История становления и развития социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:14, реферат

Описание работы

В процессе развития гражданского общества значительно возрастала географическая и социальная мобильность людей, появились новые социальные институты, накапливались социальные факты, которые уже не укладывались в объяснения, предлагаемые существовавшими теориями, изменялась социальная структура общества. Чтобы объяснить сущность происходящих перемен, требовались новые теоретические и методологические подходы.

Файлы: 1 файл

Сурс 1.docx

— 231.05 Кб (Скачать файл)

Теоретико-методологические основы концепции социального обмена были заложены родоначальниками буржуазной политэкономии И. Бентамом, А. Смитом и др. Другим ее источником стали  работы известных социальных антропологов Б. Малиновского, Дж. Фрейзера, М. Мосса. Значительный вклад в развитие социологического направления в теории социального обмена внесли Дж. Хоманс, П. Блау, Р. Эмерсон. 

 

 

  1. Развитие социологии в России


Общественная жизнь, а  также мировоззренческие теории её представителей в России отличались определённым своеобразием по сравнению  с социальными теориями Запада. Этому  имелся ряд причин.  
        Во-первых, в течение длительного времени проблемы обществоведения освещались в России преимущественно с помощью художественных средств.  
        Во-вторых, возникновению социологии в России предшествовал подготовительный этап, совпавший с развитием двух мировоззренческих ориентаций: западнической и славянофильской.  
        В-третьих, самой главной особенностью начального этапа развития социологии в России было почти одновременное зарождение в середине XIX в. двух широких течений, складывающихся на основе идей Запада, - позитивизма и марксизма.  
Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

7

 


         Развитие социологической мысли в России принято обычно разделять на три основных этапа: с середины XIX в. до1918 г.; с начала 20-х гг. до


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

8

 


конца 50-х гг. XX в.; с начала 60-х гг. XX в. до наших дней.  
Первый этап - институционализация, несколько отставал от аналогичного процесса на Западе.

Первая российская кафедра  социологии была открыта в Петербурге при Психоневрологическом институте  в 1908 году. В 1912 году утверждается социологическая  секция при Историческом обществе Петербургского университета, а в 1916 году создаётся  Русское социологическое общество имени М.Ковалевского. В начале этого этапа российская социология характеризуется явно выраженным критико-методологическим направлением с преобладанием редукционизма (сведения к простому, упрощения) и натурализма различных оттенков. Яркими представителями этого периода являются такие крупные русские мыслители, как П.Л.Лавров (1829-1900) и Н.Н.Михайловский (1822-1904). Они развивали этико-субъективное направление в социологии, в центре которого было выявление закономерностей и направленностей развития общества с акцентом на теории общественного прогресса. А роль разделения труда в общественной жизни они начали изучать ещё до Э.Дюркгейма.  
Согласно их концепции мерилом и главной движущей силой общественного прогресса является критически мыслящая, творческая личность - "инновационный субъект". Эта инновационная личность достигает наивысших и передовых результатов своей деятельности, сообразуя её с политическими устремлениями и нравственными идеалами тех общественных сил, которые объективно выражают интересы исторического прогресса. Поэтому можно сказать, что П.Лавров и Н.Н.Михайловский были родоначальниками инновационной социологии или теории личности.  
         Также заметное место в первом периоде занимают работы Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916), который ведущую роль отводил учению о социальном прогрессе. Социальный прогресс, по его мнению, выражался в развитии солидарности между социальными группами (классами, народами). Ковалевский критиковал однофакторные теории, поскольку основная задача науки ему виделась в том, чтобы выявлять сущность солидарности общественной жизни, описывать и объяснять многообразие её форм. В своих работах он активно использовал сравнительно-исторический метод и впервые сформулировал идею об общественно-историческом прогрессе как основном вопросе социологии. Ковалевский был активным продолжателем такого западного классического направления, как позитивизм.  
Помимо академической социологии в России большое развитие получили идеологическая и политическая социологии.

