Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 18:07, курсовая работа
Динамичные изменения, произошедшие в России за последние десять лет, потребовали существенного повышения роли и усложнению системы государственной службы. Все более очевидной становится зависимость успешности социально-экономических преобразований, обеспечения стабильного развития и функционирования всей общественной системы не только от оптимизации самого механизма управления, но и от повышения эффективности деятельности субъектов исполнения управленческих функций – государственных служащих. Значительную роль в осуществлении государственными служащими своих функциональных обязанностей с максимальной эффективностью играет разрешение ключевых вопросов их профессиональной и должностной карьеры. Одним из основополагающих принципов государственной службы является профессионализм и компетентность госслужащих.
Введение
1. Теоретическое обоснование учета социально-психологических характеристик личности государственного служащего для повышения продуктивности его деятельности
1.1 Проблема социально-психологических свойств личности в современной социальной психологии
1.2 Личность государственного служащего
1.3 Социально-психологические характеристики личности госслужащего
2. Эмпирическая обработка данных
2.1. Обоснование выбора методик
2.2. Проведение исследования
Заключение
Список литературы
Близкими к личностным качествам являются способности государственного служащего.
Способности государственного служащего
– особенности, являющиеся субъективными
условиями успешного
К профессиональным навыкам служащего можно отнести:
Знания государственного служащего – результат мыслительной деятельности, включенной в процесс управления и означающий усвоение фактов, понятий, законов и т.д. Уровень знаний, их неустанное пополнение – один из критериев эффективности управленческого труда. Принято различать знания научные и обыденные, полные и неполные, системные и бессистемные. Особая роль в приобретении, закреплении и пополнении знаний, в выработке на их основе необходимых умений и навыков принадлежит системе непрерывного образования служащих, стимулирующей творческий подход к делу. Умения государственного служащего – относительно устойчивые характеристики, зависящие от способностей, знаний и самого характера управленческой деятельности. По сути своей умения служащего – это знания, воплощенные в решении конкретных управленческих проблем, т.е. освоенная и реализованная на практике модель деятельности. К ним относятся умение служащего быстро вникнуть в суть дела, всесторонне проанализировать ситуацию, выделить ключевую проблему, найти ее конструктивное решение и т.д. Навыки государственного служащего – это умения, доведенные до автоматизма, зачастую осуществляемые без продумывания. Они приобретаются в условиях, когда в практической деятельности служащий постоянно имеет дело с типичными управленческими ситуациями. Навыки позволяют экономить время, действовать с минимумом ошибок и просчетов.
Только непосредственно
Для того чтобы у конкретного
человека реализовались вышеперечисленны
Мотивация деятельности государственного служащего – это совокупность потребностей индивида, которые в свою очередь стимулируют развитие государственного образования. Механизм мотивации труда работников, их трудовой активности предполагает взаимодействие внутренних и внешних побудителей к действию. Потребность становится внутренним побудителем определенного типа трудового поведения в том случае, если она осознается работником в качестве интереса, т.е. предметно отражает потребность как стремление конкретным способом ее удовлетворить. В основе поведения человека, в том числе в сфере труда, значительное место занимают ценностные ориентации, под которыми в социологии понимаются устойчивые установки на те или иные социальные ценности. Потребности, интересы, ценностные ориентации являются внутренними регуляторами трудового поведения сотрудников.
Таким образом, появляется возможность ответить не только на вопрос, каким набором качеств и свойств должен обладать государственный служащий, но и как их отследить или сформировать.
