Филиал Российского государственного
социального университета
в г. Каменске-Шахтинском
Контрольная
работа
По дисциплине:
Основы социального образования
I курс (2 семестр)
Вариант
№ 2
Выполнил студент:
Капустин Илья
Специальность: СРБ
Отделение: заочное
Курс:1
Зачетная книжка № 10265
Проверил: Дусева
2013 г. |
Историография проблемы
социального образования.
Введение.
Особую актуальность и
значимость в начале третьего тысячелетия
приобретает анализ исторического
опыта образовательной системы
предшествующих веков, который делает
возможным осмысление тенденций, событий
и фактов в данной сфере для
выработки стратегии в будущем.
Развитие отечественного образования
характеризуется сложными и противоречивыми
процессами, обусловленными воздействием
множества разнонаправленных факторов
развития общества. Современная ситуация
в России, модернизация всех условий
жизнедеятельности социума, потребности
и интересы личности требуют развития
системы образования на базе сочетания
традиционных и инновационных подходов
в отечественной системе образования.
Одним из таких направлений, сочетающих
в себе лучшие традиции гуманизма
российской системы образования
и воспитания, инновационные технологии
обучения, направленные на решение
проблем социальной и профессиональной
активности человека, является социальное
образование. Современный этап развития
российского государства ставит перед
национальным образованием задачу интеграции
интеллектуального потенциала нации в
мировое сообщество, в котором социальное
образование выступает неотъемлемым компонентом
духовного, социального, нравственного
развития личности. Способность системы
образования в условиях рыночной экономики
воспроизводить социальный капитал определяет
перспективы экономического и духовного
развития страны на ближайшие годы.
2
Основная часть.
За сравнительно короткий
срок «официального» существования
специальностей и направлений профессионального
социального образования (обучение
в системе высшего профессионального
образования начато в 1991г.), подготовка
специалистов социального профиля
приобрела впечатляющие масштабы. Па
сегодняшний день подготовкой данных
специалистов занимается более 120 вузов
страны. С 2000 года начата подготовка кадров
в учреждениях начального профессионального
образования. Активно развивается
система дополнительного образования
работников социальной сферы, ведется
подготовка преподавателей кафедр, вузов,
факультетов социального профиля,
а также аспирантская и докторская
послевузовская социально-ориентированная
подготовка. Всё это свидетельствует
о формировании в Российской Федерации
системы непрерывного социального
образования и констатирует, что
вопрос социального образования
в современной России приобрел ранг
проблемы общества и государства. Социальное
образование становится самостоятельным
направлением государственной образовательной
политики и требует своего исторического
обоснования. Становление социального
образования как качественно нового и
самостоятельного направления в национальной
образовательной политике России обусловлено
формированием современной системы социальной
защиты населения и необходимостью обеспечения
социальной сферы страны корпусом высококвалифицированных
специалистов, сформированных как духовно
богатые, социально активные, интеллектуально
развитые личности, носители высокой общей
и профессиональной культуры, гуманистических
ценностей в социальной деятельности.
Главные цели социального образования
являются важным фактором формирования
и развития человеческого капитала, как
основной ценности новой - личностно-ориентированной
- российской социальной политики. Социальное
образование представляет собой открытую
социокультурную информационную систему,
адаптирующуюся к изменениям ситуации,
готовую к инновациям и органически воспринимающую
развитие социальной сферы. Она основывается
на высших духовно-нравственных идеалах,
глубоких исторических корнях и традициях
милосердия и добровольной благотворительности,
на богатом арсенале социально-образовательных
и социально-воспитательных практико-ориентированных
разработок. Развитие социального образования-
новая тема в отечественном историческом
познавательном пространстве. Её появление
3
продиктовано назревшей
необходимостью всестороннего системного
изучения социального образования
в России, потребностью в определённом
использовании исторического опыта
при проведении современной модернизации
социальных институтов. Несмотря на то,
что отдельные конкретные вопросы
становились предметом исторических,
социологических, педагогических и
философских исследований они, до настоящего
времени, не получали своего должного
отражения и не носили системного
характера. Современная социальная политика
Российской Федерации предусматривает
создание комплексно-интегративной системы
социальной защиты населения; формирование
необходимых условий для обеспечения
всеобщей доступности и общественно-приемлемого
качества базовых социальных благ; создание
для трудоспособного населения экономических
условий, позволяющих за счёт собственных
доходов обеспечить более высокий уровень
социального потребления; разработку
и внедрение технологий поддержки тех
категорий населения, которые испытывают
сложности не только социально-экономического,
но и социокультурного характера; интенсификацию
профилактических программ социального
благосостояния всего населения, а не
только программ социальной защиты людей,
уже попавших в сложную жизненную ситуацию.
