Историография проблемы социального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 23:07, контрольная работа

Описание работы

Особую актуальность и значимость в начале третьего тысячелетия приобретает анализ исторического опыта образовательной системы предшествующих веков, который делает возможным осмысление тенденций, событий и фактов в данной сфере для выработки стратегии в будущем. Развитие отечественного образования характеризуется сложными и противоречивыми процессами, обусловленными воздействием множества разнонаправленных факторов развития общества. Современная ситуация в России, модернизация всех условий жизнедеятельности социума, потребности и интересы личности требуют развития системы образования на базе сочетания традиционных и инновационных подходов в отечественной системе образования.

Файлы: 1 файл

КР основы соц. обр..docx

— 22.22 Кб (Скачать файл)

 

 

Филиал Российского государственного социального университета

в г. Каменске-Шахтинском

 

 

Контрольная  работа

 

По дисциплине:

Основы социального образования

 

I курс (2 семестр)

       

        Вариант  № 2

 

 

                                             Выполнил студент:

                                                                 Капустин Илья

                                                                  Специальность: СРБ

                                                                 Отделение: заочное

                                                                  Курс:1

                                                                  Зачетная книжка № 10265

                                                                  Проверил: Дусева

 

 

 

 

 

 

 

2013 г.


 

Историография  проблемы социального образования.

Введение.

Особую актуальность и  значимость в начале третьего тысячелетия  приобретает анализ исторического  опыта образовательной системы  предшествующих веков, который делает возможным осмысление тенденций, событий  и фактов в данной сфере для  выработки стратегии в будущем. Развитие отечественного образования  характеризуется сложными и противоречивыми  процессами, обусловленными воздействием множества разнонаправленных факторов развития общества. Современная ситуация в России, модернизация всех условий  жизнедеятельности социума, потребности  и интересы личности требуют развития системы образования на базе сочетания  традиционных и инновационных подходов в отечественной системе образования. Одним из таких направлений, сочетающих в себе лучшие традиции гуманизма  российской системы образования  и воспитания, инновационные технологии обучения, направленные на решение  проблем социальной и профессиональной активности человека, является социальное образование. Современный этап развития российского государства ставит перед национальным образованием задачу интеграции интеллектуального потенциала нации в мировое сообщество, в котором социальное образование выступает неотъемлемым компонентом духовного, социального, нравственного развития личности. Способность системы образования в условиях рыночной экономики воспроизводить социальный капитал определяет перспективы экономического и духовного развития страны на ближайшие годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Основная часть.

За сравнительно короткий срок «официального» существования  специальностей и направлений профессионального  социального образования (обучение в системе высшего профессионального  образования начато в 1991г.), подготовка специалистов социального профиля  приобрела впечатляющие масштабы. Па сегодняшний день подготовкой данных специалистов занимается более 120 вузов  страны. С 2000 года начата подготовка кадров в учреждениях начального профессионального  образования. Активно развивается  система дополнительного образования  работников социальной сферы, ведется  подготовка преподавателей кафедр, вузов, факультетов социального профиля, а также аспирантская и докторская послевузовская социально-ориентированная  подготовка. Всё это свидетельствует  о формировании в Российской Федерации  системы непрерывного социального  образования и констатирует, что  вопрос социального образования  в современной России приобрел ранг проблемы общества и государства. Социальное образование становится самостоятельным  направлением государственной образовательной  политики и требует своего исторического обоснования. Становление социального образования как качественно нового и самостоятельного направления в национальной образовательной политике России обусловлено формированием современной системы социальной защиты населения и необходимостью обеспечения социальной сферы страны корпусом высококвалифицированных специалистов, сформированных как духовно богатые, социально активные, интеллектуально развитые личности, носители высокой общей и профессиональной культуры, гуманистических ценностей в социальной деятельности. Главные цели социального образования являются важным фактором формирования и развития человеческого капитала, как основной ценности новой - личностно-ориентированной - российской социальной политики. Социальное образование представляет собой открытую социокультурную информационную систему, адаптирующуюся к изменениям ситуации, готовую к инновациям и органически воспринимающую развитие социальной сферы. Она основывается на высших духовно-нравственных идеалах, глубоких исторических корнях и традициях милосердия и добровольной благотворительности, на богатом арсенале социально-образовательных и социально-воспитательных практико-ориентированных разработок. Развитие социального образования- новая тема в отечественном историческом познавательном пространстве. Её появление

