Истоки профессии "Социальная работа"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 10:45, лекция

Описание работы

Социальная работа имеет богатую историю и охватывает широкий круг вопросов - от духовного наследия до конкретных практических проявлений. Социальная работа как институт является важнейшим элементом, характеризующим современный тип государства и общества. Социальная работа как феномен связана со многими социально-политическими преобразованиями в мире. Однако глубинный смысл социальной работы, ее основа заложены в сострадании, сочувствии и любви к человеку, желании пробудить в нем силы для возрождения, жизни. В основе социальной работы лежит активное, деятельное начало, заключающееся в сострадании и реализующееся в милосердии и благотворительности. Поэтому для понимания социальной работы как феномена необходимо, в первую очередь, рассмотреть страдание и сострадание под углом духовного, культурного, историко-политического, социально-экономического опыта общества.

Файлы: 1 файл

зарубежный опыт. Семинар 1.docx

— 30.03 Кб (Скачать файл)

Социальная  работа имеет богатую историю и охватывает широкий круг вопросов - от духовного наследия до конкретных практических проявлений. Социальная работа как институт является важнейшим элементом, характеризующим современный тип государства и общества. Социальная работа как феномен связана со многими социально-политическими преобразованиями в мире. Однако глубинный смысл социальной работы, ее основа заложены в сострадании, сочувствии и любви к человеку, желании пробудить в нем силы для возрождения, жизни. В основе социальной работы лежит активное, деятельное начало, заключающееся в сострадании и реализующееся в милосердии и благотворительности. Поэтому для понимания социальной работы как феномена необходимо, в первую очередь, рассмотреть страдание и сострадание под углом духовного, культурного, историко-политического, социально-экономического опыта общества.

Истоки социальной работы как филантропической деятельности лежат в области религии и  этики. В качестве религиозных предпосылок  социальной работы следует отметить общие гуманистические принципы, характерные для всех религий. Это  сострадание, любовь к ближнему, благотворительность, сочувствие, помощь страдающим. Все мировые религии объединяют человеколюбие и сострадание как нравственные основания веры.

Однако понимание природы  и статуса страдания в них  разное. В христианстве сострадание  понимается как отклик на страдание  за всех Христа. Поэтому оно есть путь восхождения человека к вере, величайшая милость. В христианской системе ценностей сострадание  является одной из важных составляющих. Именно сострадание дает возможность  достичь совершенства, помогая другим, даже тем, кого обошло бремя страданий. В христианстве сострадание и  благотворительность обладают чертами  общественной деятельности, а церковь  выступает в качестве агента благотворительности  в большей степени, чем в буддизме. Поэтому наиболее законченные формы  социальной работы сформировались в  христианских странах. А сострадание  стало предпосылкой институтов и  форм социальной работы.

Феномены страдания и сострадания  составляют не только религиозные, но и этические предпосылки социальной работы. Историко-философский анализ сострадания показывает, что уже  в античности возникает представление  о том, что страдание это сущность жизни человека. По Аристотелю: «Ничему  хорошему в жизни нельзя научиться  иначе, чем через страдание» [1].

История этической мысли представляет собой переход от негативной оценки сострадания к двойственному  отношению к нему в западной философии Нового времени. Так, Шопенгауэр превращает сострадание в краеугольный камень этики в отличие от Канта и Гегеля, которые пытались исключить его из этики. Он рассматривает способность к состраданию, справедливость и человеколюбие как три проявления моральности человека.

В русской философии Н.А. Бердяев  придает страданию статус сущности жизни: «Я страдаю, значит, я существую». Он представляет два вида страданий: одни связаны с трагической основой  жизни, и поэтому неустранимы. Другие же обусловлены социальными причинами. Для их преодоления необходимо изменение  социального строя. Н.А. Бердяев ставит самыми важными вопросами человеческого  существования вопросы об уменьшении страдания, удаления страдания, победе над страданием. И находит ответ  в решении данных вопросов в сострадании  к другому.

Сострадание по Бердяеву - это «соединение  со страдающей тварью в ее богооставленности», то есть в ее страдании. Сострадание, как и страдание, может быть двух видов. В первом случае - это страдание, связанное с трагичностью жизни, сострадание состоит в том, чтобы помогать человеку переносить страдание. Во втором случае страдания, обусловленного социальными причинами, сострадание должно способствовать освобождению человека от него.

