Интернет-зависимость у студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:06, реферат

Описание работы

Задача: изучить интернет-зависимость среди студентов.
Для этого необходимо:
Собрать как можно больше информации об интернет-зависимости.
Попытаться изучить каким образом она влияет на психику человека.
Узнать о распространении интернет-зависимости у студентов.

Файлы: 1 файл

интернет-зависимость.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

Введение.

Цель:

Существуют  различные виды зависимости: наркомания и алкоголизм. Чуть позже к ним присоединяется игромания, токсикомания и курение. Одна из последних видов зависимости, охватившая мир - интернет-зависимость. Зависимость которая хоть и находится на слуху, но как то не очень вяжется с зависимостью.

 Последние два десятилетия  ознаменовались повсеместным распространением  Интернета в профессиональной  и в обыденной жизни миллионов  людей. На сегодняшний день  по количеству пользователей  Интернета Россия занимает четвертое место в мире. В период с 2002 до 2008 года число Интернет-пользователей в России выросло с 8 % (8,7 млн. человек) до 31 % (37 млн. человек), а уровень суточной аудитории – с 2,1 млн. человек до 15,9 млн. человек. Таким образом, на сегодняшний день каждый третий житель России является пользователем Интернета, а каждый седьмой – посещает Интернет ежедневно. По результатам многочисленных социологических опросов основными пользователями Интернета в России являются молодые люди в возрасте от 18-24 лет.1

 В связи  с возрастающей компьютеризацией  и «интернетизацией» российского  общества стала актуальной проблема  патологического использования  Интернета, обозначенная в зарубежной  литературе И.Голдбергом и К.Янг  в конце 80-х годов прошлого  столетия.

Речь идет о  так называемой «интернет-зависимости» (синонимы: интернет-аддикция, нетаголизм, виртуальная аддикция, интернет поведенческая  зависимость, избыточное/патологическое применение интернета).

Мы иногда даже не задумываемся о том, какую роль играет интернет в нашей жизни, поэтому цель моего исследования: подробнее изучить такой вид зависимости человека как интернет-зависимость среди студентов.

Задача: изучить интернет-зависимость среди студентов.

Для этого необходимо:

  1. Собрать как можно больше информации об интернет-зависимости.
  2. Попытаться изучить каким образом она влияет на психику человека.
  3. Узнать о распространении интернет-зависимости у студентов.
  4. Выразить свою точку зрения на эту проблему.

В отечественной  обществоведческой литературе интернет зависимости, информомании и компьютеромании посвящены работы: Войскунского А.Е., Соколовой И.В., Белинской Е., Голенко М.В., Дрепа М.И., Чудовой И.В., Павловой Е.А., Плешакова В.А., Спиркиной Т.С.,ºФедосоваºА.ºЮ и др.

Конечно, в рамках данной работы невозможно углубленно проанализировать и предпринять попытку решения какого-либо из существующих вопросов, касающихся этой патологии.

 

 

 

 

 

 

  1. Интернет-зависимость у студентов.

2.1.Что такое интернет-зависимость?

Интернет-зависимость  — психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета.2

Впервые расстройство было описано в 1995 году доктором Иваном Голдбергом Несмотря на то, что в  цели Голдберга не входило включение  этого расстройства в официальные психиатрические стандарты, предложенное им описание базируется на описании расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами. Многие психологи занимаются исследованием этой проблемы. Определены некоторые симптомы, которые могут служить «первыми ласточками» зависимости:

- хорошее самочувствие  или эйфория за компьютером;

- невозможность  остановиться;

- увеличение  количества времени, проводимого  за компьютером;

- пренебрежение  семьей и друзьями;

- ощущения пустоты,  депрессии, раздражения не за компьютером;

- ложь работодателям  или членам семьи о своей  деятельности;

- проблемы с  работой или учебой.

В 1994 году психиатр Кимберли Янг разработала и опубликовала на сайте тест-опросник, направленный на выявление интернет-зависимости и получила около 500 ответов. Большинство ответивших были признаны согласно выбранному критерию интернет-зависимыми. Оказалось, что распространённость этого расстройства сходна с распространённостью патологической азартности и составляет от 1 до 5 % пользователей Интернета.

В 1997—1998 гг. были созданы исследовательские и  консультативно-диагностические службы по данной проблематике. В 1998—1999 гг. вышли  первые монографии по проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд и др.). В России данный феномен изучается в основном психологами. Интерес представляют работы психиатра Виталины Лоскутовой (Буровой), которая первая из российских врачей начала серьёзно изучать данное явление.

