: выбрать стратегию полной изоляции, как Северная Корея или Бирма; попытаться стать частью Запада – целиком принять западные ценности и осуществить полную вестернизацию, как Турция, Египет, Малайзия, Южная Корея; начать противостоять Западу, для чего вступать в союзы и сотрудничество между собой, развивать экономическую и военную мощь, сохраняя свои собственные ценности, то есть модернизироваться, но не вестернизироваться, как успешные страны Аравийского полуострова, Иран.

Хантингтон уверен, что столкновения между цивилизациями несут главную угрозу международному миру. Поэтому он  предлагает отказаться от универсализма, признать реальное разнообразие культур, но в отношениях между цивилизациями искать общее между всеми ними. Например, это может быть идеал высокой культуры, включающий в себя высшие достижения человеческого духа в области морали, философии, искусства, технологии и т. д. Ощутить своё единство люди всех цивилизаций могут и противостоянии «варварству», как это определяет Хантингтон, то есть жестокости, насилию, организованной преступности, международному терроризму – всем проявлениям зла. (См. 12)

Таковы три наиболее оригинальные и хорошо аргументированные концепции современного глобального мира.

 

3. Место России в новом мире

 

Для нас, российских граждан, естественно, особо стоит вопрос о месте и роли России в мировом сообществе в условиях глобализации. Положение России в глобализированном мире сложное. Россия оказалась в эпицентре глобальных перемен и стала крупнейшей зоной нестабильности.

Ныне Россия занимает не просто полуокраинное по отношению к мировым центрам положение, как это было до первой мировой войны, или положение одного из двух полюсов в двухполюсном миропорядке послевоенного периода, а срединное пространство между Европой, Дальним Востоком и мусульманским миром. В то же время она является центром притяжения стран постсоветского пространства, тем самым составляя ось новой группировки стран и народов, которые. (См. 1, с. 164)

В своё время СССР уже представлял собой довольно развитую интеграционную группировку. С развалом СССР и переходом на рыночные отношения возникла объективная необходимость построения новой формы экономического объединения. Достаточно сильные взаимосвязи в экономической сфере были достигнуты уже в СССР, которые перешли по наследству к СНГ – это, в первую очередь, единая энергетическая система, транспортная сеть, система связи, телекоммуникаций, и общая система стандартов. Неподготовленность новой формы сотрудничества, развал СССР, резкий переход к рыночным отношениям, непродуманные экономические реформы привели к разрыву многих экономических связей, потере единой валюты для  стран содружества. Недостаточный торговый опыт привел к потере рынков многими, в особенности трудоемкими и технически развитыми, производствами. Тем не менее, по прошествии определенного количества времени и с приобретением опыта, отечественный производитель приспосабливается к новым условиям, хотя этому мешает несовершенство правовой базы, налоговой системы, а так же свою негативную роль играет политический фактор. Однако идет постоянное увлечение тенденций именно к политическому сближению. В 1997 г. Был создан Союз России и Беларуссии. В 1998 был подписан ряд соглашений, позволявших провести более тесную интеграцию в политической, экономической и социальной сфере, что усиливало Союз. С 8 декабря 1999 г.  официальное название Союза - Союзное государство. (См. 5)  В 1995 г. три республики бывшего Советского Союза - Россия, Беларусь, Казахстан - основали Таможенный Союз, к которому позже присоединились Кыргызстан и Таджикистан. В 2000 г. он был преобразован в полноценную международную организацию - Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс). В Договоре об учреждении ЕврАзЭс заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей и задач, определённых Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Предусмотрены организационно-правовые инструменты реализации достигнутых договоренностей, система контроля за реализацией принимаемых решений и ответственности Сторон. (См. 4)

Обладая достаточным экономическим, военным и духовным потенциалом и сохраняя статус ядерной державы, Россия является естественным центром притяжения для большинства стран ближнего зарубежья и при создании системы их коллективной безопасности. Наибольший прогресс с точки зрения интеграции постсоветского пространства наблюдается именно в военно-политической сфере. В Ташкенте 1992 г. был подписан договор о коллективной безопасности стран — участниц СНГ, в котором зафиксированы общие принципы и ориентиры оборонного строительства и стратегии поддержания мира и стабильности в регионе. (См. 4) Поскольку США претендуют на роль единственной сверхдержавы и пытаются единолично решать все мировые проблемы, Россия в такой обстановке провозгласила главным приоритетом в Концепции внешней политики РФ развитие отношений со странами ближнего зарубежья. (См. 1, с. 165) На нынешнем этапе в военно-политическом плане только Россия способна противостоять США. С выходом из экономического кризиса этот статус неизбежно укрепится

