Ислам:возникновение,особенности вероучения и культа.Ислам в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:39, контрольная работа

Описание работы

Третьей, наряду с буддизмом и христианством, "мировой" религией является ислам, или мусульманство, самая поздняя по времени возникновения. Современный Ислам - вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. По приблизительным отчетам, общая численность мусульман на земном шаре около 800 миллионов человек (около 90 процентов из них сунниты), из которых более двух третей живет в зарубежной Азии, составляя свыше 20 процентов населения этой части планеты, почти 30 процентов - в Африке (49 процентов населения континента). Из более чем 1

Содержание работы

Введение
1 Ислам: происхождение, особенности вероучения и культа
1.1 Происхождение, особенности вероучения и культа
1.2 Источники мусульманского права
2 Направления ислама
3 Ислам и общество. Особенности духовного мира мусульманина
4 Демократия и судьба Ислама в России
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КР НА ТЕМУ ИСЛАМ В РОССИИ.docx

— 42.55 Кб (Скачать файл)

Мусульманское право получило название шариат. В основе его лежат  в первую очередь Коран и Сунны, а также другие источники. Это  правовые предписания, которые непосредственно  связаны с теологией ислама. Правовую упорядоченность мусульмане рассматривают  как выявление единого божественного законопорядка. Нормам шариата приписывается божественное значение. Шариат развивается как строго конфессиональное право. Как источник права, шариат допускал существование местных обычаев, которые не входили в противоречие с принципами и нормами мусульманского права. С уважением принимались правовые обычаи, которые вырабатывались в самом арабском обществе. А также у тех народов, которые оказались под мусульманским влиянием. За выполнением норм шариата следят мусульманские богословы.

 

2. НАПРАВЛЕНИЯ ИСЛАМА

 

Ислам не однороден. Среди  направлений ислама можно выделить суннизм, шиизм, суфизм, ваххабизм др. Большинство мусульман мира принадлежит к ортодоксальному исламу – суннизму. Они признают Сунны в качестве священного источника веры наряду с Кораном.

Шиизм настаивает на том, что  законными приемниками Мухаммеда  – имамами могут быть только его  родственники-наследники, а избрание имама религиозной общиной –  противозаконно. Поэтому они не признают Сунну, которая была составлена при  первых халифах. Сам по себе шиизм  тоже не однороден. В нем есть течение, которое признает 11 законных имамов – наследников Али; 12-й имам еще  в IX ст. таинственно исчез, но, как  они считают, должен появиться как  спаситель – махди. Есть секта исмаилитов, которые верят в то, что в их имамов последовательно воплощается «мировая душа». Существует секта карматов, которая имеет демократические черты. Ее члены, большинство которых – крестьяне и бедуины Аравии, придерживаются принципа общего имущества. От исмаитов отделилась секта ассасинов, где объединяется мистицизм с фанатичной борьбой против немусульман. Есть группа последователей халифа Хакима.

Суфизм представляет собой  мистико-аскетическое, наполовину монашеское течение. Проповедуют мистическую  любовь к Аллаху, желание сблизиться с ним. Конечной целью считают  избавление от личностных качеств и  слияние с божественной истиной. С суфизмом исторически связано  движение тариката.

Ваххабизм – религиозно-политическое учение, которое возникло в XVII ст. Его  название происходит от имени Мухаммеда  ибн Абдаль-Ваххаба. Ваххабиты выступали против племенных культов, официального «турецкого» ислама, который, согласно их взглядам, отступил от единободия, установив почитание Пророка и культ святых. В настоящее время это направление официально признано в Саудовской Аравии.

