Инвалидность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:51, реферат

Описание работы

Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным «злом» в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами. Конечно, масштаб инвалидности зависит от множества факторов, например: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и пр. В России все из перечисленных факторов имеют ярко выраженную негативную направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе.

Файлы: 1 файл

инвалидность как соц. проблема.docx

— 22.65 Кб (Скачать файл)

Инвалидность  представляет собой  социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно  уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую  политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным «злом»  в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой  проблемы, но и существующими экономическими ресурсами. Конечно, масштаб инвалидности зависит от множества факторов, например: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое  развитие, состояние экологической  среды, исторические и политические причины, в частности, участие в  войнах и военных конфликтах, и  пр. В России все из перечисленных  факторов имеют ярко выраженную негативную направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе. В настоящее время  численность инвалидов приближается к 10 млн. чел. (около 7% населения) и продолжает расти. Особенно рост численности инвалидов  значителен за последние 3 года и не будет, пожалуй, преувеличением утверждение, что в не столь отдаленной перспективе  России грозит “инвалидизация  всей страны”, во всяком случае, всего ее населения в пенсионных возрастах.

Исторически понятия  «инвалидность» и «инвалид» в  России связывались  с понятиями «нетрудоспособность» и «больной». И нередко методические  подходы к анализу инвалидности заимствовались  из  здравоохранения,  по  аналогии  с анализом  заболеваемости.   Представления   о   происхождении   инвалидности укладывались в традиционные схемы                           «здоровье-заболеваемость»  (хотя,  если быть точным, заболеваемость — показатель нездоровья) и «больной —  инвалид».

Инвалидность — препятствия  или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.

Инвалид — человек, у которого возможности  его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.

В настоящее  время принята более  корректная форма обозначения инвалида — «человек с ограниченными возможностями»

В зависимости  от степени ограничения  жизнедеятельности, обусловленного стойким  расстройством  функций организма, возникшего в  результате заболеваний, последствий  травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается первая вторая или  третья группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория “ребенок-инвалид”.

Проблема социально-психологической  адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной  из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи  с большими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами. Несмотря на это, процесс адаптации  этой категории граждан к основам  жизнедеятельности общества остаётся практически неизученным, а именно он решающим образом определяет всю  эффективность тех коррекционных  мероприятий, которые предпринимают  специалисты, работающие с инвалидами.

Настал момент представить инвалидность не как  проблему определённого круга  “неполноценных людей”, а как проблему всего  общества в целом. Её сущность определена правовыми, экономическими, производственными, коммуникативными, психологическими особенностями взаимодействия инвалидов с окружающей действительностью. Самые серьёзные аспекты проблемы инвалидности связаны с возникновением многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам и лицам с хроническими заболеваниями, а также многодетным семьям, пожилым людям, детям-сиротам, детям с нарушениями социального поведения активно включиться в жизнь общества. Данная ситуация-следствие неверной социальной политики, которая ориентирована только на часть “здорового” населения и выражает интересы этой категории граждан. Именно поэтому структура производства и быта, культуры и досуга, социальных услуг остаётся неприспособленной к нуждам больных людей.

Потребности инвалидов  можно условно  подразделить на две  группы: – общие, т.е. аналогичные нуждам остальных  граждан и - особые, т.е. потребности, вызванные той или иной болезнью.

Наиболее типичными  из “особых” потребностей инвалидов  являются следующие:

в восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам  деятельности;

в передвижении;

в общении;

в свободном  доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. сферы;

в возможности  получать знания;

в трудоустройстве;

в комфортных бытовых  условиях;

в социально-психологической  адаптации;

в материальной поддержке.

Социальная реабилитация инвалидов - совокупность мероприятий  по социально-бытовой  адаптации  и психологической  коррекции  самооценки инвалида. Она  является цементирующим элементом  ИПР (индивидуальная программа реабилитации) в целом. Социальная реабилитация инвалидов  призвана перевести результаты реализации медицинского и профессионального  блока ИПР в практическую, бытовую  плоскость.

До настоящего времени направление  социальной реабилитации инвалидов  остается слабым звеном комплекса реабилитационных мероприятий. Основной причиной является то, что медицинская и профессиональная реабилитации инвалидов были изначально закреплены за профессионально ориентированными на эти задачи социальными структурами  систем здравоохранения и образования.

В рамках Программы предпринимается  попытка решить вопрос о создании и разработке новых методов и  технологий комплексного решения проблем  социальной реабилитации инвалидов.

Итогом проведения социальной реабилитации инвалидов  должно стать:

формирование  новых (взамен утраченных) навыков, обеспечивающих инвалиду максимально  возможный для него бытовой комфорт  и уровень самообслуживания. В  задачи этого направления входит обучение использованию протезов и  приспособлений, обустройство квартиры, формирование навыков личной гигиены  и т.д.;

выявление и  развитие способностей и, возможно, скрытых  талантов инвалида, способных обеспечить базу для повышения  его самооценки, творческого развития, профессиональной состоятельности  и материальной независимости;

формирование, при  необходимости, нового (или дополнительного) круга  общения инвалида.

Дальнейшим развитием  результатов создания системы социальной реабилитации инвалидов должна явиться продуманная и согласованная политика РФ, а также регионов в области социальной защиты населения (в том числе инвалидов), совершенствование и повышение эффективности работы существующих организаций и внедрение новых форм и видов реабилитационных услуг.

Инвалидность, как  бы ее ни определять, известна в любом  обществе, и  каждое государство сообразно  уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую  политику в отношении инвалидов.

В течение последних 30 лет в мире сложились устойчивые тенденции  и механизмы формирования такой  политики, поддержки правительствами  различных стран разработки подходов к решению проблем этой социальной группы и оказания помощи государственным  и общественным институтам в определении  и реализации политики, адресованной инвалидам.

