Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 10:45, лекция
Социальная работа имеет богатую историю и охватывает широкий круг вопросов - от духовного наследия до конкретных практических проявлений. Социальная работа как институт является важнейшим элементом, характеризующим современный тип государства и общества. Социальная работа как феномен связана со многими социально-политическими преобразованиями в мире. Однако глубинный смысл социальной работы, ее основа заложены в сострадании, сочувствии и любви к человеку, желании пробудить в нем силы для возрождения, жизни. В основе социальной работы лежит активное, деятельное начало, заключающееся в сострадании и реализующееся в милосердии и благотворительности. Поэтому для понимания социальной работы как феномена необходимо, в первую очередь, рассмотреть страдание и сострадание под углом духовного, культурного, историко-политического, социально-экономического опыта общества.
Социальная работа имеет богатую историю и охватывает широкий круг вопросов - от духовного наследия до конкретных практических проявлений. Социальная работа как институт является важнейшим элементом, характеризующим современный тип государства и общества. Социальная работа как феномен связана со многими социально-политическими преобразованиями в мире. Однако глубинный смысл социальной работы, ее основа заложены в сострадании, сочувствии и любви к человеку, желании пробудить в нем силы для возрождения, жизни. В основе социальной работы лежит активное, деятельное начало, заключающееся в сострадании и реализующееся в милосердии и благотворительности. Поэтому для понимания социальной работы как феномена необходимо, в первую очередь, рассмотреть страдание и сострадание под углом духовного, культурного, историко-политического, социально-экономического опыта общества.
Истоки социальной работы
как филантропической деятельности
лежат в области религии и
этики. В качестве религиозных предпосылок
социальной работы следует отметить
общие гуманистические
Однако понимание природы и статуса страдания в них разное. В христианстве сострадание понимается как отклик на страдание за всех Христа. Поэтому оно есть путь восхождения человека к вере, величайшая милость. В христианской системе ценностей сострадание является одной из важных составляющих. Именно сострадание дает возможность достичь совершенства, помогая другим, даже тем, кого обошло бремя страданий. В христианстве сострадание и благотворительность обладают чертами общественной деятельности, а церковь выступает в качестве агента благотворительности в большей степени, чем в буддизме. Поэтому наиболее законченные формы социальной работы сформировались в христианских странах. А сострадание стало предпосылкой институтов и форм социальной работы.
Феномены страдания и
История этической мысли представляет собой переход от негативной оценки сострадания к двойственному отношению к нему в западной философии Нового времени. Так, Шопенгауэр превращает сострадание в краеугольный камень этики в отличие от Канта и Гегеля, которые пытались исключить его из этики. Он рассматривает способность к состраданию, справедливость и человеколюбие как три проявления моральности человека.
В русской философии Н.А. Бердяев
придает страданию статус сущности
жизни: «Я страдаю, значит, я существую».
Он представляет два вида страданий:
одни связаны с трагической основой
жизни, и поэтому неустранимы. Другие
же обусловлены социальными
Сострадание по Бердяеву - это «соединение со страдающей тварью в ее богооставленности», то есть в ее страдании. Сострадание, как и страдание, может быть двух видов. В первом случае - это страдание, связанное с трагичностью жизни, сострадание состоит в том, чтобы помогать человеку переносить страдание. Во втором случае страдания, обусловленного социальными причинами, сострадание должно способствовать освобождению человека от него.
Таким образом, в основе социальной
работы оказывается система
Участие религиозных организаций в оказании разносторонней социальной помощи имеет давние исторические традиции. Деятельность конфессиональных институтов чрезвычайно многогранна как по сферам (милосердие, благотворительность, миротворчество и т.д.), так и по формам, методам деятельности. Наряду с материальной помощью нуждающимся она направлена на морально-психологическую поддержку страждущих, успокоение отчаявшихся, смягчение социальной напряженности, улаживание этнических и национальных конфликтов, нейтрализацию общественных язв и неурядиц, постигающих в первую очередь наиболее уязвимые и обездоленные слои населения.
Традиции духовной и материальной помощи старым, больным, инвалидам, детям, людям, оказавшимся в беде и не имеющим сил (возможностей) самостоятельно ее преодолеть, — органическая часть религиозно-нравственной культуры всех существовавших и существующих на Земле цивилизаций, социально-нравственных доктрин различных конфессий, важнейшая часть их идеологии и практики.
Проблема институционализации социальной работы в условиях современной России приобрела особую актуальность.
