Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:51, реферат
Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным «злом» в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами. Конечно, масштаб инвалидности зависит от множества факторов, например: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и пр. В России все из перечисленных факторов имеют ярко выраженную негативную направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе.
Инвалидность представляет собой
социальный феномен, избежать которого
не может ни одно общество, и каждое
государство сообразно уровню своего
развития, приоритетам и возможностям
формирует социальную и экономическую
политику в отношении инвалидов.
Однако возможности общества в борьбе
с инвалидностью как социальным
«злом» в конечном итоге определяются
не только степенью понимания самой
проблемы, но и существующими экономическими
ресурсами. Конечно, масштаб инвалидности
зависит от множества факторов, например:
состояние здоровья нации, развитие
системы здравоохранения, социально-экономическое
развитие, состояние экологической
среды, исторические и политические
причины, в частности, участие в
войнах и военных конфликтах, и
пр. В России все из перечисленных
факторов имеют ярко выраженную негативную
направленность, которая предопределяет
значительное распространение инвалидности
в обществе. В настоящее время
численность инвалидов
Исторически понятия «инвалидность»
и «инвалид» в России связывались
с понятиями «нетрудоспособность» и «больной».
И нередко методические подходы к
анализу инвалидности заимствовались
из здравоохранения, по аналогии
с анализом заболеваемости.
Представления о происхождении
инвалидности укладывались в традиционные
схемы
Инвалидность — препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.
Инвалид — человек, у которого возможности
его жизнедеятельности в
В настоящее время принята более корректная форма обозначения инвалида — «человек с ограниченными возможностями»
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается первая вторая или третья группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория “ребенок-инвалид”.
Проблема социально-
Настал момент представить инвалидность
не как проблему определённого круга
“неполноценных людей”, а как проблему
всего общества в целом. Её сущность
определена правовыми, экономическими,
производственными, коммуникативными,
психологическими особенностями взаимодействия
инвалидов с окружающей действительностью.
Самые серьёзные аспекты
Потребности инвалидов можно условно подразделить на две группы: – общие, т.е. аналогичные нуждам остальных граждан и - особые, т.е. потребности, вызванные той или иной болезнью.
Наиболее типичными из “особых” потребностей инвалидов являются следующие:
в восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности;
в передвижении;
в общении;
в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. сферы;
в возможности получать знания;
в трудоустройстве;
в комфортных бытовых условиях;
в социально-психологической адаптации;
в материальной поддержке.
Социальная реабилитация инвалидов - совокупность мероприятий по социально-бытовой адаптации и психологической коррекции самооценки инвалида. Она является цементирующим элементом ИПР (индивидуальная программа реабилитации) в целом. Социальная реабилитация инвалидов призвана перевести результаты реализации медицинского и профессионального блока ИПР в практическую, бытовую плоскость.
До настоящего времени направление
социальной реабилитации инвалидов
остается слабым звеном комплекса реабилитационных
мероприятий. Основной причиной является
то, что медицинская и
В рамках Программы предпринимается попытка решить вопрос о создании и разработке новых методов и технологий комплексного решения проблем социальной реабилитации инвалидов.
Итогом проведения социальной реабилитации инвалидов должно стать:
формирование новых (взамен утраченных) навыков, обеспечивающих инвалиду максимально возможный для него бытовой комфорт и уровень самообслуживания. В задачи этого направления входит обучение использованию протезов и приспособлений, обустройство квартиры, формирование навыков личной гигиены и т.д.;
выявление и развитие способностей и, возможно, скрытых талантов инвалида, способных обеспечить базу для повышения его самооценки, творческого развития, профессиональной состоятельности и материальной независимости;
формирование, при необходимости, нового (или дополнительного) круга общения инвалида.
Дальнейшим развитием результатов создания системы социальной реабилитации инвалидов должна явиться продуманная и согласованная политика РФ, а также регионов в области социальной защиты населения (в том числе инвалидов), совершенствование и повышение эффективности работы существующих организаций и внедрение новых форм и видов реабилитационных услуг.