И, наконец, воспитание государственного служащего. Мотивация к тем или иным достижениям, стилю жизни, построению карьеры и пр. у человека возникает далеко не случайно. Опытные руководители и психологи понимают, что желания, стремление к подражанию примерам, стилю жизни, во многом можно воспитать в человеке. Однако процесс воспитания, в отличие от непосредственного мотивирования, более длителен, связан с идеологической концепцией организации или структуры, более последователен и более трудоемок. Зато результатом явится стойкая мотивация к общественно полезной деятельности, в гораздо меньшей степени зависящая от эгоистических желаний конкретного индивида. Такие понятия, как «честь служащего», «чувство профессионального долга», «профессиональная солидарность», всегда воспитывались и воспитываются в крупных стабильных структурах и организациях мира. В развитых странах – Франции, ФРГ, Японии, Англии – честь и ответственность государственного, муниципального служащего – неотъемлемые профессиональные качества, которые во многом регламентируют стиль деятельности и влияют на принятие решений. В нашей стране в настоящий период воспитание государственного служащего упускается, следовательно, мы не сможем в будущем рассчитывать на преданность государственных служащих своему делу и будем вынуждены заниматься более удовлетворением их личных потребностей, как это чаще всего происходит и теперь. [8]
Движущей силой личностно-профессионального развития госслужащего служат противоречия и их преодоление. В профессиональной деятельности госслужащего основным является противоречие между способностями, одаренностью личности, мотивацией достижений и его требованиями. Возникающие в работе государственного служащего противоречия между целями, задачами и средствами их достижениями, между тенденциями изменчивости и стремлением к стабильности разрешаются посредством овладения госслужащим алгоритмами продуктивной деятельности и решения профессиональных задач, построения индивидуальных программ профессионального ростах. [12]
Таким образом, выстроилась некая модель, которая позволяет нам комплексно представить государственного служащего и выделить те основные блоки, которые обеспечивают успешность его деятельности.
2. Эмпирическая обработка данных
2.1 Обоснование выбора методик
Гипотезой исследования является то,
что успешной профессиональной деятельности
государственного служащего препятствуют
такие социально-психологически
В работе были использованы 3 методики соответственно цели исследования:
1) КОС;
2) тест интерперсональной диагнос
3) методика диагностики уровня су
Целью работы является исследование
социально-психологических
Что касается теста интерперсональной
диагностики Лири, то он применяется
при социально-психологической
Еще одной важной характеристикой
при изучении нашей темы является
уровень субъективного
Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации или локуса контроля: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил – случая, других людей и т.д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.
Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться.
Опросник УСК сконструирован в двух вариантах. В своей работе я использовала вариант А, предназначенный для исследовательских целей. Методика состоит из 44 утверждений, каждое из которых требуется оценить по 6 балльной шкале.
Обработка результатов состоит из двух этапов. На первом производится подсчет «сырых» баллов по 7 шкалам с помощью ключа. На втором этапе осуществляется перевод этих баллов в стены.
2.2 Проведение исследования
Всего объем выборки составил 20 человек: 10 мужчин в возрасте от 23 до 60 лет, 10 женщин в возрасте от 35 до 58 лет. Исследование проводилось на базе Министерства образования и науки Пензенской области, расположенного на ул. Володарского 7.
Результаты опроса по методике КОС представлены в следующей таблице:
Показатели коммуникативных и организаторских способностей.
№ |
Коммуникативные способности |
Организаторские способности |
1 |
0,4 |
0,6 |
2 |
0,9 |
0,9 |
3 |
0,7 |
0,9 |
4 |
0,9 |
0,7 |
5 |
0,8 |
0,8 |
6 |
0,7 |
0,7 |
7 |
0,1 |
0,7 |
8 |
0,6 |
0,8 |
9 |
0,7 |
0,7 |
10 |
0,6 |
0,4 |
11 |
0,6 |
0,8 |
12 |
0,7 |
0,7 |
13 |
0,6 |
0,8 |
14 |
0,6 |
0,4 |
15 |
0,5 |
0,8 |
16 |
0,7 |
0,6 |
17 |
0,6 |
0,6 |
18 |
0,8 |
0,7 |
19 |
0,6 |
0,7 |
20 |
0,2 |
0,5 |
сумма |
12,3 |
13,8 |
среднее |
0,6 |
0,7 |
Средний показатель коммуникативных способностей по группе составляет 12,3, что говорит о среднем уровне развития этих способностей. Что касается среднего показателя организаторских способностей по группе, то он составляет 13,8 и это также свидетельствует о среднем уровне развития организаторских способностей.
Профессиональная карьера
Анализ показателей, полученных в результате проведения методики УСК, позволяет говорить о явном доминировании людей с преобладанием эсктернального локуса контроля над интернальным (95% против 5%). Другими словами, из всей выборки испытуемых выделяется только 1 человек с