История развития, определение и сопоставление понятий «социальная ответственность» и «этика бизнеса»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 18:29, контрольная работа

Описание работы

Начнем с того, что значение ответственности как социально-философской категории определилось сравнительно поздно. X. Йонас объясняет это тем, что мера ответственности соотносится с мерой власти и знания, а они в доиндустриальную эпоху были ограничены. В результате вопрос о последствиях поступков разрешался "естественным" путем - по мере наступления этих последствий. С позиций классической философии ответственность исследовалась в основном опосредованно - через такие этические категории, как мораль (нравственность), долг, добро и зло, свобода и необходимость.

Файлы: 1 файл

История развития.docx

— 49.33 Кб (Скачать файл)

История развития, определение и сопоставление понятий «социальная ответственность» и «этика бизнеса».


Начнем с того, что значение ответственности как социально-философской категории определилось сравнительно поздно. X. Йонас объясняет это тем, что мера ответственности соотносится с мерой власти и знания, а они в доиндустриальную эпоху были ограничены. В результате вопрос о последствиях поступков разрешался "естественным" путем - по мере наступления этих последствий. С позиций классической философии ответственность исследовалась в основном опосредованно - через такие этические категории, как мораль (нравственность), долг, добро и зло, свобода и необходимость.

Аристотель - автор аретологической концепции ответственности, согласно которой должное воздается и доброжелательному, и недоброжелательному. Аристотель не использует специальное понятие "ответственность", но, описывая отдельные аспекты произвольности и виновности, он достаточно полно раскрывает феноменологию ответственности. Человек властен совершать как прекрасные, так и постыдные поступки, от него зависит, поступки какого характера он совершает, по своей воле человек правосуден или неправосуден, и соответствии с совершенными поступками ему оказывают почести или его наказывают по суду. Ответственность, таким образом, предполагает информированность человека об условиях действий и требований, которые к нему предъявляются.

Иммануил Кант - один из первых мыслителей, использовавший уже в XIIIV веке категории "ответственный" и "ответственность", значение которых он определял как следование категорическому императиву и абсолютному нравственному закону.

С позиций философии ответственность исследовалась через опосредованные категории морали, долга, добра и зла, свободы и необходимости. И. Кант использовал категорию «ответственность» как следование категорическому императиву и абсолютному нравственному закону. Представители утилитаризма И. Бентам и Дж. С. Милль считали, что критерием рациональности служит польза для объекта ответственности. Ж.-П. Сартр утверждал, что ответственность субъекта распространяется на все человечество.

 

В XIX - XX вв. ответственность рассматривается непосредственно - как проблема вменения. Здесь можно обратиться к концептуализациям ответственности М. Вебера и Ф. Ницше - именно эти мыслители сформулировали важнейшие идеи относительно происхождения ответственности и принципа ответственности. Их подходы к пониманию ответственности различаются по степени субъектности. В отличие от Ницше, М. Вебер не считал ответственность субъективным конструктом. Он подчеркивал историческую трансформацию ответственности человека перед Богом в светскую форму ответственности человека за свои собственные решения, оправданные лишь индивидуальной совестью.

Ж. - П. Сартр утверждал, что "наша ответственность гораздо больше, чем мы могли бы предполагать, так как распространяется на все человечество ". Поступая определенным образом, человек тем самым как бы выбирает в себе человека, стремящегося до конца исполнить свой долг, или проявить себя в качестве совершенно свободного человека. Более того, чувство полной и глубокой ответственности, по Ж.П. Сартру, является результатом осознания человеком того, что, осуществляя выбор, он вместе с собой выбирает и все человечество.

В 60-70 гг. XX в. этика ответственности выдвигается как самостоятельная часть этики благодаря работам Ханса Ленка. Он определяет ответственность как понятие, которое выражается в реляционном вменении нормы посредством оценивания контролируемых ожидаемых поступков. Анализ проблем, связанных с атрибуцией (приписыванием) и мерой ответственности содержится в работе "Размышления о современной технике".

Ганс Йонас изложил свои взгляды по этой проблеме в своей знаменитой работе "Принцип ответственности. Опыт этики для технологической ситуации".

По мнению Йонаса, в связи с возможностью грядущих техногенных катастроф традиционная этика исчерпала себя и необходима новая этика, в основании которой будет принцип ответственности. На смену всем этическим концепциям должна прийти этика ответственности. Ответственность - центральное понятие современной этики.

