Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 20:44, реферат
Историческая судьба социологии советского периода после Октябрьской революции складывалась крайне противоречиво. В первые годы советской власти и в области социологической теоретической мысли и в области институализации социологии происходили интенсивные позитивные изменения. Продолжались традиции дореволюционной русской социологической школы (П.А.Сорокин, Н.К.Кареев и др.). Одновременно с этим все сильнее становилось влияние развивающегося советского варианта марксистской социологической теории, которая была нацелена на утверждение только собственных представлений и разрыв с прежними достижениями отечественной социологической мысли.
ВВЕДЕНИЕ
1.РОССИЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В 20-Х ГОДАХ ХХ-ГО ВЕКА.
2. РОССИЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В 30-Х ГОДАХ ХХ-ГО ВЕКА.
3.ВОЗРОЖДЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ.
4.РОССИЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В 60-Х ГОДАХ ХХ-ГО ВЕКА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
не человек, но личность как социальный тип, как член конкретного общества и процессы социализации индивидов;
не социальные отношения в их глубинной сущностной основе, но социальное взаимодействие и социальные взаимосвязи, в основе которых - глубинные социальные отношения, не схватываемые эмпирически, поскольку представляют собой философские абстракции. Социальные отношения соотносятся не с эмпирическими данными, а имеют своей фактической основой конкретно-научные обобщения, развиваемые в частных науках, включая и социологию.
4.РОССИЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В 60-Х ГОДАХ ХХ-ГО ВЕКА.
В 60-х гг. была выработана трехуровневая концепция социологии:
исторический материализм есть общесоциологическая теория, она задает типовой способ построения
частносоциологических теорий, которые в свою очередь опираются на обобщение социальных фактов. Эта концепция позволила утвердить статус
конкретных социологических исследований, но вместе с тем затруднила включение отечественной социологической науки в мировой процесс развития социологии.
В середине 60-х годов появляются обобщающие итоги многих исследований. В 1965 г. издается пятитомник “Избранных произведений” основоположника социальной инженерии С.Г. Струмилина. Проводятся исследования бюджета времени на металлургических, текстильных и машиностроительных предприятиях Днепропетровска, Запорожья, Одессы, Костромы, включавшие круг проблем, связанных с анализом уровня жизни и установлением зависимости образа жизни от социально - бытовых и социально - демографических факторов. Широкий круг исследований социальных проблем брака и семьи был обобщен в книге А.Г. Харчева “Брак и семья в СССР” (1964 г.).
Важным шагом в институализации социологии явилось издание в 1966 г двухтомника “Социология в СССР”. В него вошли
исследования по общей социологической теории (Г.В. Осипов, Г.П. Францев, П.Н Федосеев и др.);
методологии и методике социальных исследований (Б.А. Грушин, Г.М. Андреева, В.Н. Садовский, П.П. Маслов, В.С. Немчинов и др.);
социальным проблемам труда и досуга (В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов, С.Ф. Фролов, С.Г. Гурьянов и др.);
социальным проблемам города и деревни (А.И. Тодоровский, В.Н. Шубкин и др.);
исследования на стыке смежных с социологией наук (Г.А. Слесарев Б.Ц. Урланис и др.).
В эти годы в стране были созданы первые социологические учреждения: отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском государственном университете. В 1962 г. была основана советская социологическая ассоциация. В 1969 г. на базе отдела социологических исследования Института философии АН СССР был создан Институт конкретных социологических исследований (с 1972 г. - Институт социологических исследований, а с 1990 г. - Институт социологии АН СССР). Были организованы отделы социологических и социальных исследований во Всесоюзном институте системных исследований (Москва), Институте экономики и организации промышленного производства (Новосибирск), Институте социально - экономических проблем (Ленинград), Институте уральского научного центра (Свердловск), Институте международного рабочего движения (Москва) и др. В московском, ленинградском, новосибирском, уральском и др. университетах, а также в некоторых экономических вузах (Институт управления в Москве, Ленинградский экономический институт и др.) были введены спецкурсы по прикладной социологии. Для аспирантов и студентов были изданы первые учебные пособия по социологии и ее истории.
История становления и развития социологии в 60-е годы убеждает в том, что вопреки конкретной ситуации, характеризуемой тоталитарной идеологической концепцией единения общества, несмотря на искусственное отождествление социологии с догматами исторического идеализма, лишившее ее собственного лица, в этот период был сделан определенный рывок в развитии этой науки. Ведущими социологами страны был внесен заметный вклад в изучение и решение проблем методологии и методики конкретных социологических исследований.
Большое значение для институализации социологии в качестве самостоятельной науки имеет формирование в ней слоя эмпирических исследований, сразу придавших этой науке ярко выраженный прикладной характер. Если Англия и Франция были зачинателями теоретической социологии, то США стали страной, давшей мощный импульс эмпирическим социологическим исследованиям, получившим соответствующее обеспечение. При достаточно широком распространении социологии в мире всегда имеет смысл говорить о доминировании определенных национальных школ, к каковым относятся американская, английская, французская, немецкая, итальянская школы социологии. В равной мере можно говорить о российской школе социологии, вобравшей в себя лучшие идеи западной социологии и придавшие ей свой национальный оттенок, но перенесшей сложные катаклизмы своего развития от оригинальных теоретических построений до полного разгрома в период тоталитарного режима. Идеологическая борьба этого периода достаточно больно ударила не только по деятелям культуры, но и по социологам. Но, так или иначе, в Советском Союзе складывались и укреплялись свои социологические службы, школы и направления. В университетах открылись факультеты, отделения и специализации, появились многочисленные центры и службы изучения общественного мнения, социологических социально-политических, социально-экономических исследований, которые в своей совокупности отчетливо демонстрируют тот факт, что отечественная социологическая мысль обрела, наконец, статус законной научной дисциплины, активна влияющей на общественную жизнь страны.
