Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 12:43, реферат
Формирование и развитие эмоциональной сферы человека - одна из актуальных проблем психологической науки в целом и педагогической психологии в частности. Значительный вклад в решение вопроса о природе, механизмах возникновения, функциях, классификации эмоций внесли многие отечественные и зарубежные исследователи (В.К. Вилюнас, Б.И. Додонов, К.Э. Изард, Л.И. Куликов, Д. Линдсли, Я. Рейковский, П.В. Симонов, П. Фресс, П.М. Якобсон, и др.).
Исследование особенностей эмоциональной сферы младших школьников из неполных семей
Формирование и развитие эмоциональной сферы человека - одна из актуальных проблем психологической науки в целом и педагогической психологии в частности. Значительный вклад в решение вопроса о природе, механизмах возникновения, функциях, классификации эмоций внесли многие отечественные и зарубежные исследователи (В.К. Вилюнас, Б.И. Додонов, К.Э. Изард, Л.И. Куликов, Д. Линдсли, Я. Рейковский, П.В. Симонов, П. Фресс, П.М. Якобсон, и др.).
Невозможно переоценить то значение, какое имеют эмоции для индивидуального развития человека, становления личности ребенка и его социализации. Не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением (Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, Р. Лазарус и др.). Установлено, что социальное поведение детей зависит от общей социальной ситуации и, особенно, от эмоционального комфорта в отношениях с близкими взрослыми и сверстниками (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, Л.С. Выготский, Н.А. Кряжева и др.).
Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком.
Таким образом, семейное воспитание, как всякий организованный процесс предусматривает определенную целеустремленность, постановку конкретных задач. Главной целью воспитания детей в любой семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижение этой цели необходимо достигать и в неполных семьях, количество которых в настоящее время постоянно растет
Часто взрослым не хватает времени, знаний, сил, возможностей для осуществления полноценного развития ребенка в условиях неполной семьи. В последние годы специалисты чаще стали обращать внимание на специфику положения этих семей в нашем обществе. Негативные процессы, порожденные современной социально-экономической ситуацией, проявляются особенно ярко, именно на воспитании детей из неполных семей. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Все это затрудняет решение воспитательных задач в условиях неполной семьи.
Актуальность темы для исследования обусловлена тем, что в современном российском обществе возросло количество детей, воспитываемых в неполных семьях. Отсутствие одного из родителей, и включение в воспитание и развитие ребенка прародителей, дает некоторый эффект на общее психическое развитие ребенка. Новизной исследования будет являться то, что за основу изучения будут взяты дети из семей, где их воспитанием занимаются только мама и бабушка, то есть оцениваться будет влияние чисто женского воспитания на развитие эмоциональной сферы детей. Особый интерес представляет изучение данного влияния на детей мужского пола.
Целью работы является исследование особенностей эмоциональной сферы младших школьников из неполных семей.
Задачи исследования:
1. изучить эмоциональную сферу личности
младшего школьника
2. рассмотреть понятие, типологию и характеристику
неполной семьи
3. дать характеристику неполной семье
как фактору развития эмоциональной сферы
личности младших школьников.
4. изучить особенности эмоциональной
сферы школьников из неполных семей;
5. предложить и реализовать систему коррекционной
работы, направленной на эмоциональную
стабилизацию состояния ребенка школьного
возраста из неполной семьи;
6. оценить эффективность предложенных
рекомендаций;
7. сформулировать и обобщить выводы.
Предмет исследования - специфика эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста из неполных и полных семей.
Объект исследования - группа младших школьников, учащихся третьих классов общеобразовательной школы.
Гипотезой исследования является предположение о том, что особенности развития ребенка в неполной семье связаны с уровнем личностной тревожности и специфически проявляются в развитии эмоциональной сферы.
Методология:
В пилотажном исследовании с целью получения данных о половозрастных особенностях, составе семьи и личностных характеристиках испытуемых используется биографический метод. Для выявления уровня тревожности используется методика «Шкала явной тревожности CMAS» в адаптации А.М. Прихожан. При определении особенностей эмоциональной сферы учащихся применяется методика «Цветовой тест отношений».
Практическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации материала по вопросу изучения эмоциональной сферы личности младшего школьника из неполных семей; разработке системы заданий, направленных на формирование эмоциональной сферы личности школьника из неполных семей.