3

продиктовано назревшей  необходимостью всестороннего системного изучения социального образования  в России, потребностью в определённом использовании исторического опыта  при проведении современной модернизации социальных институтов. Несмотря на то, что отдельные конкретные вопросы  становились предметом исторических, социологических, педагогических и  философских исследований они, до настоящего времени, не получали своего должного отражения и не носили системного характера. Современная социальная политика Российской Федерации предусматривает создание комплексно-интегративной системы социальной защиты населения; формирование необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно-приемлемого качества базовых социальных благ; создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих за счёт собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления; разработку и внедрение технологий поддержки тех категорий населения, которые испытывают сложности не только социально-экономического, но и социокультурного характера; интенсификацию профилактических программ социального благосостояния всего населения, а не только программ социальной защиты людей, уже попавших в сложную жизненную ситуацию. В этих условиях задачей социального образования не может являться пассивное приспособление к имеющимся финансово- материальным ресурсам страны. Главным и перспективным содержанием социального образования следует сделать реализацию правильно выстроенной системы приоритетов, механизмов эффективного использования социальных, психологических, социологических, экономических, правовых и иных методов поэтапного решения социально - образовательных проблем, в том числе проблем, возникающих в ходе рыночных преобразований. При этом необходимо разделять два направления: защита от негативных последствий рыночных отношений (бедности, безработицы, одиночества и т.д.) социально-уязвимых слоев населения, которым не обойтись без социальной помощи государства, и совершенствование механизмов адаптации различных слоев населения к рыночным преобразованиям, социальной, психологической, экономической активизации людей, направленной на преодоление иждивенческих настроений по отношению к государству. Актуальность обращения к истории становления и развития социального образования в России диктуется тем, что исторический опыт социальной образовательной практики может дать ответы на многие вопросы,

4

возникающие перед современной системой образования в целом и социального в частности. Разработка современной концепции социального образования возможна только на базе использования богатейшего опыта, накопленного нашими предшественниками в этой сфере, что должно способствовать корректированию содержания и системы подготовки специалистов социальной сферы. В основе социального образования лежат социальные науки, которые в большинстве случаев лишь приступили к разработке собственного понятийного аппарата, характеризующего социальное пространство теории познания и образования, что приводит к неоднозначной трактовке социального образования. Под социальным образованием подразумевают, прежде всего, подготовку специалистов социальной работы, что, на наш взгляд, несколько сужает статус самостоятельного профессионального направления. Теоретико-методологические подходы к исследованию социального образования проводились и проводятся в основном без учёта отечественных исторических традиций помощи. В российском обществе не сформировано мнение о широком историческом контексте социального образования и о влиянии исторического прошлого на его современное состояние. Решение этих задач обусловливает перспективы развития системы социального образования, его концептуальное единство, с учётом исторической преемственности во всех модификациях. Актуальность темы связана и с тем, что более полное использование интеллектуальных ресурсов академического сообщества, утверждение высоких профессиональных стандартов в исторических исследованиях и открывшиеся для этого широкие возможности позволяют по-новому интерпретировать известные факты и события истории становления и развития отечественного социального образования. Важна также возможность поиска и привлечения неизвестных источников, новых подходов к изучению данного явления социальной истории России во всём его многообразии, сложности и противоречивости. Значимость проблемы можно рассматривать и с социально-политической точки зрения. Социальное образование является инструментом общественного согласия, способом понижения избыточного социально-политического напряжения и обусловливается потребностями социального функционирования и развития общества, государства и личности. В этом смысле исторический аспект данного вопроса не может быть невостребованным. Изучение данной проблемы имеет важное социально-культурное значение. Успешное развитие демократического правового государства в решающей степени зависит от

5

социальной ориентированности  личности, ее духовно-нравственной  культуры, от уровня образования людей, и, прежде всего молодежи, которая должна быть наделена знаниями, навыками и способностями эти знания воспроизводить и совершенствовать в соответствии с требованиями современных общественных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Заключение.

Процесс становления социальной помощи в России - явление длительного  характера. Он пока не имеет своего исторического завершения и оформления. Складывающаяся парадигма помощи и  поддержки нуждающимся представляет собой сложную совокупность исторических общественных форм защиты и учений, традиций и обычаев, законов и  индивидуальных иррациональных действий и поступков. Механизмы помощи и взаимопомощи, а также механизмы распределения постепенно преобразовывались при формировании структур власти и управления в определенные принципы и законы. Важнейшим среди них становится закон эквивалента, выражающийся формулой «я - тебе, а ты - мне». В историческом контексте времени, как это было показано, в зависимости от существующих идеологий (христианской, государственной, имперской, советской, постсоветской) эти важнейшие связи будут интерпретироваться по-разному. Субъекты помощи, как-то: князь, царь, император, правящая партия по-своему определяют понятие справедливого распределения и перераспределения. И в этом отношении в таких социальных акциях, как «десятина», «секуляризация», «экспроприация», «ваучеризация» на разных этапах просматривается не только историческая эпоха, но и архаические принципы общественного бытия. Наверное, как ни в какой другой сфере человеческой деятельности при столкновении власти с проблемами помощи и поддержки не проявлялись вопросы социальной справедливости, социальной правды, законности с той особой силой, остротой и напряженностью, как в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

7


Информация о работе Историография проблемы социального образования