Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:36, доклад
После принятия христианства, ставшего официальной религией после язычества, регулирование семейных отношений на Руси осуществлялось по модели византийского брачно-семейного законодательства Номоканона, который дополнялся постановлениями русских князей и получил название Кормчей книги. В 1551 г. на Руси был принят Свод канонического права. Брачно-семейными делами, как и в Византии, занималась церковь. Православная церковь ввела церковную форму заключения брака, устранила многоженство, установила пределы свободы расторжения брака.
"ИСТОРИЯ
РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО ПРАВА
В
юридической литературе
- семейное право России до Петра I;
- семейное право России периода Империи;
- семейное право России с 1917 по 1926 г.;
- семейное право России с 1926 по 1969 г.;
- семейное право России с 1969 по 1995 г.
Семейное право России до Петра I
До принятия христианства
на Руси семейные отношения
регулировались обычным правом.
После принятия христианства, ставшего официальной религией после язычества, регулирование семейных отношений на Руси осуществлялось по модели византийского брачно-семейного законодательства Номоканона, который дополнялся постановлениями русских князей и получил название Кормчей книги. В 1551 г. на Руси был принят Свод канонического права. Брачно-семейными делами, как и в Византии, занималась церковь. Православная церковь ввела церковную форму заключения брака, устранила многоженство, установила пределы свободы расторжения брака.
Далее начинается процесс создания светского права, которое постепенно вытесняет византийское законодательство и русское церковное право.
Семейное право России периода Империи
Основные источники правового
регулирования семейных
Характерные особенности семейн
- при сохранении связи
- сословный характер семейного законодательства;
- усиление роли личности
- усложняется процедура
- смягчается власть родителей над своими детьми;
- существует различие в
Семейное право России с 1917 по 1926 год
После Октябрьской революции
1917 года начался период
Характерные черты семейного права России периода 1917-1926 годов:
- утрачивает правовое значение церковный брак;
- закрепляется свобода
- уравниваются в правах
- вводится институт судебного установления отцовства;
- еще более упрощается
- вводится институт признания брака недействительным;
- закрепляется принцип
- вводится институт опеки;
- не признается усыновление.
Семейное право России с 1926 по 1969 год
Новые социально-
Основные новеллы Кодекса законов о браке, семье и опеке 1926 года:
- кодекс предусматривал
- режим раздельности
- наряду с судебным был
- был установлен единый брачный возраст для мужчин и женщин - 18 лет;
- было ограничено одним годом после расторжения брака право на получение содержания нетрудоспособного нуждающегося супруга;
- из кодекса был исключен
институт признания брака
- был отменен судебный порядок
расторжения брака. Брак
- был восстановлен институт усыновления.
Важным законодательным актом
в истории семейного права
рассматриваемого периода был
Указ Президиума Верховного
Основные изменения,
- вновь юридическая сила
- было отменено правило об
установлении отцовства в
- была усложнена процедура
Семейное право России с 1969 по 1995 год
Третья послереволюционная
кодификация семейного права
была проведена в период с
1968 по I970 годы. 27 июня I968 года были
приняты Основы
Основные положения КоБС РСФСР:
- было сохранено признание
- был сохранен режим общей
совместной собственности
- появились отдельные нормы
о личной собственности
- было предоставлено право на
получение алиментов жене в
период беременности и в
- КоБС предусмотрел два способа расторжения брака: судебный и административный (в загсе);
- было предусмотрено
Помимо КоБС РСФСР, следует обратить внимание и на другие источники правового регулирования семейных отношений в период с 1969 по 1995 годы. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 февраля 1985 года «О некотором изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей» была предусмотрена возможность единоличного рассмотрения судьей без возбуждения гражданского дела бесспорных дел о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей.