3. ИСЛАМ И ОБЩЕСТВО. ОСОБЕННОСТИ  ДУХОВНОГО МИРА МУСУЛЬМАНИНА

 

В основе отношений мусульманина и общества лежит подавляющая  власть единого религиозного начала, не допускающая никакой свободы  и самостоятельности, а также  приоритет коллективного, общественного  над личным. Отсюда особенностью ислама является его проникновение во все сферы жизнедеятельности общества: социальных отношений и личной жизни, умственного труда и творчества. В мусульманских регионах практически в неизменном виде сохранились семейно-родственные связи, традиции брачных отношений, клановое и «общемусульманское» самосознание. Активная борьба с религиозными предрассудками и уничтожение духовенства, системы религиозного образования, привели к тому, что ислам переместился на бытовой и обрядовый уровень и утвердился там очень прочно. Все важнейшие события в жизни человека сопровождались мусульманскими обрядами и традициями.

Более тесные социальные связи  и отношения между верующими, отсутствие церкви, как особого института, привели к широкому охвату исламом  всех отношений и сфер жизни, их «прозрачности».Поскольку у мусульман отсутствует единая организация, авторитетно решающая все спорные вопросы, догматизация шла в разных областях религиозной доктрины относительно независимых относительно друг друга, порождая отдельные исламские школы. В исламе развитие происходит через разные группы профессионалов, которые между собой не связаны , поддерживаются авторитетом учителей, школ, общественным мнением, уважающим истинную ученость. Такой плюрализм признается нормальным т при этом сохраняется единство ислама. Таким образом, мусульманская система со слившимися в ней религией, обществом и государством, - обладает большой прочностью и устойчивостью.

Любая религия, в том числе  и ислам, приносит своеобразную культуру, жизненный уклад, быт, создает определенную духовную атмосферу, в рамках которых происходит формирование особого, не похожего на другие типа личности. Каждая религиозная система обладает способностью выделять из всего многообразия связей космического масштаба какие-то одни аспекты, наделять их сакраментальным смыслом и по-своему подводить их к сознанию людей. Каждая религиозная культура обладает и сильными сторонами, и в то же время лишена того, что имеется в другой.

Ислам проповедует покорность. Он абсолютизирует ее как главный, необходимый  принцип существования. Недосягаемый, не подлежащий никакому осмыслению Творец и невмешательство в то, что  им создано, казалось бы, должно было сформировать личность пассивную, безынициативную, безвольную, предоставляющую все, что  происходит в мире, воле Аллаха. Однако в реальной жизни наблюдается  совсем иное. Мусульманский мир отличается высокой активностью, прежде всего  политической, быстрой реакцией на все негативные факторы, которые  возникают в отношении мусульманского государства, религиозной общины, любой  ситуации, в которую оказались включены мусульмане. Мусульманин – личность целеустремленная, активная, решительная, бесстрашная, с развитым чувством собственного достоинства, справедливости и готовая к борьбе за их восстановление. Исламская религиозная система имеет свое видение того, как должна проявляться истинная вера, поэтому в рамках ее были разработаны наряду с общими принципами особые средства, особый механизм ее формирования. Становление мусульманской духовности происходило под влиянием многовековой исламской культуры и традиций. Но, с другой стороны, сама эта культура и традиции вырабатывались исходя из специфических особенностей региона и уровня развития сознания населяющего его народа. Поскольку ислам возник значительно позже других религий, то представляется, что он должен быть более совершенен, более сложен, нести в себе какой-то потенциал, которым не располагали более ранние религии. Но, видимо, сравнивать духовные феномены, ориентируясь на исторический период их возникновения, как некоторый критерий, неправомерно. Несмотря на влияние других религий, которые к этому времени уже функционировали в развитом виде, ислам имел конкретную направленность на особый уклад жизни, особый тип сознания и ментальности и на решение политической задачи – объединения разрозненных арабских племен.

Таким образом, при общности морально-этических принципов, заложенных в мировых религиях, реально формируются  имеющие значительные отличия типы личности верующего человека.

4.Демократия и судьбы Ислама в России.

Положительные изменения  в жизни мусульманских организаций, непосредственно связанных с  демократией:

1. Многократно увеличилось  число мечетей. Сегодня практически  во всех населенных пунктах,  где проживают мусульмане, действуют  религиозные объединения. Действуют  открыто, во многих случаях  пользуясь поддержкой местных  органов власти.