Инвалидность, как бы ее ни определять, известна в любом обществе, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.
В течение последних 30 лет в мире сложились устойчивые тенденции и механизмы формирования такой политики, поддержки правительствами различных стран разработки подходов к решению проблем этой социальной группы и оказания помощи государственным и общественным институтам в определении и реализации политики, адресованной инвалидам.
Основные принципы формирования политики в отношении инвалидов:
1. Государство отвечает за устранение условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных с последствиями инвалидности.
2. Государство обеспечивает
инвалидам возможность
3. Инвалиды имеют право жить
в социуме, общество порицает
изоляцию инвалидов. Для этого
общество стремится
4. За инвалидами признаются
права и обязанности граждан
данного общества. В компетенции
государства находятся способы
признания, обеспечения и
5. Государство стремится к
равнодоступности мер
6. При реализации политики в
отношении инвалидов должны
учитываться особенности
Государственная политика в настоящее
время остается основным публичным
механизмом в определении, категоризации
и легализации инвалидности и
продолжает быть существенным элементом
в конструировании и
В российских дебатах о социальной политике в отношении инвалидов наряду с одобрением и принятием идей интеграции ставится вопрос о затратах и выгодах, а качество и спектр существующих мер социальной защиты пока остается второстепенным вопросом. В социальном законодательстве и программах содержатся необходимые требования доступности и интеграции, однако на практике далеко не всегда можно говорить о готовности и возможности обеспечивать заявленное и достигать обозначенных целей.
Системы социальной защиты инвалидов, сложившиеся в развитых странах, включают в себя ряд взаимосвязанных элементов, отражаемых в нормативном закреплении прав инвалидов, прав и обязанностей государственных органов, общественных и благотворительных организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере.
Основными критериями развития политики государств в отношении инвалидов являются:
· Наличие официально признанной политики в отношении инвалидов.
· Наличие специального антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов.
· Судебные и административные механизмы реализации прав инвалидов.
· Наличие неправительственных организаций инвалидов.
· Доступ инвалидов к реализации гражданских прав, в том числе права на труд, на образование, на создание семьи, на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политических прав.
· Наличие без барьерной физической и социальной среды.
Департамент по делам инвалидов создан в Минздравсоцразвития
9 февраля 2010.
В соответствии с Федеральным законом
от 4 декабря 2007 года
№ 329-ФЗ «О физической культуре и спорте
в Российской Федерации», развитие
спорта лиц с ограниченными
Постановление Правительства РФ от 15.04.1996г. № 473 регулирует порядок предоставления социальных услуг. Ими могут воспользоваться бесплатно:
· одинокие инвалиды, получающие пенсию (в том числе с учетом надбавок) в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;
· инвалиды, имеющие родственников, которые по объективным причинам не могут обеспечить помощь и уход, при условии, что размер их пенсии ниже прожиточного минимума;
· инвалиды, проживающие в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума.
Социальное обслуживание инвалидов
включает совокупность социальных услуг
(уход, организация питания, содействие
в получении медицинской, правовой,
социально-психологической и
Такие услуги оказываются только при условии добровольного согласия инвалидов, за исключением случаев, когда это необходимо сделать, чтобы спасти жизнь инвалида (может быть, даже и против его воли).
Оказание социальных услуг, может
производиться на дому, при помещении
в специальное учреждение (стационар),
осуществляющее постоянный уход за находящимися
в нем лицами, а также в форме
полустационарного
К числу надомных социальных услуг, гарантированных государством в федеральном перечне, относятся:
· организация питания, в том числе доставка продуктов на дом;
· помощь в приобретении медикаментов,
продовольственных и
· содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;
· поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
· содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
· содействие в организации ритуальных услуг;
· другие надомные социальные услуги.
Полустационарное социальное обслуживание включает:
· социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание инвалидов;
· организацию их питания, отдыха;
· обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности;
· поддержание активного образа жизни.
Оно предоставляется нуждающимся в нем инвалидам, сохранившим способность обслуживать себя и активно передвигаться, не имеющим медицинских противопоказаний к предоставлению такового, осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.