Информация  для человека имеет огромное значение. Компьютер и Интернет является мощным инструментом обработки и обмена информацией, кроме того, благодаря компьютеру стали доступными различные виды информации. Это и считается первопричиной компьютерной или интернет зависимости, так как в определенном смысле они страдают нарушением процессов обмена информацией.

Проблема интернет-зависимости  выявилась с возрастанием популярности сети Интернет. Некоторые люди стали  настолько увлекаться виртуальным  пространством, что начали предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером  до 18 часов в день. Резкий отказ от Интернета вызывает у таких людей тревогу и эмоциональное возбуждение. Психиатры усматривают схожесть такой зависимости с чрезмерным увлечением азартными играми.

Официально  медицина пока не признала интернет-зависимость  психическим расстройством, и многие эксперты в области психиатрии вообще сомневаются в существовании интернет-зависимости или отрицают вред от этого явления.

Зависимость в  медицинском смысле определяется как  навязчивая потребность в использовании  привычного вещества, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. Рост толерантности означает привыкание ко всё бо́льшим и бо́льшим дозам. Но в случае с интернет-зависимостью никакого «привычного вещества» в прямом смысле слова не существует. Поэтому характер зависимости иной, чем при употреблении наркотиков или алкоголя, то есть физический компонент полностью отсутствует. А вот психологический проявляется очень ярко.2

Таким образом, можно определить интернет-зависимость  как нехимическую зависимость — навязчивую потребность в использовании Интернета, сопровождающуюся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами.

По данным различных  исследований, интернет-зависимыми сегодня  являются около 10 % пользователей во всём мире. Российские психиатры считают, что сейчас в нашей стране таковых 4—6 %. Несмотря на отсутствие официального признания проблемы, интернет-зависимость уже принимается в расчёт во многих странах мира. Например, в Финляндии молодым людям с интернет-зависимостью предоставляют отсрочку от армии.

Классификация интернет-зависимости, её причин и симптомов

Существует 5 основных типов интернет-зависимости:

Навязчивый  веб-серфинг — бесконечные путешествия  по Всемирной паутине, поиск информации.

Пристрастие к  виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.

Игровая зависимость  — навязчивое увлечение компьютерными  играми по сети.

Навязчивая  финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.

Киберсексуальная  зависимость — навязчивое влечение к посещению порносайтов и  занятию киберсексом.

Статистика  так распределяет сетевые услуги по частоте интернет-зависимости:

Чаты — 37 %

Многопользовательские игры — 28 %

Телеконференции по сети — 15 %

Электронная почта — 13 %

Сайты Всемирной паутины  — 7 %

Иные сетевые протоколы  — 2 %2

Анализ показывает, что  главенствующим фактором, благодаря  которому все эти явления получили широкое распространение, является анонимность личности в Интернете.

Проблемы в семье, как  правило, возникают в результате недостатка внимания к тому или иному  члену семьи. Ссоры и непонимание  проблем зависимого человека только усугубляют положение отношений в семье. Так как интернет-зависимый человек поглощает много информации и, возможно, знаний, подобные изменения вызывают внутреннюю напряженность и обеспокоенность. Семейные скандалы могут лишь еще больше повредить психику человека.

Таким образом, интернет-зависимость  это болезнь психики, которая  очень распространена в обществе.

 

2.2.Интернет-зависимость как проблема молодежи.

Наибольший  процент интернет-зависимых на сегодняшний  день среди студентов.

Интернет-зависимость среди  студентов 1-2 курсов находится в пределах 15%, что соответствует уровню Интернет-зависимости среди россиян, определенному российскими специалистами. На 3-ем курсе уровень зависимости снижается, а на 4-м курсе он падает до 4%, подтверждая гипотезу Кимберли Янг о низком уровне Интернет-зависимости среди специалистов с высоким уровнем образования.3

Наличие Интернета дома и  стаж студентов как пользователей  Интернета - эти показатели не оказывали  большого влияния на результаты анкетирования, поскольку показали равное процентное соотношение для студентов всех курсов (почти 100-процентное наличие Интернета дома и стаж пользования более 3 лет). При этом среди показателей зависимости наиболее распространенными на всех 4-х курсах были размышления о предыдущих онлайн сеансах и использование Интернета как средства ухода от проблем или дурного настроения, а также нахождение в Интернете дольше предполагаемого времени.