Основные принципы формирования политики в отношении  инвалидов:

1. Государство  отвечает за  устранение условий,  ведущих  к инвалидности, и решение   вопросов, связанных с последствиями   инвалидности.

2. Государство  обеспечивает  инвалидам возможность  достигнуть  одинакового со своими  согражданами  уровня жизни, в  том числе  в сфере доходов, образования,  занятости, здравоохранения, участия  в общественной жизни. 

3. Инвалиды имеют  право жить  в социуме, общество порицает  изоляцию инвалидов. Для этого  общество стремится сформировать  условия независимой жизни инвалидов  (безбарьерная среда).

4. За инвалидами  признаются  права и обязанности  граждан  данного общества. В компетенции   государства находятся способы  признания, обеспечения и реализации  прав и обязанностей инвалидов  как членов общества.

5. Государство  стремится к  равнодоступности мер социальной  политики в отношении инвалидов  на всей территории страны, независимо  от того, где проживает инвалид  (в сельской или городской местности,  столице или провинции).

6. При реализации  политики в  отношении инвалидов  должны  учитываться особенности  индивида  или групп инвалидов:  все инвалиды  в силу специфики своего заболевания  находятся в разных стартовых  условиях, и для обеспечения прав  и обязанностей граждан страны  в отношении каждой группы  инвалидов проводится свой комплекс  мероприятий.

Государственная политика в настоящее  время остается основным публичным  механизмом в  определении, категоризации  и легализации  инвалидности и  продолжает быть существенным элементом  в конструировании и поддержании  зависимого статуса людей с ограниченными  возможностями.

В российских дебатах  о социальной политике в отношении инвалидов  наряду с одобрением и принятием  идей интеграции ставится вопрос о  затратах и выгодах, а качество и  спектр существующих мер социальной защиты пока остается второстепенным вопросом. В социальном законодательстве и программах содержатся необходимые  требования доступности и интеграции, однако на практике далеко не всегда можно  говорить о готовности и возможности обеспечивать заявленное и достигать обозначенных целей.

Системы социальной защиты инвалидов, сложившиеся в  развитых странах, включают в себя ряд  взаимосвязанных  элементов, отражаемых в нормативном  закреплении прав инвалидов, прав и  обязанностей государственных органов, общественных и благотворительных  организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере.

Основными критериями развития политики государств в отношении  инвалидов  являются:

· Наличие официально признанной политики в отношении инвалидов.

· Наличие специального антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов.

· Судебные и  административные механизмы  реализации прав инвалидов.

· Наличие неправительственных  организаций инвалидов.

· Доступ инвалидов к реализации гражданских прав, в том числе  права на труд, на образование, на создание семьи, на неприкосновенность частной  жизни и собственности, а также  политических прав.

· Наличие без барьерной физической и социальной среды.

Департамент по делам инвалидов  создан в Минздравсоцразвития

9 февраля 2010.

В соответствии с Федеральным законом  от 4 декабря 2007 года                        № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», развитие спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.                В рамках Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» стало возможным создание комплексов и спортивных сооружений, специально оборудованных для занятий спортом лицами с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата и зрения. При этом по состоянию на 1 января                   2009 года из общего числа инвалидов – 12,7 млн. человек в Российской Федерации физической культурой и спортом среди взрослых занимается 192,2 тыс. человек (1,58 %), среди детей – 32,4 тыс. человек, что составляет 5,86 % от общего числа детей-инвалидов – 553,4 тыс. человек. В Рязанской области количество инвалидов, в том числе детей-инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, составляет 0,62 %. 

Постановление Правительства РФ от 15.04.1996г. № 473 регулирует порядок предоставления социальных услуг. Ими могут воспользоваться  бесплатно:

· одинокие инвалиды, получающие пенсию (в том числе  с учетом надбавок) в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

· инвалиды, имеющие  родственников, которые по объективным причинам не могут обеспечить помощь и уход, при условии, что размер их пенсии ниже прожиточного минимума;

· инвалиды, проживающие  в семьях, среднедушевой доход  которых  ниже прожиточного минимума.

Социальное обслуживание инвалидов  включает совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных  видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам из числа инвалидов на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Такие услуги оказываются  только при условии добровольного  согласия инвалидов, за исключением  случаев, когда это необходимо сделать, чтобы  спасти жизнь инвалида (может быть, даже и против его воли).

Оказание социальных услуг, может  производиться на дому, при помещении  в специальное  учреждение (стационар), осуществляющее постоянный уход за находящимися в  нем лицами, а также в форме  полустационарного обслуживания.

К числу надомных социальных услуг, гарантированных  государством в  федеральном перечне, относятся:

· организация  питания, в том  числе доставка продуктов на дом;

· помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

· содействие в  получении медицинской  помощи, в  том числе сопровождение  в  медицинские учреждения;

· поддержание  условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

· содействие в организации юридической  помощи и иных правовых услуг;

· содействие в  организации ритуальных услуг;

· другие надомные социальные услуги.

Полустационарное  социальное обслуживание включает:

· социально-бытовое, медицинское  и культурное обслуживание инвалидов;

· организацию  их питания, отдыха;

· обеспечение  их участия в посильной  трудовой деятельности;

· поддержание  активного образа жизни.

Оно предоставляется  нуждающимся  в нем инвалидам, сохранившим  способность обслуживать  себя и  активно передвигаться, не имеющим  медицинских противопоказаний к  предоставлению такового, осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания, создаваемыми в муниципальных центрах  социального обслуживания или при  органах социальной защиты населения.

Информация о работе Инвалидность