Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 08:04, доклад
В процессе социологического исследования коммуникационных процессов выработались различные модели социальной коммуникации. Любая коммуникативная деятельность предполагает не только знание характеристик коммуникатора, анализ содержания информации, но и анализ аудитории. Чтобы осуществить такой анализ, коммуникатору необходима психологическая компетентность. Знание психотипов позволяет определить стратегию коммуникативного процесса, прогнозировать действия. Психотип – модель поведенческой структуры личности и ее взаимодействия с окружающей средой.
Специфической чертой
данной модели является то, что она
приобретает различные формы
в зависимости от того, какой тип
коммуникативной ситуации описывается.
Словесное описание модели Гербнера
по форме напоминает схему
Лассуэлла:
Кто-то воспринимает событие и реагирует
в данной ситуации с помощью некоторых
средств чтобы создать доступное для других
содержание в некоторой форме и контексте
и передает сообщение с некоторыми последствиями.
Графическое представление модели уже
имеет оригинальный вид:
[pic]
Эта модель подразумевает,
что человеческая коммуникация может
рассматриваться как
То, что люди выбирают
и запоминают из коммуникативного сообщения
часто связано с тем, как они
собираются использовать полученные сведения.
Бихевиористический подход связывает
селективность восприятия с категориями
вознаграждения-наказания. Вероятность
отбора информации в рамках этой концепции
определяется по формуле:
В - Н
Вероятность отбора = -------,
У где:
В - предполагаемая мера вознаграждения,
Н - предполагаемая мера наказания,
У - предполагаемая затрата усилий.
Кроме переменных, затронутой в этой формуле, при выборе сообщений играют роль и многие другие факторы: случайные помехи, импульсивность, привычки аудитории и т.д. - то, что Гербнер называет контекстом.
Гербнер считает, что модель может быть использована для описания смешанного типа коммуникации, включающего как человека, так и машину, динамична, наглядна, применима к различным по масштабу коммуникационным взаимодействиям - как на уровне отдельных людей, так и на уровне больших социальных общностей.
Рассмотрим подробнее наиболее простую линейную коммуникативную модель Лассуэлла. Он выделил три основные функции процесса коммуникации как процесса по своей сути управленческого:
1. наблюдение за окружающей средой для выявления угрозы представляемому обществу и определение возможностей оказания влияния на ценностные ориентации этого общества и / или его составных частей
2. корреляция соотношения
составных частей этого
3. передача социального
наследия от поколения к
Итак, в этой модели
выделяются следующие компоненты коммуникационного
процесса:
- источник коммуникации (коммутатор)
- содержание
- канал коммуникации
- мишень (аудитория)
- эффект
Информация о работе История развития социологии массовой коммуникации