Йонас выделяет два вида ответственности:

естественная (призвание), представляющая собой неотъемлемый предписанный статус;

контрактурная (обязанность), т.е. достигаемый социальный статус личности

Причины появления "этики ответственности":

Неизмеримо возросшая технологическая мощь человека (экология, зависимость от техники);

"Динамизация" жизненных обстоятельств  в индустриальном мире (современный  человек не успевает задуматься);

Угроза природе и живому (включая самого человека) из-за побочных воздействий промышленных процессов.

Именно поэтому, по мнению Йонаса, необходимо пересмотреть понятие "ответственность". Он выдвигает идею расширения из моральных соображений концепции ответственности путем перехода:

От концепции ответственности виновного к ответственности "человека-опекуна" ("этика заботы");

От призыва к ответственности ex post ("после того") к заботе об ответственности и предупреждающей ответственности (precaution responsibility);

От ориентированной на прошлое ответственности за результат действия к ориентированной на будущее самоответственности, которая определяется способностью контролировать и возможностью располагать властью.

Таким образом, основные идеи Г. Йонаса можно кратко сформулировать в следующих пунктах:

"Ответственность за будущее" (промышленные предприятия - главный  источник загрязнения);

Ответственность "за", а не "перед" (область ответственности);

Не просто подотчетность (а ответственность перед всеми);

Самостоятельно принимаемая ответственность в качестве универсального долга.

Особое звучание ответственность приобретает в середине XX века, когда результатом хозяйственной деятельности становятся не только материальные блага, потребляемые индивидами, но и сущностные черты социально-экономического устройства общества, "потребляемые" обществом в целом. Для осознания приоритетности интересов общества как целого особое значение имела проблема устойчивости социальных систем, их интегрированности и стабильности, разработанная Т. Парсонсом.

К концу XX века категория ответственности стала замещаться такими понятиями, как "локальная детерминация" (Ж. - Ф. Лиотар), "соблазн" (Ж. Бодрийар), "забота о себе" (М. Фуко). Ф. Фукуяма выдвинул идею о "конце истории" и "последнем человеке", для которого ответственность исчезает вообще.

В XX в. осмысление ответственности как основополагающего принципа действования человека приводит к пониманию того, что "быть ответственным" может не только индивид, но социальная группа, общность, класс. Возникает новая категория - "социальная ответственность", реализуемая как через формы социального контроля, так и через понимание своей общественной роли субъектами ответственности. Социальная ответственность приписывается не отдельно взятому индивиду, а индивиду как представителю социальной общности.

Подход, в основе которого лежит приоритет не частных интересов, но целого, нашел отражение в концепции социальной ответственности бизнеса. Она основывается на том, что противоречие между частным интересом бизнеса (выгода, прибыль) и интересами общества (стабильность, успешное развитие для большинства) должно разрешаться бизнесом в пользу общества как той системы, частью которой является сам бизнес. Основные положения данной концепции сложились в 30-е годы XX века.

Уровни социальной ответственности бизнеса (СОБ):

1) базовый уровеньзаключается в исполнении обязательств по выплате работникам заработной платы, уплаты налоговых отчислений и предоставлению новых вакантных мест;

2) второй уровень предполагает создание благоприятных условий как для труда, так и для повседневной жизни: предоставление жилья, повышение квалификации и общего образовательного уровня, профилактика заболеваний, развитие социально-культурной сферы;

3) высший уровень СОБ, при котором осуществляется ведение благотворительной деятельности.

Различают два вида социальной ответственности бизнеса:

1) внутренняя социальная ответственность (стабильность и достойный уровень оплаты труда, безопасные условий труда на рабочем месте, оказание дополнительных медицинских услуг, непрерывный процесс обучения персонала, поддержка работника в трудных ситуациях);

2) внешняя социальная ответственность(благотворительная и спонсорская деятельность, участие в экологических программах, взаимодействие с общественностью, различными учреждениями и организациями, помощь при возникновении чрезвычайных ситуаций, ответственность по претензионным декларациям потребителей).

По типам социальные программы делятся на:

1) совместные с органами государственной власти;

2) партнерские программы некоммерческих организаций;

3) программы по сотрудничеству с профсоюзами и иными общественными организациями;

4) программы по связям с общественностью и СМИ;

5) собственные программы организаций.

К мотивам социальной ответственности бизнеса относят:

1) увеличение производительности труда сотрудников организации;

2) снижение текучести кадров и привлечение высококвалифицированного персонала;

3) возможность дополнительной рекламы организации и выпускаемой ею продукции;

4) улучшение общего имиджа компании и ее брендов;

5) возможность дополнительного освещения деятельности организации в средствах массовой информации;

6) улучшение стабильности организации и перспективы ее развития в регионе;

7) льготы налогового законодательства;

8) участие в инвестиционных программах федерального и регионального уровней.