Таким образом, в основе социальной работы оказывается система философских  идей о человеке страждущем, страдающем, ждущим помощи и понимания; и человеке помогающем, сострадающем, милосердном, готовым принять роль спасителя  и проявить любовь к ближнему.

 

Участие религиозных организаций  в оказании разносторонней социальной помощи имеет давние исторические традиции. Деятельность конфессиональных институтов чрезвычайно многогранна как  по сферам (милосердие, благотворительность, миротворчество и т.д.), так и по формам, методам деятельности. Наряду с материальной помощью нуждающимся она направлена на морально-психологическую поддержку страждущих, успокоение отчаявшихся, смягчение социальной напряженности, улаживание этнических и национальных конфликтов, нейтрализацию общественных язв и неурядиц, постигающих в первую очередь наиболее уязвимые и обездоленные слои населения.

Традиции духовной и материальной помощи старым, больным, инвалидам, детям, людям, оказавшимся в беде и не имеющим сил (возможностей) самостоятельно ее преодолеть, — органическая часть  религиозно-нравственной культуры всех существовавших и существующих на Земле  цивилизаций, социально-нравственных доктрин различных конфессий, важнейшая часть их идеологии и практики.

Проблема институционализации  социальной работы в условиях современной  России приобрела особую актуальность.

Условия современной России социально детерминируют (ограничивают) процесс становления социальной работы как инновационного института, активно влияют на динамику и механизмы ее функционирования. Развитие разнообразных организационных форм социальной работы, применение широкого спектра методов, методик и технологий поставили вопрос о технологизации социальной деятельности и потребовали изучения и анализа всех факторов, способствующих или препятствующих этому процессу.

Исторически сложилось так, что три взаимосвязанных процесса (практика, область познания и образовательная  деятельность) идентифицировались как  социальная работа. Однако механизмы  реализации и осуществления этих процессов имели не только разные предпосылки, но и разные социально-структурные  характеристики и специфику проявления. В условиях развития современного общества данные тенденции сохраняются, что  также требует глубокого изучения.

Более того, институционализация  социальной работы в условиях современной  России идет в трех обозначенных направлениях весьма противоречиво. Так, в практике наблюдается отход от классических форм организации социальной работы и резкий переход к инновационным (например, центры, хосписы, некоммерческие общественные организации и т.д.). В области познания социальную работу обозначили как междисциплинарную, но так и не осуществили ее комплексный анализ, доказательством чего служит методологический плюрализм, отсутствие собственных фундаментальных теорий, сосуществование и разработка частных концепций. В области образования специалистов принципиально нового типа в основном готовят в классических традициях института высшей школы, что способствует возникновению ряда принципиальных проблем. Все эти обстоятельства значительно усиливают актуальность изучения проблемы институционализации социальной работы в современной России.

В целом, несмотря на явный  интерес ученых к проблемам социальной работы, степень проработки вопросов ее институционализации в условиях современной России в отечественных  исследованиях незначительна. С  нашей точки зрения, социологический подход к проблеме институционализации социальной работы не получил до настоящего времени полного теоретико-эмпирического оформления. В трудах отечественных ученых практически не представлен развернутый теоретико-методологический анализ поставленной проблемы, что затрудняет развитие научных исследований в данном направлении, а также трансформацию социальной политики с учетом потребностей и нужд социальной сферы.

Институционализация социальной работы в условиях современной России идет в трех направлениях по-разному. Так, в практике наблюдается отход  от классических форм организации социальной работы и резкий переход к инновационным, например, некоммерческие общественные организации, центры, хосписы и т.д. В области познания социальную работу обозначили как междисциплинарную, но так и не осуществили ее комплексного анализа, доказательством чего служит отсутствие собственных фундаментальных теорий, сосуществование и разработка частных концепций. В области образования специалистов принципиально нового типа в основном готовят в традиционных рамках института высшей школы.

Социальная работа как  вид деятельности осуществляется на макро-, мезо- и микроуровнях, имеет свои цель, задачи, мотивацию, субъекты и объекты. Непрерывный процесс ее развития способствует расширению спектра субъектов и объектов.

