Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:06, реферат
Задача: изучить интернет-зависимость среди студентов.
Для этого необходимо:
Собрать как можно больше информации об интернет-зависимости.
Попытаться изучить каким образом она влияет на психику человека.
Узнать о распространении интернет-зависимости у студентов.
Цель:
Существуют различные виды зависимости: наркомания и алкоголизм. Чуть позже к ним присоединяется игромания, токсикомания и курение. Одна из последних видов зависимости, охватившая мир - интернет-зависимость. Зависимость которая хоть и находится на слуху, но как то не очень вяжется с зависимостью.
Последние два десятилетия
ознаменовались повсеместным
В связи
с возрастающей
Речь идет о так называемой «интернет-зависимости» (синонимы: интернет-аддикция, нетаголизм, виртуальная аддикция, интернет поведенческая зависимость, избыточное/патологическое применение интернета).
Мы иногда даже не задумываемся о том, какую роль играет интернет в нашей жизни, поэтому цель моего исследования: подробнее изучить такой вид зависимости человека как интернет-зависимость среди студентов.
Задача: изучить интернет-зависимость среди студентов.
Для этого необходимо:
В отечественной обществоведческой литературе интернет зависимости, информомании и компьютеромании посвящены работы: Войскунского А.Е., Соколовой И.В., Белинской Е., Голенко М.В., Дрепа М.И., Чудовой И.В., Павловой Е.А., Плешакова В.А., Спиркиной Т.С.,ºФедосоваºА.ºЮ и др.
Конечно, в рамках данной работы невозможно углубленно проанализировать и предпринять попытку решения какого-либо из существующих вопросов, касающихся этой патологии.
Интернет-зависимость — психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета.2
Впервые расстройство было описано в 1995 году доктором Иваном Голдбергом Несмотря на то, что в цели Голдберга не входило включение этого расстройства в официальные психиатрические стандарты, предложенное им описание базируется на описании расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами. Многие психологи занимаются исследованием этой проблемы. Определены некоторые симптомы, которые могут служить «первыми ласточками» зависимости:
- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
- невозможность остановиться;
- увеличение
количества времени,
- пренебрежение семьей и друзьями;
- ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
- ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
- проблемы с работой или учебой.
В 1994 году психиатр
Кимберли Янг разработала и опубликовала
на сайте тест-опросник, направленный
на выявление интернет-
В 1997—1998 гг. были
созданы исследовательские и
консультативно-
Информация для человека имеет огромное значение. Компьютер и Интернет является мощным инструментом обработки и обмена информацией, кроме того, благодаря компьютеру стали доступными различные виды информации. Это и считается первопричиной компьютерной или интернет зависимости, так как в определенном смысле они страдают нарушением процессов обмена информацией.
Проблема интернет-зависимости выявилась с возрастанием популярности сети Интернет. Некоторые люди стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что начали предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Резкий отказ от Интернета вызывает у таких людей тревогу и эмоциональное возбуждение. Психиатры усматривают схожесть такой зависимости с чрезмерным увлечением азартными играми.
Официально медицина пока не признала интернет-зависимость психическим расстройством, и многие эксперты в области психиатрии вообще сомневаются в существовании интернет-зависимости или отрицают вред от этого явления.
Зависимость в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. Рост толерантности означает привыкание ко всё бо́льшим и бо́льшим дозам. Но в случае с интернет-зависимостью никакого «привычного вещества» в прямом смысле слова не существует. Поэтому характер зависимости иной, чем при употреблении наркотиков или алкоголя, то есть физический компонент полностью отсутствует. А вот психологический проявляется очень ярко.2
Таким образом, можно определить интернет-зависимость как нехимическую зависимость — навязчивую потребность в использовании Интернета, сопровождающуюся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами.
По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. Российские психиатры считают, что сейчас в нашей стране таковых 4—6 %. Несмотря на отсутствие официального признания проблемы, интернет-зависимость уже принимается в расчёт во многих странах мира. Например, в Финляндии молодым людям с интернет-зависимостью предоставляют отсрочку от армии.
Классификация интернет-зависимости, её причин и симптомов
Существует 5 основных типов интернет-зависимости:
Навязчивый
веб-серфинг — бесконечные
Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.
Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.
Киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.
Статистика так распределяет сетевые услуги по частоте интернет-зависимости:
Чаты — 37 %
Многопользовательские игры — 28 %
Телеконференции по сети — 15 %
Электронная почта — 13 %
Сайты Всемирной паутины — 7 %
Иные сетевые протоколы — 2 %2
Анализ показывает, что главенствующим фактором, благодаря которому все эти явления получили широкое распространение, является анонимность личности в Интернете.
Проблемы в семье, как правило, возникают в результате недостатка внимания к тому или иному члену семьи. Ссоры и непонимание проблем зависимого человека только усугубляют положение отношений в семье. Так как интернет-зависимый человек поглощает много информации и, возможно, знаний, подобные изменения вызывают внутреннюю напряженность и обеспокоенность. Семейные скандалы могут лишь еще больше повредить психику человека.
