Историческое развитие идеологии феминизма. Современный феминизм и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:17, реферат

Описание работы

Фемини́зм (от лат. femina, «женщина») - общественно-политическое движение, целью которого является предоставление всем женщинам, дискриминируемым по признаку пола, расы, ориентации, возраста, этнической принадлежности, социального статуса [1], всей полнотысоциальных прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. В первую очередь феминизм анализирует проблемы женщин, но поскольку феминизм стремится к равноправию полов, некоторые феминистки считают, что мужчины также страдают от сексизма и что борьба за мужские права является неотъемлемой частью феминизма.

Файлы: 1 файл

феминизм.docx

— 31.60 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСИ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Основы идеологии Белорусского государства

 

 

Реферат

 

«Историческое развитие идеологии  феминизма. Современный феминизм и его виды»

 

 

 

 

Выполнила:

студентка I курса                         5-й группы (НИСПО)

Факультета бухгалтерского

учета и контроля

Савастьянова Татьяна  Игоревна

 

 

Гродно 2013

Введение

 

Фемини́зм (от лат. femina, «женщина») - общественно-политическое движение, целью которого является предоставление всем женщинам, дискриминируемым по признаку пола, расы, ориентации, возраста, этнической принадлежности, социального статуса [1], всей полнотысоциальных прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. В первую очередь феминизм анализирует проблемы женщин, но поскольку феминизм стремится к равноправию полов, некоторые феминистки считают, что мужчины также страдают от сексизма и что борьба за мужские права является неотъемлемой частью феминизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Феминизм и его  исторические корни

Феминизм как направление  в теории и практике женского движения уходит своими корнями в XVII век. Сам  термин был введен в оборот Ш. Фурье - французским социалистом-утопистом - в 40-е годы XIX столетия и предполагал решение проблемы равенства женщин и мужчин. Американская исследовательница Л. Татл, издавшая "Энциклопедию феминизма", считает, что это социальное движение и идеология, состоящая из многих аспектов и мнений, что "простое определение, которое устроило бы каждого, кто считает себя феминистом, очень трудно сформулировать”. И далее: "Феминист - это человек, который не имеет предубеждений против других людей из-за их пола и своими действиями способствует политическому, экономическому, духовному и сексуальному равноправию женщин”. 

В 1744 г. в Англии стараниями Э. Хэйвуд начал выходить периодический женский журнал. Он был очень популярен и Северной Америке, где феминизм получил распространение в период войны за независимость (1775-1783). Феминистские организации оформлялись в Международный альянс женщин - сторонниц равных прав и возможностей, к которому присоединился и Всероссийский союз равноправных женщин, основанный в 1905 г. Однако, движение женщин России возникло задолго до 1905 г. Оно развивалось на уже имевшихся традициях женских благотворительных союзов, обществ, журналов. Михаил Бакунин в своей работе "Запоздалый голос сороковых годов" (по поводу женского вопроса) писал, что "все иные вопросы - суть вопросы о постороннем, но женский вопрос не может ни быть, ни считаться посторонним вопросом; в нем затронуты сущность и самый смысл всего бытия человека, и ответом на него, его разрешением даются ответы и разрешения по всем другим вопросам, затрагивающим жизнь человека”. В России уже в 1899 г. появился первый печатный журнал "Женское дело”. Феминизм на раннем этапе своего существования касался лишь проблем конкретных прав женщин: права на труд и равную оплату, политические и гражданские права и др., что явно было недостаточно для подлинной эмансипации женщин. После Второй мировой войны сущность феминизма изменилась: он все больше приобретает социально-политический характер.

Общая идея феминизма - это  осуществление принципа гармонии, признание равных возможностей и значимости полов в развитии цивилизации, борьба с сексизмом, экономическим господством мужчин, доминирующим мужским правом на протяжении всей истории существования общества.

Итак, возникнув в 40-е гг. XIX столетия, феминизм постепенно становится самостоятельной социально-политической теорией. И если на первом этапе он выступал как социальный протест, а его сторонники выступали за этические и гуманистические принципы жизни граждан цивилизованного общества, то в дальнейшем происходит развитие идеологии на основе приобретенного опыта действий, выступлений женщин в разных странах. Постепенно начинается активная борьба за права, против дискриминации в общественной и личной жизни. Происходит переход в новое качество, а именно: развитие самостоятельных теоретических моделей - классического и постклассического феминизма, переход от первоначальных требований равных прав с мужчинами к созданию концепции, к поискам основ социального угнетения и путей его ликвидации.