Советский период являлся самым продолжительным в истории развития отечественной социологии. Поэтому итогом данной работы должен быть ответ на вопрос: Состоялась ли российская социология?
Социология есть в значительной мере осмысление обществом самого себя. Еще более жесткое утверждение: "Социология в той или иной стране возможна лишь при том условии, что - по меньшей мере - там предпринимаются попытки сформировать собственную фундаментальную теорию с учетом своего уникального социального опыта и признанных стандартов философии и методологии" 1
Поэтому для ответа на поставленный вопрос нужно соотнести историю отечественной социологии с мировой, совместив при этом этапы развития социологического знания и социологических сообществ. Эти этапы в принятой периодизации следующие: универсализм - национальные социологии - интернационализм - индигенизация (обращение к исконным основам) - глобализация.
В основных чертах отечественная социология испытала все эти фазы развития. Российские позитивисты, как и французские, исходили из принципа универсальности законов социального развития. Это убеждение разделял и П. Лавров, который к завершению своей научной деятельности стал основателем особой, русской субъективной школы. Наиболее яркие ее представители, наряду с Лавровым - Н. Михайловский и Н. Кареев пытались соотнести объективные закономерности социального бытия с желаемым идеалом справедливого общества. Христианская социология и "Философия хозяйства" Сергея Булгакова, выдающееся сочинение Александра Чаянова "Крестьянское хозяйство", опубликованное в начале нашего века, - не что иное, как попытка найти философско-социологическое и экономическое объяснение особого уклада жизни. Крестьяноведение А. Чаянова и до сего дня не утратило актуальности и обрело свое второе рождение в постсоветской России. Высланный из страны Питирим Сорокин создал фундаментальную теорию социокультурных систем, основой которых полагал различия типов мировоззрения - чувственного, умозрительного и интуитивного.
Достаточно упоминания этих имен, чтобы убедиться в формировании собственно российской социологической школы, с ее стремлением совместить универсализм социального с национальной культурой.
Отечественная социология в советское время претерпела фазу "концептуального империализма" (непримиримого противоборства с "буржуазной социологией") и не избежала своеобразной "индигенизации", т.е. привязки теории Маркса к советскому обществу. Маркс был заменен марксизмом-ленинизмом. Для социологов, как и других обществоведов, в 60-е и первую половину 80-х гг. прямым указанием к разработке научных планов выступали теоретические новации, содержавшиеся в докладах к съездам коммунистической партии. Например, о вступлении СССР в стадию "развитого" и позже - "зрелого" социализма, о движении к социальной однородности общества, в начале перестройки - о "человеческом факторе".
Также анализ эволюции науки показывает, что социологическая мысль в России развивалась как интегральная часть европейской культуры. Выдающиеся деятели русской социологии (М.М. Ковалевский, Л.И. Мечников, Н. К, Михайловский, Е.В. де Роберти и др.) оказали существенное влияние на ее становление как самостоятельной науки об обществе, вышедшей за пределы национальных границ. В то же время она испытывала заметное влияние концепций западных социологов: О. Конта, Г. Спенсера, Г. Зиммеля, М. Вебера, Э. Дюркгейма и др.
Социальный запрос - мощный стимул в историко-социологических исследованиях. Можно извлекать из истории лишь то, что отвечает "злобе дня", но можно, заглядывая в будущее, упреждать потребности общества, еще не вполне осознаваемые сегодня. История и анализ современного состояния мировой социологии дают серьезные основания для выявления перспективных социальных запросов со стороны общества к социологии и социологам. Это и новые области проблематики, и новые методологические подходы. Они составляют сущностную часть истории науки, ибо рождаются на почве предшествующего знания. Изменение идеологической обстановки создает условия для активного отклика социологии на эти социальные запросы.
По оценке ученых, в ближайшие десятилетия процесс развития отечественной социологии будет в чем-то напоминать по основным своим линиям то, что уже происходило во второй половине XIX столетия в России: широкое знакомство с западной и отечественной социологической мыслью с акцентом на тех проблемах, которые сегодня волнуют Россию. Несомненно, появятся попытки создания оригинальных синтетических теорий и концепций, чему есть свидетельства в текущих публикациях, например, Л. Ионина, В. Радаева, А. Филиппова, других исследователей. Интенсивно развиваются исследования по истории советской социологии, основанные на документальных свидетельствах и свидетельствах видных участников этого процесса, их "живых историй". Начались работы по созданию Банка данных эмпирических исследований советского периода.
Отечественная социология, теперь институционализированная в системе академических социальных наук, находится в поисках ответа на извечные вопросы: Куда идет Россия? В чем состоит гражданская роль социолога? И вновь мы сталкиваемся с российской проблемой: власть и интеллигенция, власть и социология. Должна ли социология быть оппонентом любой власти и тем служить обществу или она призвана просвещать власть и этим отвечать на социальный вызов? Альтернатива чисто российская, ибо диктуется она ролью государства в общественной жизни. Дальнейшее развитие России в сторону демократии и гражданских структур лишит смысла эту дилемму.
Размещено на Allbest.ru
1 Филиппов А.Ф. О понятии «теоретическая социология» // Социологический журнал. 1997, № ½, С. 11
Информация о работе Исторические судьбы российской социологии советского периода