Инструментами реализации социальных программ являются:

1) инвестирование средств в социальные программы;

2) благотворительные акции;

3) оказание спонсорской помощи;

4) установление денежных грандов;

5) формирование корпоративного фонда.

Трудно найти более модное слово в среде отечественных предпринимателей, чем "этика бизнеса", а в самое последнее время к нему прибавилось и слово "социальная ответственность".

В толковом словаре русского языка ответственность понимается как «необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках».

Как известно, существует общечеловеческая этика как система норм нравственного поведения людей, их отношения друг к другу и к обществу в целом. Но наряду с этим в некоторых сферах профессиональной деятельности выработалась своя специфическая этика.

Для начала определим само понятие "деловая этика", или "этика бизнеса". Профессор П.В. Малиновский таким образом трактует этот термин:

"Деловая этика в широком  смысле - это совокупность этических  принципов и норм, которыми должна  руководствоваться деятельность  организаций и их членов в  сфере управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных  порядков: этическую оценку как  внутренней, так и внешней политики  организации в целом; моральные  принципы членов организации, т.е. профессиональную мораль; моральный  климат в организации; образцы  морального поведения; нормы делового  этикета - ритуализированные внешние  нормы поведения".

Таким образом, этика бизнеса является одним из видов профессиональной этики - это этика людей, работающих в сфере предпринимательства. Когда же говорят об этике бизнеса каких-либо компаний, то имеют в виду этические основы бизнеса, реализуемые посредством менеджеров. Под деловой культурой компании понимаются внутрифирменные традиции и ритуалы; общие ценности, разделяемые ее работниками; систему коммуникаций, включая неформальные отношения; устоявшиеся методы деловой практики и организации работы. Деловая культура компании тесно связана с этическими принципами бизнеса, которые являются ее неотъемлемыми элементами.

Один из самых дискутируемых вопросов в этике бизнеса — вопрос о том, являются ли корпорации морально ответственными субъектами. Иными словами, должен ли бизнес стремиться к чему-либо, кроме максимизации прибыли. Есть ли у бизнеса обязанности перед обществом, такие, например, как обеспечение занятости, устранение дискриминации, недопущение загрязнения окружающей среды и т. п.

Таким образом, можно придти к выводу о том, что деловая этика - это система общих принципов и правил поведения субъектов предпринимательской деятельности, их общения и стиля работы, проявляющихся на микро- и макроуровнях рыночных отношений. В основе деловой этики лежит учение о роли морали и нравственности в деловых отношениях, которые отражают материальные условия жизни общества.

Деловая этика - это также система знаний о трудовой и профессиональной морали, ее истории и практике. Это система знаний о том, как люди привыкли относиться к своей работе, какой смысл они ей придают, какое место в их жизни она занимает, как складываются отношения между людьми в процессе работы, как склонности и идеалы людей обеспечивают эффективный труд, а какие - мешают ему.

Деловая этика регулирует, вдохновляет и одновременно ограничивает действия субъектов предпринимательской деятельности, минимизируя внутригрупповые противоречия, подчиняя индивидуальные интересы групповым.

Деловая этика способна помочь людям рассматривать нравственные проблемы в бизнесе более системно и более надежными методами, чем они могли бы это делать, не пользуясь нашей наукой. Она может помочь им разглядеть такие проблемы, которые они в своей повседневной практике и не заметили бы. Она может также побудить их ввести изменения, которые они без нее и не подумали бы вводить. Но этика бизнеса сама по себе не делает никого нравственным. Этика бизнеса предполагает – и это относится ко всей этике вообще, – что те, кто приступает к ее изучению, уже являются людьми моральными, что они в состоянии отличить правильное от неправильного и что они испытывают желание стать еще более совершенными, более благожелательными, более компетентными людьми, людьми высокой морали. Этика бизнеса как наука не изменит методы ведения бизнеса, если те, кто пользуется методами, нуждающимися в нравственной переоценке, сами не пожелают их изменить. Этика бизнеса способна выдвинуть аргументы, доказывающие, что такая-то практика аморальна, но очевидно, что только люди, располагающие властью производить изменения, окажутся в состоянии их осуществить. Этика бизнеса – это наука большого практического значения, но только тем, кто ее изучает, надлежит применять полученные знания.

Информация о работе История развития, определение и сопоставление понятий «социальная ответственность» и «этика бизнеса»