Не последнее место в интеграционной системе России занимает Европейский союз. Во многом наша территориальная близость, а также внешнеэкономическая и политическая направленность на Европу способствуют сближению с нашей стороны. Интерес же Евросоюза к России продиктован, с одной стороны, обеспечением безопасности в Европе и  укреплением экономических и научно-технологических позиций в мире перед лицом конкуренции со стороны США и Японии. С другой стороны, освоение такого рынка, как российский, может стимулировать ускорение темпов развития экономики стран Евросоюза. Пока нет определенной ясности в системе взаимоотношений между Евросоюзом и Россией. Все будет зависеть от дальнейших процессов происходящих в Европейском союзе и России. На современном этапе уже создано «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве» (СПС), которое представляет собой программу долгосрочного сотрудничества в различных сферах жизнедеятельности. Это соглашение предусматривает приобщение России к общим правилам международной торговли, что открывает определенные перспективы: помощь со стороны ЕС в проведении социальных и экономических программ; создание единого правового пространства и совместных органов для решения возникающих проблем; устранения дискриминационного подхода к России в связи с признанием её страной с переходной экономикой; постепенное открытие российского рынка для всего спектра товаров, чтобы не поставить в затруднительное положение российских производителей. Кроме того, России предоставлена возможность сохранять особые, более льготные условия торговли и экономического сотрудничества с независимыми ныне государствами бывшего СССР, что важно для развития интеграции в рамках СНГ. СПС содержит крайне важное положение о возможности дальнейшего углубления отношений России с ЕС и Европой в целом посредством образования зоны свободной торговли между Россией и ЕС. Это может стать решающим шагом на пути интеграции России в Европу. (См. 8)

Тем не менее, нынешняя система взаимодействия с мировым рынком ущербна для России. Глобализация дает больше козырей нашим партнерам, чем нам. Благодаря ей они компенсируют свои геополитические недостатки, в то время как Россия утрачивает свои сравнительные преимущества. В чём это выражается? На данном этапе в России намечаются лишь робкие попытки восстановления технически прогрессивных наукоёмких производств, именно поэтому в торговом балансе России преобладает экспорт ресурсов (газ и нефть) и энергоёмкой продукции (никель, алюминий, азотные минеральные удобрения), хотя существенен вклад в экспорт военной техники. Основа импорта – автомобили, электроника, бытовая техника, а также продовольствие. Что сулит это России в перспективе? В зависимости от идеологических пристрастий есть опасность закрепления России в качестве сырьевого придатка высокоразвитых зарубежных экономик.  В любом случае такая стратегия может обеспечить более или менее устойчивое развитие и экономический рост в течение ближайших 15-20 лет, но по мере истощения невосполнимых природных ресурсов она исчерпает себя. (См. 7) И тогда придется менять стратегию на преимущественное развитие высокотехнологичных наукоемких производств. Поэтому уже сейчас необходимо начать одновременное активное движение по двум стратегическим направлениям – сырьевому и высокотехнологичному наукоемкому. Ситуация должна измениться, так как правительство принимает меры для изменения структуры экспорта и увеличения в нём доли технологичной продукции.

Сложное современное состояние российской экономики  является препятствием для успешного включения России в мировые интеграционные процессы. Негативное влияние оказывают следующие факторы. Во-первых, наше хозяйство маловосприимчиво к достижениям научно-технического прогресса, значительная часть предприятий практически не вкладывает средств ни в создание новых технологий, ни в модернизацию старых. Во-вторых, мешает управленческая слабость государства, отсутствие у него чёткой экономической стратегии и высокая коррумпированность государственного аппарата. В-третьих, проблема непроизводственных издержек бизнеса в России. Достигнутое снижение налогового бремени не даёт эффекта из-за большой теневой нагрузки на экономику. Эта нагрузка – административное, коррупционное и отчасти криминальное давление на бизнес. (См. 2, с.235-236) Наша страна пока проигрывает гонку со временем в глобализирующемся, многополярном мире.

 

Заключение

 

Итак, мир XXI в. – это глобальный мир. Все континенты, государства и народы планеты объединены в неразрывное целое самыми разными взаимосвязями. Современный этап глобализации протекает в неравных условиях для ее участников. Интеграция идет без учета интересов большинства государств. Богатые страны приобретают все больший контроль над мировыми ресурсами, лидируют в продвижении новейших технологий на мировой рынок, в распределении прямых иностранных инвестиций. В социальной сфере глобализация предполагает создание общества, которое должно быть основано на уважении прав и фундаментальных свобод человека, на принципе социальной справедливости. Однако растущий социально-экономический и культурный разрыв между верхними и нижними слоями мирового сообщества становится еще более очевидным. Россия по степени освоения рыночных принципов хозяйственной жизни находится еще в начале пути. Многие социально-экономические проблемы нам приходится решать во время движения к рыночной экономике и демократическому обществу. Её будущее зависит от тех политических шагов, которые будет делать нынешняя власть.

Информация о работе Интегративные процессы в современном мире