Идеями религиозной социальной философии (христианским гуманизмом) занимались такие русские мыслители, как  И. Киреевский, А. Хомяков, К. Леонтьев, Вл. Соловьёв, Н. Бердяев и др. Они критиковали научную социологию, считая, что необходимо создать новую форму религиозного сознания.  


Параллельно с этим в России развивалась социология марксизма  в виде двух основных теорий: "ортодоксального  марксизма" (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин) и "легального марксизма" (П.Б.Струве, М.Туган-Барановский, Н.Бердяев и др.). Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

9

 


Главный смысл марксистской теории - это выяснение сущности собственности и  раскрытие экономико-исторической закономерности её перехода от частной к общественной.  
Экономическое направление представлял Пётр Бергардович Струве (1870-1944), чьи работы и по сей день входят в обязательный курс изучения социологии даже в Оксфорде. Ещё в начале XX в. он одним из первых высказал такие актуальные идеи о том, что:  
-общество подвержено социальной дифференциации;  
- существует чёткая взаимосвязь экономического и социального развития, но о невозможности одновременного и параллельного реформирования в этих сферах;  
- развитие капитализма обязательно должно происходить при наличии таких важных факторов социальной стабильности, как  появление широкого среднего класса, усовершенствование системы образования, развитие промышленности и, наконец, при определённой социальной уравновешенности общества.  
           Виднейшим представителем исторического направления был Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885). Его основной заслугой является обоснование и развитие теории культурно-исторических типов (цивилизаций). В соответствии с этой теорией каждое общество (культура, цивилизация) в процессе своего развития закономерно проходит обязательные стадии (примерно как живой организм): зарождение, становление и развитие, дряхление и гибель. Каждую культуру движет исторический этнос. 


 

Второй этап развития социологии в России характеризуется нарастанием  процесса институционализации и  приобретением социологической  наукой статуса социального института. 
В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии и введена учёная степень по социологии. Социологическое отделение в Петроградском университете возглавил Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – крупнейший русский учёный и общественный деятель, внёсший весьма существенный вклад в  социологию, чей вклад в науку до сих пор не оценён в должной мере.  
После высылки из России в 1922 году он жил и работал в США, где опубликовал ряд крупных работ мирового значения. Основным его вкладом в мировую науку считается разработанная им теория социальной стратификации и социальной мобильности, а также теория конвергенции.  
В СССР в 30-х годах марксизм (в сталинской редакции) был окончательно утверждён в качестве официальной идеологической основы общества. Социология была объявлена буржуазной философской наукой, после чего произошёл её разгром и полный упадок в нашей стране.  
          Третий этап развития отечественной социологии начинается как её возрождение на волне "хрущёвской оттепели". В 60-х гг. социология вновь восстанавливает статус социального института. В 1962 г. создана Советская социологическая ассоциация, а в 1969 году начал работу Институт конкретно-социологических исследований АН СССР. Создаются факультеты и кафедры при вузах, а с 1974 г. выходит специализированный журнал "Социологические исследования".  
Большой вклад в развитие современной социологии внесли такие наши учёные, Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

10

 


как Ю.А.Аверин, И.В.Бестужев-Лада, М.Я.Бобров, Т.И.Заславская, А.Г.Здравомыслов, Ю.А.Левада, Г.В.Осипов, Ж.Т.Тощенко, С.С.Фролов, В.А.Ядов, А.Ципко, Н.Шмелёв и другие.

 

 

 

  1. Развитие социологии в США

 

        С 20-х гг. XX в. США прочно удерживают позиции лидера мировой социологии. Причиной её бурного развития послужили следующие факторы: быстрая институционациализация и большой объём конкретных эмпирических исследований. Эти факторы, в свою очередь, обусловлены своими причинами и обстоятельствами. Основной причиной следует считать энергичную эволюцию молодого американского государства и связанные с этим проблемы его границ, процессы урбанизации и индустриализации, крупномасштабную иммиграцию, политическую демократизацию и антидемократические движения, развивающуюся сферу образования, существенное влияние христианских доктрин, а также растущую бюрократизацию во всех областях жизни обществ. Многие основатели американской социологии получили образование в Европе (Р.Парк, У.Томас, Дж. Мид и др.) или иммигрировали из неё (Ф.Знанецкий, П.А.Сорокин и др.). Большой резонанс вызвали прочитанные в 1909 году лекции Зигмунда Фрейда о его теориях психологического детерминизма.  
         Историю американской социологии довольно условно можно разделить на четыре этапа. 