Одним из условий дальнейшего  развития процессов институционализации  социальной работы выступает ее технологизация, под которой мы понимаем интенсивную разработку и внедрение инновационных социальных технологий в практику социальной работы. В отличие от традиционных видов деятельности (игры, обучение, труд), социальная работа в настоящее время является менее технологизированной, что связано с рядом объективных и субъективных обстоятельств. Прежде всего речь идет о слабой разработанности теории социальных технологий, отсутствии адекватной практики их типологии и механизмов внедрения. Весьма актуальным является вопрос о соотношении социальной работы и социальных технологий: социальная работа, одновременно являясь видом технологии, использует в ходе своей реализации множество прикладных социальных технологий. Другим моментом является факт непрерывности процесса разработки инновационных социальных технологий, связанный с возникновением новых социальных проблем и необходимостью их оперативного решения.

Активное развитие системы  социальной работы и процессы ее институционализации  способствуют инициированию потребности  в большом количестве специалистов, имеющих соответствующее образование. В настоящее время в России сложилась многоуровневая система  подготовки специалистов по социальной работе, куда входят образовательные  учреждения разного уровня и профиля. Особое место среди них занимают высшие учебные заведения, готовящие  специалистов высшей квалификации.

Российская система образования, которая относится к числу  важнейших социальных институтов, обеспечивающих социализацию индивидов, в настоящее  время находится на стадии модернизации, обусловленной процессами глобализации. Система подготовки специалистов по социальной работе высшей квалификации испытывает те же проблемы, что и  образование в целом. Инновационность специальности «социальная работа» и современные социально-экономические условия общества определили специфику подготовки, которая в основном ведется в рамках государственных образовательных учреждений. Инструментарий институционализации системы образования в области социальной работы формируется на основе Конституции РФ и Закона РФ об образовании. В этом процессе ярко прослеживается противоречие между государственным заказом на специалистов принципиально нового типа и традициями института высшей школы.

В связи с этим весьма остро стоят вопросы, касающиеся содержательной стороны учебного процесса, его гуманизации, гуманитаризации и профессионализации. С целью повышения мотивации студентов, — будущих социальных работников, необходимо сочетать традиционные и инновационные методы их активизации, использовать практику составления социальных паспортов и разработки социальных проектов.

На наш взгляд, необходимо отметить, что развитие теории социальной работы в условиях современной России проходит на фоне таких процессов, как  глобализация, модернизация, виртуализация  и регионализация. При этом глобализация вносит в теорию и практику социальной работы элементы вестернизации (американские теоретические конструкты и модели социальной практики), модернизация способствует развитию и укреплению институтов социальной работы, а процессы регионализации придают им яркую неповторимость, самобытность, уникальность. Более того, регионализация позволяет находить инновационные, связанные в своей основе исторические, экономические, социально-психологические и этнополитические особые формы, методы и технологии социальной работы.

Таким образом, в условиях современного российского общества институционализация социальной работы идет в трех направлениях достаточно противоречиво, что позволяет утверждать, что тема исследования далеко не исчерпана. Это связано с тем, что, несмотря на легитимацию института социальной работы, в целом процесс ее институционализации  является длительным, многоуровневым, многофакторным, чрезвычайно сложным  и весьма противоречивым. Высокий  динамизм процессов институционализации  социальной работы, неоднозначность  ее интерпретации, отсутствие комплексных  междисциплинарных подходов к ее изучению также говорят о необходимости  дальнейших исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добровольчество (волонтерство) – это участие людей независимо от возраста, расы, пола и вероисповеданий в мероприятиях, направленных на решение социальных, культурных, экономических, экологических проблем в обществе, не связанных с извлечением прибыли[1]. В Италии безвозмездная социальная помощь называется «социальным волонтерством». В немецком языке, как и в русском, существует несколько понятий, эквивалентных английскому слову Volunteering – это добровольная деятельность, общественно-полезная работа, гражданская активность. Это языковое разнообразие указывает на то, что мы должны выяснить, какое значение мы придаем обозначенным явлениям, и какие функции они имеют[2].

По мнению доктора исторических наук, профессора Е.И. Холостовой, волонтеры – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они действуют либо неформально, работая бесплатно как в государственных,  так и в частных организациях медицинской, образовательной сферы или социального обеспечения, либо являются членами добровольческих организаций. Несмотря на богатство содержания волонтерской деятельности и разноплановость ее целевой направленности, можно говорить о существовании общих характеристик этого явления.

Информация о работе Истоки профессии "Социальная работа"