Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 07:58, реферат
Объект изучения данной курсовой работы является труд А.А. Богданова «Тектология: всеобщая организационная наука»
Предмет принципы и методы, которые применял А.А. Богданов к изучению простых (физических) и сложных (социальные) систем: обобщенный опыт всех наук
Цель - изучение взгляда Богданова на обобщенный опыт.
О.С.Анисимов называет Богданова «первым методологом», сформулировавшим проблему, исходную для методологического пространства. Объединяя специализированные научные методы, решая вопросы универсумально-практического характера организованности форм, А.А.Богданов создал уникальную концепцию системного подхода к анализу явлений в природе и социуме. «Тектология» по поставленным задачам, по своему подходу, по используемым методам решения задач и проблем является прототипом современной методологии.
I. Введение
1. Определение объекта, предмета, цели курсовой работы…………………………………………. …3
2. Историческая необходимость и научная возможность тектологии: организационная точка зрения, единство организационных методов, путь к организационной науке, прообразы тектологии…….3
II. Основная часть
1. Основные понятия и методы…………………………………………………………………………11
- организованность и дезорганизованность: организованные комплексы, активности-сопротивления и типы их сочетаний, относительность организационных понятий;
- методы тектологии;
- соотношение тектологии к частным наукам и к философии.
2. Основные организационные механизмы…………………………………………………………….16
- механизм формирующий: конъюгация, цепная связь, ингрессия, дезингрессия, отдельность комплексов, кризисы, роль разностей в опыте, познавательное значение ингрессии, социальная и мировая ингрессия;
- механизм регулирующий: консервативный подбор, подвижное равновесие, прогрессивный подбор.
3. Устойчивость и организованность форм………………………………………………………….26
- количественная и структурная устойчивость;
- закон относительных сопротивлений (закон наименьших);
- закон наименьших в решении практических задач;
- структура слитная и «четочная»;
- системы равновесия.
4. Расхождение и схождение форм……………………………………………………………………33
- Введение для части II работы А.А. Богданова
- закон расхождения;
- дополнительные соотношения;
- противоречия системного расхождения;
- разрешение системных противоречий (контрдифференциация): образование связки, механизм устранения противоречий;
- схождение форм;
- жизненная ассимиляция.
5. Формы централистические и скелетные («эгрессия» и «дегрессия»)………………………………40
- происхождение и развитие эгрессии;
- значение и границы эгрессии;
- происхождение и значение дегрессии;
- развитие и противоречия дегрессии;
- отношение эгрессии и дегрессии.
6. Пути и результаты подбора…………………………………………………………………………..46
- подбор в сложных системах;
- подбор в изменяющейся среде;
- подбор прямой и репрезентативный;
- обобщающая роль подбора;
- познавательный подбор: гедонический, дарвинизм и учение Мальтуса, теория Крукса о развитии материи;
- соотношение подбора отрицательного и положительного.
7. Кризисы форм……………………………………………………………………………………53
- общее понятие о кризисах;
- типы кризисов;
- предельное равновесие;
- кризисы С;
- кризисы D;
- универсальность понятия кризисов.
8. Организационная диалектика…………………………………………………………………….56
- тектологический акт;
- диалектика формальная и организационная
III. Заключение: методологическое значение тектологии А.А. Богданова……………………56
1. Тектология
2. Диалектика и тектология
3. Комплексность как свойство объекта
4. Организационная деятельность
5. Организационная идея в науке