«Первая волна» феминизма.  Началом организованного движения считается 1848 год, когда в городе Сенека-Фоллз (штат Нью-Йорк, США) прошёл съезд по защите прав женщин под лозунгом «Все женщины и мужчины созданы равными». На съезде была принята т. н. «Декларация чувств». Декларация поднимала такие важные вопросы, как равноправие женщин в правах собственности, в браке, в свободном выборе профессий, в получении полноценного образования и т. д. Авторами этого документа являлись Элизабет Кэйди Стэнтон и Лукреция Мотт.

В 1869 году английский либеральный  философ Джон Стюарт Милль опубликовал свою работу «Подчинение женщин», в которой отметил, что «законодательная поддержка подчинения одного пола другому вредна… и есть одно из главных препятствий на пути к общечеловеческому усовершенствованию».

Вопрос о праве владения собственностью для женщин занимал достаточно большое  место в женском движении. В 1860 году, после обращения Элизабет Стэнтон, Законодательное собрание штата  Нью-Йорк приняло в качестве закона Акт о собственности замужних женщин. Этот акт гарантировал женщине право оставлять за собой заработанное ею, равное с мужем право на совместное попечительство над детьми, а также имущественные права вдовы, соответствующие правам мужа в случае смерти жены.

Важной фигурой в женском  движении второй половины XIX века является Эммелин Панкхерст (Emmeline Pankhurst) — она стала одной из основательниц движения за право женщин голосовать на выборах (т. н. «суфражизм» от англ. suffrage, 'право голоса'). Одной из её целей было развенчание сексизма, укоренившегося на всех уровнях в британском обществе. В1903 году Панкхерст сформировала Организацию в защиту общественных и политических прав женщин (Women’s Social and Political Union, WSPU), которая в течение года объединила 5 тысяч членов.

После того как члены этой организации  стали постоянно подвергаться арестам  и тюремному заключению за тривиальные  проявления поддержки движению, многие из них решились на выражение своего протеста голодовкой. Результатом голодовки стало то, что серьёзно подорвавшие себе здоровье участники голодовки привлекли внимание к неоправданной жестокости законодательной системы того времени, и, таким образом, к идеям феминизма. Под давлением WSPU английский парламент принял ряд законов, направленных на улучшение положения женщин, и дал женщинам право голоса на местных выборах (1894).

В США в 1869 году были созданы две организации такого же характера, объединившиеся в 1890 году в Национальную американскую ассоциацию за женское избирательное право. Благодаря активности её членов в ряде американских штатов женщины оказались допущены к голосованию.

«Вторая волна» феминизма.

«Вторая волна» относится к периоду  феминистской деятельности с начала 1960-х до конца 1980-х годов. Исследователь Имельда Велехан предположила, что «вторая волна» была продолжением предыдущей фазы феминизма, включающей суфражисток в Великобритании и США. «Вторая волна» феминизма продолжает свое существование и сейчас и сосуществует с тем, что называют «третьей волной» феминизма. Исследователь Эстела Фридман, сравнивая первую и вторую «волны» феминизма, говорит, что «первая волна» сосредотачивалась на таких вопросах, как избирательное право, в то время как «вторая волна» в основном касалась других вопросов равенства — таких, как ликвидация дискриминации.

Феминистская активистка и публицист Кэрол Ханиш придумала лозунг «Личное — это политическое» («The Personal is Political»), который стал ассоциироваться со «второй волной». Феминистки «второй волны» понимали, что различные формы культурного и политического неравенства женщин неразрывно связаны между собой. Они призывали женщин осознать, что отдельные аспекты их личной жизни глубоко политизированы и являются отражением сексистских властных структур.

 

Современный феминизм

Главное открытие, которое  сделала феминистская мысль второй половины ХХ века на магистральном  пути познания человека  западно-европейской философией состояло в открытии того, что у человека есть пол. Эта банальная истина была вытеснена с главной дороги  западной философской антропологии и феминизм, впервые начавший осмысливать свои философские основания, с детским простодушием указал, что король – голый, что «человек» - главный герой всех антропологических теорий, понимаемый вне своего корневого качества, каким является пол – есть одна из разновидностей «голой» абстракции. Иными словами, феминизм взялся доказать, что пол не сводится только к первичным и вторичным половым признакам, он пронизывает все сферы социальной и культурной жизни человека. «Пол не является только составляющей, изолированной частью, или незначительной вариацией общечеловеческого. Он не является случайной характеристикой для социального и политического статуса, как, например, цвет глаз: он – важнейшая составляющая часть социального и политического положения субъекта. Он имеет глубочайшее влияние и значение для субъекта,… потому что пол проявляется в каждом действии, биологическом, социальном, культурном, если не в конкретном действии, то определенно в своей значимости».  