Большую часть онлайнового  времени у студентов занимает пользование сайтами, полезными  для учебы, а также игровыми и развлекательными, на третьем месте - общественно-политические сайты.

У большинства студентов  Интернет забирает из ежедневного бюджета  времени от одного до шести часов.

Но при этом, по мнению большинства, Интернет, не влияет на их здоровье, а потому студенты считают его полезным и испытывают в нем периодическую потребность.

Можно сделать вывод: люди, которые выбрали профессию, связанную  с информационными технологиями, рассматривают Интернет в качестве помощника в своей работе и  получении знаний. И хотя они вынуждены использовать Интернет постоянно в рамках своей деятельности, это вызывает скорее снижение потребности в нем, чем развитие зависимости.

Студенческая  среда может быть охарактеризована как достаточно агрессивная и конкурентная. Именно в ней происходит основной этап социализации и профессионального становления личности молодого человека.

Поскольку ИКТ  являются сегодня ведущим средством  обучения, а информационные ресурсы, распределенные в Интернет пространстве, довольно часто используются в образовательных целях, то учащаяся молодежь автоматически попадает в группу повышенного риска, когда речь идет об интернет-зависимом поведении.

Существует  две группы факторов, способных ускорить эти процессы.

Внешние факторы: информационная и методическая политика вуза относительно регламента использования  сети Интернет в учебном процессе, правовые нормы, регулирующие информационное пространство, информационная культура и ИКТ-компетентность педагогов, отсутствие контроля и цензуры за деятельностью в сети и др.

К внутренним факторам следует отнести: достаточно юный возраст  студента, высокая подверженность маргинальному  поведению и аддикциям в целом, не системный и не всегда позитивный опыт пребывания в киберпространстве, отсутствие ценностей и установок относительно роли интернет в жизни личности.

Ученые пришли к заключению, что большинство  студентов колледжей страдает этой формой зависимости.

Исследователи из Мэрилендского университета полагают, что у американских студентов развилась сильнейшая привязанность: они жить не могут без общения, информации и связей, которые получают в социальных сетях.

Результаты  исследования основаны на отчетах, сделанных  самими студентами, за которыми замечен тот или иной вид ненормального поведения.

Студенты, наблюдаемые  в ходе исследования, сообщили о  том, что они чувствуют, если вынуждены  остаться без любого из меедиаканалов. Участники рассказали, что чувствуют  сильную тягу, сильное волнение, беспокойство, возбуждение и расстройство. все эти признаки наблюдаются и у наркоманов.

Критерии диагностики  интернет-зависимости

Исследователь

Среднее время, проводимое участниками в интернете (часов/неделю)

Признаки соматического  неблагополучия, нарушения уровня ф(х)

Вывод об интернет-зависимости

В . Беннер

19 часов

(Макс.10) 80% участников  – до5 симптомов

Интернет –  жестокая информационная среда, поэтому  некоторое количество симптомов – неизбежное зло, зависимость как таковая отрицается.

К. Шерер

8 часов, зависимые участники – 11 часов

9% (13% акт. Пользователей)  – и более симптомов

Такого количества симптомов достаточно для диагностики  зависимости (в сочетании с самоотчетом)

Дж. Мораган-Мартин с соавт.

Зависимые – 8,5 часов, ограниченные симптомы – 3,2 часа.

Отсутствие симптомов – 2,4 часа

Зависимые – 5 и  более, огр. Симптомы – 3-5

Видимо, ежедневное массированное использование интернета  неизбежно ведет к зависимости


 

Было проведено  несколько исследований, результаты которых кардинально различаются: В. Бреннер исследовал выборку пользователей с применением он-лайн опросника (выборка 400 человек)К. Шерер ; Дж. Мораган - Мартин  использовали в своих исследованиях выборку учащихся своих университетов (первая выборка - 531 человек, вторая - 283).

Таким образом, интернет-зависимые студенты характеризуются такими показателями эмоционально-волевой сферы их личности, как высокие уровни личностной тревожности, депрессии, агрессивности и враждебности. При увеличении степени интернет-зависимости происходит дальнейшее повышение этих характеристик. Пoмимо этого, для интернет-зависимых студентов характерны низкие показатели силы воли, стрессоустойчивости, самооценки и уверенности в себе. При увеличении степени зависимости наблюдается снижение этих показателей.

Информация о работе Интернет-зависимость у студентов