Условия современной России
социально детерминируют (
Исторически сложилось так,
что три взаимосвязанных
Более того, институционализация социальной работы в условиях современной России идет в трех обозначенных направлениях весьма противоречиво. Так, в практике наблюдается отход от классических форм организации социальной работы и резкий переход к инновационным (например, центры, хосписы, некоммерческие общественные организации и т.д.). В области познания социальную работу обозначили как междисциплинарную, но так и не осуществили ее комплексный анализ, доказательством чего служит методологический плюрализм, отсутствие собственных фундаментальных теорий, сосуществование и разработка частных концепций. В области образования специалистов принципиально нового типа в основном готовят в классических традициях института высшей школы, что способствует возникновению ряда принципиальных проблем. Все эти обстоятельства значительно усиливают актуальность изучения проблемы институционализации социальной работы в современной России.
В целом, несмотря на явный
интерес ученых к проблемам социальной
работы, степень проработки вопросов
ее институционализации в условиях
современной России в отечественных
исследованиях незначительна. С
нашей точки зрения, социологич
Институционализация социальной работы в условиях современной России идет в трех направлениях по-разному. Так, в практике наблюдается отход от классических форм организации социальной работы и резкий переход к инновационным, например, некоммерческие общественные организации, центры, хосписы и т.д. В области познания социальную работу обозначили как междисциплинарную, но так и не осуществили ее комплексного анализа, доказательством чего служит отсутствие собственных фундаментальных теорий, сосуществование и разработка частных концепций. В области образования специалистов принципиально нового типа в основном готовят в традиционных рамках института высшей школы.
Социальная работа как вид деятельности осуществляется на макро-, мезо- и микроуровнях, имеет свои цель, задачи, мотивацию, субъекты и объекты. Непрерывный процесс ее развития способствует расширению спектра субъектов и объектов.
Одним из условий дальнейшего развития процессов институционализации социальной работы выступает ее технологизация, под которой мы понимаем интенсивную разработку и внедрение инновационных социальных технологий в практику социальной работы. В отличие от традиционных видов деятельности (игры, обучение, труд), социальная работа в настоящее время является менее технологизированной, что связано с рядом объективных и субъективных обстоятельств. Прежде всего речь идет о слабой разработанности теории социальных технологий, отсутствии адекватной практики их типологии и механизмов внедрения. Весьма актуальным является вопрос о соотношении социальной работы и социальных технологий: социальная работа, одновременно являясь видом технологии, использует в ходе своей реализации множество прикладных социальных технологий. Другим моментом является факт непрерывности процесса разработки инновационных социальных технологий, связанный с возникновением новых социальных проблем и необходимостью их оперативного решения.
Активное развитие системы
социальной работы и процессы ее институционализации
способствуют инициированию потребности
в большом количестве специалистов,
имеющих соответствующее
Российская система
В связи с этим весьма остро стоят вопросы, касающиеся содержательной стороны учебного процесса, его гуманизации, гуманитаризации и профессионализации. С целью повышения мотивации студентов, — будущих социальных работников, необходимо сочетать традиционные и инновационные методы их активизации, использовать практику составления социальных паспортов и разработки социальных проектов.
На наш взгляд, необходимо отметить, что развитие теории социальной работы в условиях современной России проходит на фоне таких процессов, как глобализация, модернизация, виртуализация и регионализация. При этом глобализация вносит в теорию и практику социальной работы элементы вестернизации (американские теоретические конструкты и модели социальной практики), модернизация способствует развитию и укреплению институтов социальной работы, а процессы регионализации придают им яркую неповторимость, самобытность, уникальность. Более того, регионализация позволяет находить инновационные, связанные в своей основе исторические, экономические, социально-психологические и этнополитические особые формы, методы и технологии социальной работы.
Таким образом, в условиях
современного российского общества
институционализация социальной работы
идет в трех направлениях достаточно
противоречиво, что позволяет утверждать,
что тема исследования далеко не исчерпана.
Это связано с тем, что, несмотря
на легитимацию института
Добровольчество (волонтерство) – это участие людей независимо от возраста, расы, пола и вероисповеданий в мероприятиях, направленных на решение социальных, культурных, экономических, экологических проблем в обществе, не связанных с извлечением прибыли[1]. В Италии безвозмездная социальная помощь называется «социальным волонтерством». В немецком языке, как и в русском, существует несколько понятий, эквивалентных английскому слову Volunteering – это добровольная деятельность, общественно-полезная работа, гражданская активность. Это языковое разнообразие указывает на то, что мы должны выяснить, какое значение мы придаем обозначенным явлениям, и какие функции они имеют[2].
По мнению доктора исторических наук, профессора Е.И. Холостовой, волонтеры – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они действуют либо неформально, работая бесплатно как в государственных, так и в частных организациях медицинской, образовательной сферы или социального обеспечения, либо являются членами добровольческих организаций. Несмотря на богатство содержания волонтерской деятельности и разноплановость ее целевой направленности, можно говорить о существовании общих характеристик этого явления.