На пути, в процессе этого  доказательства и возникает потребность  в новом понятии, которое бы отражало природу пола не столько  как феномена биологического порядка, сколько как  социокультурного, отсюда  новое его название – по-русски это калька с английского: «гендер».  Гендер и есть пол, понимаемый в своем универсальном значении для всех областей социальной и культурной жизни человека, так первоначально он стал определяться как социокультурное наполнение пола. Признание универсальной значимости пола в человеческом бытии оказалось, собственно, той демаркационной линией, которая обозначила современную феминистскую позицию: «принять феминистскую позицию, - формулирует исследовательница, – это значит открыто признать точку зрения пола на все аспекты интеллектуальных и социальных действий» Понятие «гендер», как мы увидим, остается до сих пор предметом дискуссий в философии феминизма, как и понятие гендерного подхода. При всей разнице теоретических позиций общим в основе данного подхода лежит убеждение, что половое поведение, мировосприятие, психологические различия и т.п. – есть результат не столько физиологических особенностей мужчин и женщин, не природное их предназначение, а  распространенные в каждом типе культуры и общества образы, типы, конструкты «мужского» и «женского», которые и задают определенную траекторию воспитания, образования и всей системы ценностей человека того или иного пола, того или иного типа сексуальности.   

Новая перспектива виденья  оказалась, действительно, революционной, взрывающей представления о природе  человека в самых основаниях, она  меняла или, по крайней мере, корректировала сам способ мышления, раздвигала рамки  мировоззрения. Она позволила совсем иначе взглянуть на многие «вечные» проблемы человеского бытия, выпукло  продемонстровала отношения половой  ассиметрии, иерархичности в обществе, культуре, цивилизации.     Известная исследовательница Рози Брайдотти замечает об этом: «Феминистские идеи – это траектории мысли, разрабатывающие маршруты полета к невозможным горизонтам», «это проект, предполагающий трансформацию самого акта мышления, его структурных рамок, а не только его образов и содержания», «это импульсы, вызывающие к жизни новые, альтернативные способы конструирования женского субъекта» .

Последнее высказывание указывает  на основной предмет и адресат  феминистской философии – женщину. Для данной акцентировки есть не только исторические и «политические» причины, но и философские. «Женщина», представляющая, как известно, половину человечества, всегда оказывалась на обочине философского внимания, ее опыт жизни описывался в мужских категориях, также как  и ее система ценностей, переживаний, определений смыслов. Поэтому, на самом деле, с  «женщины» в философии феминизма все начиналось и это понятие до сих пор остается здесь основным полигоном страстей. Только пережив историю и логику движения феминистской мысли о «женщине», можно понять гендерное измерение философской антропологии вообще, поэтому природа женщины  и будет в центре рассмотрения данной статьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды современного феминизма

 

Классический феминизм, его  становление как самостоятельного, осознанного, имеющего элементы организации женского движения в большинстве цивилизованных стран начиналось именно в середине XIX века. Для него характерны практические действия, характеризующиеся социальным протестом в рамках организованного движения. Он характеризуется не столько научной разработкой его философской доктрины, что показательно для его более позднего этапа, сколько "наработкой” посредством приобретения опыта активных действий и выступлений за гражданские и политические права.

Для классического феминизма  характерны следующие черты:

1. существовало не всегда  организационно оформленное женское  движение, которое имело бы своих  лидеров и научно обоснованную  стратегию.

2. доминировало консервативное  сознание не только у мужчин, но и у женщин, ориентированное  на традиционные патриархатные  половые роли.

3. буржуазные социальные  и демократические процессы облегчали  активизацию деятельности женщин, но эта деятельность подчас  ограничивалась формально существующими правами, о которых забывали при отсутствии экстремальных ситуаций.

Попытки женщин изменить свое положение в семье и поиски новых основ гармонии полов сопровождались резкой критикой со стороны консервативно  настроенных мужчин.

Адепты феминизма начинают предпринимать реальные попытки  теоретического поиска основ социального угнетения, уйти от эклектичности теоретических построений к выработке теоретической модели феминизма, основанной на всестороннем анализе места женщины в обществе.

Постклассический феминизм (начало его распространения - 60-е  гг. XX в.) опирается на развивающееся  женское движение, когда женщина  стремится изменить свой имидж, способна к самовыражению, социальному признанию как партнер. Это период становления самостоятельной теории, заметно влияющей на социальные проблемы общества, на политологию и имеющей четко выраженную гуманистическую направленность, что при - влекло к ней немалое число сторонников.

Таким образом, от протеста через выступления (демонстрации, шествия и др.) он переходит к академической разработке, научному обоснованию проблемы, выработке стратегии и тактики. А это в свою очередь приводит к постановке проблемы участия женщин в науке. В 80-е гг. XX столетия феминизм приобретает новое качество:

1. идет процесс переосмысления  теоретических и идеологических  постулатов;

Информация о работе Историческое развитие идеологии феминизма. Современный феминизм и его виды