 
1. Институционализация - период с  начала 90-х гг. XIX в. до начала 20-х  гг. XX в. Это этап экстенсивного  развития, поиска тем и формирования  теоретических позиций. Именно  тогда, когда в 1892 г. в Чикагском  университете впервые в мире  был открыт факультет социологии, была основана знаменитая Чикагская  школа социологии. Центральной её  фигурой считается Роберт Парк (1864-1944). В ней работали почти  все крупнейшие американские  социологи того времени: А.Смолл, У.Томас, Дж. Г.Мид и др. В 1906 г. Было

 образовано Американское  социологическое общество, преобразованное  впоследствии в Американскую  социологическую ассоциацию. 

2. Эмпирический этап. Он  начался с опубликования в  1918 г. У.Томасом и

Ф.Знанецким их пятитомного труда "Польский крестьянин в Европе и Америке", и с этого момента, на протяжении двух десятилетий, в США безоговорочно господствовал эмпиризм - прикладная социология.  
В этот период открывается множество исследовательских центров, факультетов социологии при университетах, безудержно растёт число эмпирических исследований, как правило, лишённых какой-либо теоретической основы ("бихевиоризм" и др.).  
3. Этап формирования и широкого распространения структурно-функционального направления в социологии в 40-х - 50-х гг. (Т.Парсонс, Р.Мертон и др.).  
4. "Критический" этап". Он начался с осознания в начале 60-х гг. кризиса теоретических, методологических и эмпирических предпосылок для социологических исследований и заключается в радикальном пересмотре основ американской социологии. Считается, что этот этап продолжается и в настоящее время.  
Таким образом, можно отметить такие особенности развития американской социологии:  
во-первых, если в Европе социология долго развивалась на инициативной основе, то в США она сразу стала складываться как университетская дисциплина;  
во-вторых, с самого начала американская социология стала формироваться как прикладная (эмпирическая) наука, называемая в Америке индустриальной социологией или менеджментом. По сути, это социология труда. Её главный постулат заключается в том, что наряду с самим трудовым процессом на рабочем месте огромное значение имеют структура, методы и стиль управления.  
Эмпирическая социология стала своеобразной альтернативой теоретическому обобщению социальной жизни. Теория, как показало историческое развитие, часто расходится с социальной действительностью. Именно поэтому в США статус "большой теории" был поставлен под сомнение: "То, что объясняет всё, не объясняет ничего конкретно". К тому же необходимость эмпирических социологических исследований была обусловлена общественными потребностями.  
Принято считать, что в истории социологии труда, или менеджмента, существовали три главные школы.  
1. Классическая школа, или движение за научный менеджмент (1890-1920). Её представляли Ф.Тейлор, Г.Эмерсон, Г.Таун и др. (именно первую в мире систему научной организации труда Фридерика Тейлора В.Ленин называл "потогонной системой капитализма").  
2. Школа человеческих отношений в промышленности. Сформировалась в конце 20-х годов XX в. и существует по сей день.


Представители - Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

11

 


Э.Мэйо, А.Маслоу, Д.Макгрегор и др.  
3. Эмпирическая школа, которая связана с именами П.Друкера, Д.Дэвиса,

А.Слоуна, Г.Саймона и др.