Таким образом, интернет-зависимость это болезнь психики, которая очень распространена в обществе.
Наибольший процент интернет-зависимых на сегодняшний день среди студентов.
Интернет-зависимость среди студентов 1-2 курсов находится в пределах 15%, что соответствует уровню Интернет-зависимости среди россиян, определенному российскими специалистами. На 3-ем курсе уровень зависимости снижается, а на 4-м курсе он падает до 4%, подтверждая гипотезу Кимберли Янг о низком уровне Интернет-зависимости среди специалистов с высоким уровнем образования.3
Наличие Интернета дома и стаж студентов как пользователей Интернета - эти показатели не оказывали большого влияния на результаты анкетирования, поскольку показали равное процентное соотношение для студентов всех курсов (почти 100-процентное наличие Интернета дома и стаж пользования более 3 лет). При этом среди показателей зависимости наиболее распространенными на всех 4-х курсах были размышления о предыдущих онлайн сеансах и использование Интернета как средства ухода от проблем или дурного настроения, а также нахождение в Интернете дольше предполагаемого времени.
Большую часть онлайнового времени у студентов занимает пользование сайтами, полезными для учебы, а также игровыми и развлекательными, на третьем месте - общественно-политические сайты.
У большинства студентов Интернет забирает из ежедневного бюджета времени от одного до шести часов.
Но при этом, по мнению большинства, Интернет, не влияет на их здоровье, а потому студенты считают его полезным и испытывают в нем периодическую потребность.
Можно сделать вывод: люди,
которые выбрали профессию, связанную
с информационными
Студенческая среда может быть охарактеризована как достаточно агрессивная и конкурентная. Именно в ней происходит основной этап социализации и профессионального становления личности молодого человека.
Поскольку ИКТ являются сегодня ведущим средством обучения, а информационные ресурсы, распределенные в Интернет пространстве, довольно часто используются в образовательных целях, то учащаяся молодежь автоматически попадает в группу повышенного риска, когда речь идет об интернет-зависимом поведении.
Существует две группы факторов, способных ускорить эти процессы.
Внешние факторы: информационная и методическая политика вуза относительно регламента использования сети Интернет в учебном процессе, правовые нормы, регулирующие информационное пространство, информационная культура и ИКТ-компетентность педагогов, отсутствие контроля и цензуры за деятельностью в сети и др.
К внутренним факторам следует отнести: достаточно юный возраст студента, высокая подверженность маргинальному поведению и аддикциям в целом, не системный и не всегда позитивный опыт пребывания в киберпространстве, отсутствие ценностей и установок относительно роли интернет в жизни личности.
Ученые пришли к заключению, что большинство студентов колледжей страдает этой формой зависимости.
Исследователи из Мэрилендского университета полагают, что у американских студентов развилась сильнейшая привязанность: они жить не могут без общения, информации и связей, которые получают в социальных сетях.
Результаты исследования основаны на отчетах, сделанных самими студентами, за которыми замечен тот или иной вид ненормального поведения.
Студенты, наблюдаемые в ходе исследования, сообщили о том, что они чувствуют, если вынуждены остаться без любого из меедиаканалов. Участники рассказали, что чувствуют сильную тягу, сильное волнение, беспокойство, возбуждение и расстройство. все эти признаки наблюдаются и у наркоманов.
Критерии диагностики интернет-зависимости
Исследователь |
Среднее время, проводимое участниками в интернете (часов/неделю) |
Признаки соматического неблагополучия, нарушения уровня ф(х) |
Вывод об интернет-зависимости |
В . Беннер |
19 часов |
(Макс.10) 80% участников – до5 симптомов |
Интернет – жестокая информационная среда, поэтому некоторое количество симптомов – неизбежное зло, зависимость как таковая отрицается. |
К. Шерер |
8 часов, зависимые участники – 11 часов |
9% (13% акт. Пользователей) – и более симптомов |
Такого количества симптомов достаточно для диагностики зависимости (в сочетании с самоотчетом) |
Дж. Мораган-Мартин с соавт. |
Зависимые – 8,5 часов, ограниченные симптомы – 3,2 часа. Отсутствие симптомов – 2,4 часа |
Зависимые – 5 и более, огр. Симптомы – 3-5 |
Видимо, ежедневное
массированное использование |
Было проведено
несколько исследований, результаты
которых кардинально
Таким образом, интернет-зависимые студенты характеризуются такими показателями эмоционально-волевой сферы их личности, как высокие уровни личностной тревожности, депрессии, агрессивности и враждебности. При увеличении степени интернет-зависимости происходит дальнейшее повышение этих характеристик. Пoмимо этого, для интернет-зависимых студентов характерны низкие показатели силы воли, стрессоустойчивости, самооценки и уверенности в себе. При увеличении степени зависимости наблюдается снижение этих показателей.