2. Религиозные деятели  получили возможность свободно  выступать с проповедями, вести  пропаганду учения своей религии.  Содержание их проповедей никем  не контролируется, предварительно  не рассматривается.

3. Религиозные организации,  родители получили свободно воспитывать  подрастающее поколение в духе  ислама, обучать детей основам  религии. С этой целью при  многих мечетях организованы  медресе, в которых обучаются  многие десятки тысяч детей  и подростков.

4. Мусульманские организации  получили возможность готовить  кадры служителей ислама. Давайте  не будем забывать, что за последние  60 лет существования Советской  власти на территории России  не действовало ни одно мусульманское  духовное учебное заведение. Сейчас  имеется несколько учебных заведений,  где готовятся служители ислама. Мусульмане России получили и  другую возможность: высоко образованных служителей ислама готовить в мусульманских странах, где никогда не прекращалась деятельность религиозных учебных центров, постоянно развивалась богословская мысль. В настоящее время в Египте, Сирии, Саудовской Аравии, Марокко, Турции, Пакистане, Малайзии и других странах обучается более 800 юношей

5. Немаловажное значение  имеет и то, что мусульмане  России, стали по-настоящему чувствовать  себя частицей мусульманского  мира. Это выражается не только  в том, что они получили возможность  направлять регулярно тысячи  паломников к святыням ислама - в Мекку и Медину. Дело в  постоянно растущих экономических,  политических связях России с  мусульманскими странами, возможность  десяткам тысяч наших мусульман  посещать эти страны. Дело в  растущих научных и культурных  связях на всех уровнях. И ,конечно, в связях между религиозными организациями.

Таков краткий перечень положительных  изменений, которые произошли в  жизни мусульман России за последние  годы

Для повышения роли ислама в решении ряда актуальных для  общества проблем, укрепления межнационального мира и межконфессионального согласия в стране необходимо совершенствовать отношения мусульманских организаций  с органами власти, с другими религиями, средствами массовой информации.

Начинать эту работу надо с того, чтобы общество имело правильное соответствующее действительности представление об исламе, характере  его воздействия на умы и поведение  мусульман. А пока, к великому сожалению, немусульманская часть населения  страны, как правило имеет об исламе искаженные представления. К сожалению, и это является плохой, но традицией России. Как писал один из виднейших мусульманских реформаторов прошлого века Исмаил Гаспринский, в отношении русского мусульманства русское правительство не держалось какого-либо намеченного принципа и пути, а действовало так, как полагало лучшим и необходимым в данное время и в данном месте. А данное время и данное место оказывались в основном связаны с завоеванием территорий, населенных мусульманами, борьбой последних за свою независимость, восстаниями, вызванными во многих случаях неправильными действиями царских властей по отношению к исламу и образу жизни его последователей. Немалое значение в формировании негативного отношения к исламу имели и геополитические интересы России, прежде всего ее длительное противостояние с мусульманской Турцией.

Если внимательно присмотреться  к современной действительности, то увидим нечто схожее с прошлым: на отношение к исламу, в основном негативное, чувствуется явное влияние  событий в Афганистане, Югославии, Алжире, Таджикистане и в других районах. И, конечно же, в Чечне.

Выход из ситуации видится  в одном - Россия должна иметь всесторонне  обоснованную, учитывающую все реалии современной действительности политику по отношению к исламу и мусульманским  организациям, политику, основу которой  должны составить объективная оценка ислама, учет интересов и настроений мусульман, установления межнационального и межконфессионального мира и согласия в обществе. Причем совет муфтиев  России готов принять самое активное участие в разработке в реализации такой политики.

