Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:14, доклад
Донаучный периодСвоеобразные, даже порой оригинальные взгляды на развитие общества, проблемы политики, морали, науки, религии и искусства были высказаны в учениях древнеиндийских, древнекитайских, и древнегреческих философов, европейских мыслителей средневековья и нового времени.
Эпоха просвещения и исторические события Великой Французской революции, ставшей во многом поворотным пунктом развития человеческой цивилизации. Именно тогда, после трагических событий и результатов французской революции возникла особая потребность в познании социально-политических условий жизни, и встал вопрос о необходимости общей реформы учения об обществе и поиске новых методов изучения общественной жизни.
История становления и развития социологии
Мировую историю социологии подразделяют на три периода:
1) Донаучный (до начала XIXвека);
2) Классический (с середины XIXвека до начала XX века)
3) Современный (с 20-х гг. XXв )
Донаучный периодСвоеобразные, даже порой оригинальные взгляды на развитие общества, проблемы политики, морали, науки, религии и искусства были высказаны в учениях древнеиндийских, древнекитайских, и древнегреческих философов, европейских мыслителей средневековья и нового времени.
Эпоха просвещения и исторические события Великой Французской революции, ставшей во многом поворотным пунктом развития человеческой цивилизации. Именно тогда, после трагических событий и результатов французской революции возникла особая потребность в познании социально-политических условий жизни, и встал вопрос о необходимости общей реформы учения об обществе и поиске новых методов изучения общественной жизни.
Классический период социологии начинается в XIX веке. В этот период сложилось несколько направлений: французская социологическая школа (О.Конт, Э. Дюркгейм), английская (Г. Спенсер), немецкая школа (М. Вебер, Г. Зиммель), развивается марксистское направление в социологии.
Основателем социологии
как самостоятельной и
О.Конт стал основателем первого направления в социологии - позитивизма, у которого в XIX веке было много сторонников. Согласно идеологии данного направления социология должна быть наукой об обществе. Подобно естественнонаучным дисциплинам, социология должна: 1)опираться на объективные факты, а не на размышления о ним; 2) полученные знания должны быть проверяемы; 3) наука должна приносить плоды для общества, подобно тому, как открытие законов механики способствовало появлению машин.
О. Конт формулирует два основных закона: закон трех стадий и закон классификации наук.
Согласно закону трех стадий, человеческий дух в своем развитии прошел три фазы: теологическую (господство идей, не имеющих доказательств), метафизическую (познание сущности, принимаемой за реальность) и научную (позитивизм, познание с помощью разума и наблюдения).
Следующая концепция - это классификация наук, в которой науки располагаются от более общих к более частным и более сложным наукам: Математика – Астрономия - Физика-Химия – Биология - Социология.
Социология у Конта - самая молодая и самая сложная наука, и поэтому она должна опираться на другие развившиеся науки. От себя социология приносит "исторический метод", с помощью которого выводятся закономерности развития.
Социологию О. Конт делил на две части: социальную статику (законы функционирования социальной системы, идея порядка и гармонии) и социальную динамику (анализ законов социального развития, идея прогресса).
О.Конт пользовался понятиями социальная статика для истолкования структуры общества и социальная динамика, с помощью которого он раскрыл механизм функционирования и развития общества. В итоге он разработал целую систему понятий, посредством которых он выразил и обосновал свои взгляды на общество и исторический процесс. Творчество О. Конта вошло в классику мировой социологии. Его не без основания называют создателем социологии как самостоятельной науки.
Другим представителем
французской социологической
Дюркгеймовская социология основывается на теории социального факта. В своей работе «Метод социологии» Э. Дюркгейм излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки.
Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что: а) социальные факты внешние для индивидов; б) социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго наблюдаемы и безличны; в) устанавливаемые между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества.
Второеправило состоит в том, чтобы «систематически отмежевываться от всех врожденных идей». Это означает, что: а) социология прежде всего должна порвать свои связи со всякими идеологиями и личностными пристрастиями; б) она также должна освободиться от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.
Третье правило состоит в признании примата (первенства, приоритета) целого над составляющими ее частями. Это означает признание того, что: а) источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов; б) общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида.
Итак, социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода, по Дюркгейму.
Параллельно с французской социологической школой развивалась английская школа, ярким представителем которой является Герберт Спенсер (1820-1903) - последователь позитивистских идей О. Конта, является основателем органической школы в социологии. Основой его взглядов являлась аналогия между биологическим и социальным организмами. Г. Спенсер широко использовал историко-сравнительный метод в обосновании социологических взглядов.