 

В первой половине XX в. эмпирическая социология в США не пользовалась

авторитетом в официальных  кругах. Так в 1946 г. Сенат США отверг предложение об учреждении в национальном научном фонде (NSF) организации, финансирующей  научно-исследовательские программы  отделения социальных наук. В этот период исследования, в основном, проводили  частные фирмы, фонды и университеты. И лишь с 1955 г. социологические исследования стали получать правительственные  дотации, а после принятия в 1963 г. президентской программы Л.Джонсона правительственные чиновники стали всё чаще привлекать социологов для апробирования и оценки эффективности подобных разработок.  
           В настоящее время в Америке правительство и предприниматели рассматривают социологию как важный инструмент для преодоления социальных конфликтов, обеспечения социальной стабильности, социального контроля и управления, для повышения производительности труда и благосостояния граждан. Именно благодаря развитию эмпирических исследований, разработке фундаментальной методологии, использованию математического и статистического аппарата, методик моделирования и эксперимента, социология в США превратилась в точную науку.  

  1. Социология в Украине

Украинская социология заявила о себе в 80-е годы XIX в. исследованиями Женевского кружка украинских ученых, труды которых печатались в журнале «Громада». К нему относились, прежде всего, Г. Драгоманов (которого многие исследователи называют пионером украинской социологии), С. Подолинский (представитель механистической теории в социологии) и Ф. Волк.

М. Драгоманов (1841-1895) рассматривал социологию как науку об обществе, призывая украинских исследователей использовать идеи и принципы западной социологической мысли. Он активно отстаивает идею прогресса, который в общественных отношениях проявляется отменой рабства, барщины, получением равных конституционных прав; прогресс лица рассматривается им в тесной связи с прогрессом человечества в целом.

С. Подолинский (1850-1891) в своих трудах сочетает марксистские и социал-дарвинистские взгляды с программой громадовства. Он считает, что в общественной жизни действует закон борьбы за существование; но, в отличие от социальных дарвинистов, признает еще и действие закона роста солидарности людей, которая воплощается в общинах. Поэтому для него центр тяжести приходится не столько на борьбу людей между собой, как на борьбу людей с природой, опасной окружающей средой.


Своеобразная интерпретация  С. Подолинским дарвинистских законов заключается в том, что в обществе происходит продвижение вверх Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

12

 


талантливых и морально совершенных  людей, а не победа физически более  сильных. Ему принадлежит одна из первых работ социологического характера - "Ремесла и хвабрики на Україні" (1880, Женева).


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

13

 


Самым выдающимся основателем  украинской социологической мысли  был Михаил Грушевский (1866-1934) - выдающийся украинский ученый, историк мирового уровня, энциклопедист-просветитель, этнолог, фольклорист, выдающийся государственный деятель, первый «президент Украинской Народной Республики». Он впервые начал применять в украинской историографии историко-социологический метод, разработанный на рубеже XIX и ХХ вв. европейским позитивизмом, основал первый Украинский социологический институт в Вене в 1919г. Главное направление деятельности концентрирует на обоснование исторически, теоретически и юридически право украинского народа на собственное государство, он доказал, что украинский народ существует как отдельный исторический культурный субъект. Ученый пропагандировал идеи социального единства, гармонии, гражданского мира на демократических принципах, которые актуальны и сегодня.

Социальный процесс в  целом, по мнению М. Грушевского, характеризуется  определенным ритмом, тенденциями, формами. Задача социологии именно в том и  заключается, чтобы, отбрасывая изменчивое, случайное, выбирать типичное, постоянное, то, что составляет свойственную основу социального ритма. Украинский ученый обосновал мнение о том, что характерными тенденциями социального развития является дифференциация и интеграция. Чередование этих тенденций происходит под влиянием комбинирование факторов, однако в определенном социальном пространстве и времени могут преобладать  то экономические, то религиозно-психологические факторы и др. Г. Грушевский отстаивал понимание колебательной динамики общественной эволюции, которое является близким современным постклассичним теориям. В труде "Начала гражданства" (1921 г.), он критиковал противоречивые теории о начальной общественной эволюции, применяя для сравнения и украинские материалы.

М. Ковалевский (1851-1916) еще 17-летним юношей ознакомился с трудами О. Конта. Более 25 лет его дальнейшую жизнь проходило за рубежом, что позволило ему не только читать произведения, но и знать лично таких известных социологов, как Спенсер, Тард, Дюркгейм, Маркс и

Информация о работе История становления и развития социологии