В этих условиях задачей социального образования
не может являться пассивное приспособление
к имеющимся финансово- материальным ресурсам
страны. Главным и перспективным содержанием
социального образования следует сделать
реализацию правильно выстроенной системы
приоритетов, механизмов эффективного
использования социальных, психологических,
социологических, экономических, правовых
и иных методов поэтапного решения социально
- образовательных проблем, в том числе
проблем, возникающих в ходе рыночных
преобразований. При этом необходимо разделять
два направления: защита от негативных
последствий рыночных отношений (бедности,
безработицы, одиночества и т.д.) социально-уязвимых
слоев населения, которым не обойтись
без социальной помощи государства, и
совершенствование механизмов адаптации
различных слоев населения к рыночным
преобразованиям, социальной, психологической,
экономической активизации людей, направленной
на преодоление иждивенческих настроений
по отношению к государству. Актуальность
обращения к истории становления и развития
социального образования в России диктуется
тем, что исторический опыт социальной
образовательной практики может дать
ответы на многие вопросы,
4
возникающие перед современной
системой образования в целом и социального
в частности. Разработка современной концепции
социального образования возможна только
на базе использования богатейшего опыта,
накопленного нашими предшественниками
в этой сфере, что должно способствовать
корректированию содержания и системы
подготовки специалистов социальной сферы.
В основе социального образования лежат
социальные науки, которые в большинстве
случаев лишь приступили к разработке
собственного понятийного аппарата, характеризующего
социальное пространство теории познания
и образования, что приводит к неоднозначной
трактовке социального образования. Под
социальным образованием подразумевают,
прежде всего, подготовку специалистов
социальной работы, что, на наш взгляд,
несколько сужает статус самостоятельного
профессионального направления. Теоретико-методологические
подходы к исследованию социального образования
проводились и проводятся в основном без
учёта отечественных исторических традиций
помощи. В российском обществе не сформировано
мнение о широком историческом контексте
социального образования и о влиянии исторического
прошлого на его современное состояние.
Решение этих задач обусловливает перспективы
развития системы социального образования,
его концептуальное единство, с учётом
исторической преемственности во всех
модификациях. Актуальность темы связана
и с тем, что более полное использование
интеллектуальных ресурсов академического
сообщества, утверждение высоких профессиональных
стандартов в исторических исследованиях
и открывшиеся для этого широкие возможности
позволяют по-новому интерпретировать
известные факты и события истории становления
и развития отечественного социального
образования. Важна также возможность
поиска и привлечения неизвестных источников,
новых подходов к изучению данного явления
социальной истории России во всём его
многообразии, сложности и противоречивости.
Значимость проблемы можно рассматривать
и с социально-политической точки зрения.
Социальное образование является инструментом
общественного согласия, способом понижения
избыточного социально-политического
напряжения и обусловливается потребностями
социального функционирования и развития
общества, государства и личности. В этом
смысле исторический аспект данного вопроса
не может быть невостребованным. Изучение
данной проблемы имеет важное социально-культурное
значение. Успешное развитие демократического
правового государства в решающей степени
зависит от
5
социальной ориентированности
личности, ее духовно-нравственной
культуры, от уровня образования людей,
и, прежде всего молодежи, которая должна
быть наделена знаниями, навыками и способностями
эти знания воспроизводить и совершенствовать
в соответствии с требованиями современных
общественных отношений.
6
Заключение.
Процесс становления социальной
помощи в России - явление длительного
характера. Он пока не имеет своего
исторического завершения и оформления.
Складывающаяся парадигма помощи и
поддержки нуждающимся представляет
собой сложную совокупность исторических
общественных форм защиты и учений,
традиций и обычаев, законов и
индивидуальных иррациональных действий
и поступков. Механизмы помощи и взаимопомощи,
а также механизмы распределения постепенно
преобразовывались при формировании структур
власти и управления в определенные принципы
и законы. Важнейшим среди них становится
закон эквивалента, выражающийся формулой
«я - тебе, а ты - мне». В историческом контексте
времени, как это было показано, в зависимости
от существующих идеологий (христианской,
государственной, имперской, советской,
постсоветской) эти важнейшие связи будут
интерпретироваться по-разному. Субъекты
помощи, как-то: князь, царь, император,
правящая партия по-своему определяют
понятие справедливого распределения
и перераспределения. И в этом отношении
в таких социальных акциях, как «десятина»,
«секуляризация», «экспроприация», «ваучеризация»
на разных этапах просматривается не только
историческая эпоха, но и архаические
принципы общественного бытия. Наверное,
как ни в какой другой сфере человеческой
деятельности при столкновении власти
с проблемами помощи и поддержки не проявлялись
вопросы социальной справедливости, социальной
правды, законности с той особой силой,
остротой и напряженностью, как в России.
7