Ислам займет подобающее ему  место в жизни общества лишь тогда, когда по достоинству будут оценены  его духовно-нравственный потенциал, возможности благотворного воздействия  на умы не только мусульман, но и  общества в целом. А потенциал  этот огромен. И, что очень важно, в полной мере соответствует потребностям российского общества. Наше общество, как всем хорошо известно, страдает от бездуховности, засилья насилия и преступности, и многих других человеческих пороков.

Оставляет желать много лучшего  отношение людей к труду, к  родным местам, мера их ответственности  за судьбы стариков и детей. Не миновали эти недуги и мусульман. Однако, по сравнению с последователями  других религий, мусульман в меньшей  степени коснулись разрушительные силы. Среди мусульман значительно меньше (на душу населения) алкоголиков и наркоманов, а многим мусульманским народам вообще чужды женский алкоголизм и наркомания. У мусульман, практически нет брошенных на произвол судьбы стариков и детей, очень мало детей состоящих на учете в детской комнате милиции. Меньше, наконец, больных венерическими болезнями, в том числе и СПИДом. Вы нигде не встретите заброшенные мусульманские селения, заколоченные дома, незасеянные земли.

Статистические данные свидетельствуют  и о другом: среди мусульман в целом значительно ниже преступность, особенно на бытовой почве и на почве алкоголизма. О нравственной устойчивости последователей ислама свидетельствует и то, что среди них намного меньше, если не исключительно редки, случаев самоубийств.

Сегодня целесообразнее, на мой взгляд, поставить вопрос: почему ислам, обладающий колоссальным духовно-нравственным потенциалом, который доказывался  и доказывается на протяжении почти 14 веков, остается невостребованным. К  великому сожалению, ислам в общественном мнении предстает консервативной, чуждой нововведениям религией, воспитывающей  враждебность к последователям других религий. Религией которая является первопричиной войн и межнациональных конфликтов, бандитизма и экстремизма. Общество, которое, неверно оценивает религию почти двадцати миллионов своих сограждан, обречено на неустойчивость, бесконечные раздоры и противостояние. А государство, которое не может покончить с этим, может ли называться демократическим, считать себя цивилизованным? Всем, кто имеет дело с исламом и мусульманами, надо помнить вот о чем мусульманами много веков тому назад стали не татары и башкиры, не современные народы Северного Кавказа, а их предки объединенные в роды и племена. Именно принятие ислама, вера в общего для всех Аллаха объединило их и привело к формированию народов, которые сегодня известны нам. Этот факт многое разъясняет в прошлых и настоящих событиях из истории. Ислам стал этнообразующим фактором, превратился в основу менталитета нации, его сознания и поведения, образа жизни. Уже в зародыше он оказал влияние на становление национальной культуры. Надо ли после этого удивляться, что личные и межнациональные интересы воспринимались через ислам, что любое общественное движение, очень далекое от ислама, не преследующее религиозные цели, принимало очень часто и принимает сегодня религиозный характер. И еще: любое неосторожное слово, сказанное об исламе, воспринимается как оскорбление национального, национальных чувств и традиций. Без учета сказанного трудно понять мусульманина, правильно оценить события происходящие в их жизни.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Реферат посвящен изучению темы – ислам. В ходе изучения материалов можно подвести следующие итоги  проделанной работы.

Ислам является одной из интереснейших мировых религий. Изучение материала помогает понять многое из того, что раньше ускользало от внимания. В масштабах страны ислам играет существенную роль, т.к. является вторым по представительству  религиозным течением.

Ислам сыграл огромную роль в истории и культуре не только арабов, его первых и основных адептов, но и всех народов ближневосточного региона, а также иранцев, тюрков, индийцев, индонезийцев, многих народов  Средней Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан, значительной части населения Африки. В результате арабского завоевания и под прямым воздействием ислама складывались не только судьбы народов, но и их культурные традиции, идейный  багаж, нормы быта и морали, мифопоэтические  и эпические образы и предания, которые и сегодня во многом определяют их жизнь.

Информация о работе Ислам:возникновение,особенности вероучения и культа.Ислам в России