Существенные изменения в
семейное законодательство
18 ноября 1994 года был принят
Федеральный закон «О внесении
изменений и дополнении в
Существенные изменения в
институт усыновления были
Современный период семейного права России
И, наконец, период с 1995
года, ознаменовавшийся принятием
Семейного Кодекса Российской
Федерации, по настоящее время,
Личные отношения между супругами с принятием христианства также меняются. Замужняя женщина рассматривается уже не как имущество мужа, а как относительно самостоятельное лицо. За убийство жены муж подвергался наказанию, а убившая жена, живой закапывалась в землю. Мух мог заложить жену, предоставив залогодержателю право пользоваться предметом залога. Отношения между родителями и детьми в Древней Руси, как и всюду в этот период, строились на отцовской власти. Законность происхождения в рассматриваемое время еще не имела решающего значения.
С принятием христианства постепенно начинает придаваться значение только законному родству. В Уложении 1648 года запрещалось узаконение внебрачных детей даже в случае брака родителей. Дети не состояли в правовой связи с отцом и признавались только родственниками своей матери.
Родительская власть
на Руси была весьма сильна, хотя права
жизни и смерти над детьми родители
формально никогда не имели. Однако
убийство детей не рассматривалось
в качестве серьезного преступления
(за убийство ребенка отец приговаривался
к году тюремного заключения и
церковному покаянию). Дети же, убившие
своих родителей, подвергались смертной
казни. Принуждение детей к
Родители могли обратиться для наказания детей и к публичным властям. Дело при этом по существу не рассматривалось, достаточно было одной только жалобы родителей, чтобы приговорить детей к порке кнутом. Родители имели право даже отдавать детей в холопство.
Усыновление в России разрешалось всем сословиям, кроме дворян, которые могли усыновлять лишь при отсутствии нисходящих и боковых родственников той же фамилии. Крестьяне могли усыновлять путем приписки ребенка к своему семейству, но право на надел он получал, только если усыновление было разрешено общиной.
В конце XIX - начале XX веа все сословия получили право усыновлять детей. Усыновителем могло быть лишь лицо старше 50 лет, между ним и усыновленным должна была быть разница не менее 18 лет. Запрещалось усыновлять лицам, состоящим в браке и имевшим своих детей. С 1902 года было разрешено усыновлять своих незаконнорожденных детей.
Почти сразу же после
октябрьской революции 1917 года были
проведены две важнейшие
Вторым важнейшим положением, содержавшимся в этом декрете, было уравнение в правах законных и незаконнорожденных детей. Кроме того было возможно установление отцовства в судебном порядке.
Вслед за первым декретом 19 декобря 1917 года был принат второй не менее значительный акт – декрет “О расторжении брака”. Дела о разводе, возбужденные по одностороннему заявлению супруга, были переданы в введение местных судов. Вопросы о том, с кем остануться несовершеннолетние дети, о выплате средств на их содержание, а тукже об алиментах бывшей жене решались по соглашению между супругами. При отсутствии соглашения эти вопросы рассматривались судом. Интересно отметить, что право на содержание признаволось в тот период только за женой, но не за мужем.
Оба декрета для того времени являлись весьма прогрессивными. А в 1994 году Государственной Думой РФ была создана рабочая группа по подготовке последнего Семейного кодекса, который был принят Госдумой РФ 8 декабря 1995 года.
Семья – это основа общества. Она создается двумя людьми – мужчиной и женщиной, которые решают соединить свою судьбу для совместного проживания, ведения общего хозяйства и продолжения рода. Это их решение должно основываться если не на любви, то хотя бы на почве дружеских отношений, влечения друг к другу. Согласно Конституции и СК РФ муж и жена осуществляют равные права и исполняют одинаковые обязанности.
Домостро́й (полное название — Книга, называемая
«Домострой»[1]) — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов
и наставлений по всем направлениям жизни
человека и семьи, включая общественные,
семейные, хозяйственные и религиозные
вопросы. Наиболее известен в редакции
середины XVI века на церковнославянском
языке, приписываемой протопопу Сильве