Большое внимание Спенсер
уделил уточнению и разработке понятийного
аппарата социологии. Можно сказать,
он заложил фундамент понятийной
системы социологии, а также структурно-
Центральное понятие всей мировоззренческой концепции Спенсера – эволюционизм. Согласно идее закономерной эволюции общественной жизни процесс социальных изменений совершается по естественным законам, независимо от желания людей.
Органицизм, эволюционизм, функционализм – три основных «кита» социологии Г. Спенсера.
В Германии первой по настоящему профессиональной научной школой социологии в стала “формальная социология”. По своей содержательной и организационной роли значение этой школы для развития социологической науки можно сравнивать с дюркгеймовской школой во Франции. К ведущим ученым данного направления относится Георг Зиммель ( 1858-1918).
Форма в анализе
стала важнейшим элементом
Другим представителем немецкой социологической школы является Макс Вебер (1864-1920). С точки зрения М. Вебера, наиболее важным в социологии является логическое понимание социальных процессов и их научное осмысление. Изучение объективных фактов – задача экономических, политических, юридических наук. Социология же должна дать интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия, понять и объяснить: посредством каких осмысленных действий люди осуществляют свои стремления,
· какие понятные последствия имели их стремления для "осмысленно соотнесенного поведения других людей".
Предметами социологиидолжны быть только те социальные действия, которые:
· осмысленны человеком с точки зрения целей и средств их достижения
· ориентированы на других субъектов.
К социальному действию не относятся:
· действия индивида если они не есть результата его созидательного волеизъявления, но осуществляется под влиянием импульсов, не осмысленных в терминах рациональной цели
· единообразное поведение многих людей, если оно не является результатом сознательной ориентации друг на друга, не основано на взаимных ожиданиях
В наше время философско-
Марксистская социологическая школа. В истории социологии классического периода эта школа представляет явление необычное, экстраординарное. Марксизм предлагал свой леворадикальный проект переустройства общества. Основными его представителями являются Карл Маркс (1818 -1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).
По общественной теории К. Маркса общество основывается на материальных условиях жизни, причем экономический базис и стремление человека к удовлетворению своих основных потребностей определяют надстройку общества, т.е. культуру, духовную жизнь и окружающий мир символов.
К. Маркс поставил своей целю раскрыть взаимоотношения экономического базиса и настройки общества, а также механизмы исторического развития общества. Это учение, называемое историческим материализмом, утверждает, что материальные факты лежат в основе общественной жизни и определяют сознание людей. Их этого следует, что общественные перемены происходят при изменении материальных условий.
Способы производства в материальной сфере определяют социальный, политический и духовный процесс жизни. Труд является центральным понятием в теории К. Маркса
Динамика социального
развития, по Марксу, обусловлена постоянно
возникающим противоречием, конфликтом
между развивающимися производительными
силами, с одной стороны, и производственными
отношениями - с другой. В свою очередь
производственные отношения (базис) постоянно
оказываются в конфликте с
надстройкой и различными формами
осознания этого базиса в обществе.
В целом, развитие производительных
сил, по Марксу, является непреложным
законом; они не могут не развиваться.
Когда неустойчивое равновесие между
двумя сторонами способа
Марксова концепция развития неотделима от его концепции классов. Он считал, что в каждой из формаций существуют свои специфические пары классов, борьба между которыми - это в конечном свете выражение борьбы между развивающимися производительными силами и отстающими от них производственными отношениями. Пролетариат и буржуазия, по Марксу - последние антагонистические классы. Будущая коммунистическая формация, к которой перейдет общество с помощью революции, - бесклассовое общество
Содержательный потенциал учения Маркса оказался столь значительным, что с ним, как с живым, продолжают полемизировать и бороться или сотрудничать все социологи мира.
3) современный период. Современный этап в развитии социологии начинается в 20-е г XX веке. Если на предыдущем этапе центром мировой социологической мысли являлась Западная Европа, то в XX веке он перемещается в США. В этот период появляется огромное количество направлений, теорий, парадигм. Наиболее значимые из них: 1) теория действия и теория социальных систем Толкотта Парсонса, 2) функционализм и теория аномии Роберта Мертона, 3) этнометодология Гарольда Гарфинкеля, 4) феноменологическая социология Альфреда Щюца, 5) драматургический подход Ирвинга Гофмана, 6) теории личности Джорджа Герберта Мида и Чарлза Кули. Эти и другие теории мы будем подробнее рассматривать в темах: «Социализация личности», «Девиантное поведение», но в основном в теме «Социальное взаимодействие».
Информация о работе История становления и развития социологии