История становления и развития социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:18, реферат

Описание работы

Развитие учения об общественной жизни мы находим уже в античной философии IV века до нашей эры в работах Платона, Аристотеля и др. Еще активнее эта проблема разрабатывается в Новое время в работах Макиавелли, Руссо, Гоббса и др. Можно ли считать, что тогда уже существовала социология как самостоятельная наука? Вероятно, нет. Здесь более уместно говорить о социальной философии как предшественнице социологии.
Для ответа на вопрос о времени появления социологии мы должны опираться на критерии, выдвигаемые науковедением. А оно утверждает, что для решения этого вопроса, прежде всего, необходимо иметь в виду, с какого времени социология в качестве отдельной социальной науки начала признаваться научным обществом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Предпосылки возникновения социологии. 4
О. Конт – основатель социологии. 6
Натурализм в социологии. 7
Психологизм в социологии. 8
Психоаналитическая ориентация в социологии. 9
Социологическая концепция К. Маркса. 10
Социология Георга Зиммеля. 11
Социология Эмиля Дюркгейма. 12
Социология Герберта Спенсера. 13
Социология М. Вебера. 14
Социологическая система В. Парето. 15
Становление и развитие эмпирической социологии. 17
Список литературы………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

история становления социологии.docx

— 55.46 Кб (Скачать файл)

Принципы эмпирической социологии сводились к следующему: 1) истинность научных познаний должна устанавливаться  лишь на основе эмпирических процедур; 2) все социальные явления должны быть квантифицированы, то есть выражены количественными и качественными  признаками; 3) “субъективные аспекты” поведения можно исследовать  только через открытое, наблюдаемое  поведение.

Эмпирическая социология имеет  два основных течения – академическое  и прикладное. Задача первого –  создание систем научного знания об отдельных  областях и явлениях общественной жизни (например, социология города, социология труда, социология средств массовой коммуникации). Это знание использовалось в качестве методологической основы конкретных социологических исследований. Задача второго – организация  этих исследований, направленных на решение  четко определенных практических задач  и непосредственно связанных  с выполнением функций социальной инженерии.

Известный вклад в развитие эмпирической социологии внесли американские ученые, прежде всего: Лестер Уорд, Альбион  Смолл, Франклин Гиддингс, Уильям Самнер, Эдвард Росс, Толкотт Парсонс и  др. В этой связи следует особо  выделить Элтона Мэйо, американского  социолога и психолога, одного из основоположников индустриальной социологии и доктрины “человеческих отношений”. Индустриальная социология – прикладная отрасль социальных наук в США, изучающая трудовые отношения людей на промышленном предприятии и разрабатывающая практические рекомендации по повышению эффективности производства.

Огромное влияние на развитие индустриальной социологии оказал Хоторнский эксперимент, проведенный под руководством профессора Э.Мэйо в Вестерн Электрик Компани близ Чикаго (1924-1932). Хоторнский эксперимент включает ряд знаменитых исследований, основной итог которых составляют следующие выводы: 1) пересмотр роли человеческого фактора в производстве, выведение на первый план психологических и социально-психологических аспектов трудового поведения; 2) открытие явления неформальной организации.

Эти исследования положили начало важнейшему направлению западной социологии –  теории “человеческих” отношений  и внесли значительный вклад в  развитие индустриальной социологии.

Особое место в американской социологии занимает Чикагская школа, известная также как “движение  социальных исследований”. Чикагская школа в социологии – одна из школ в социальных науках, занимавшая доминирующее положение в американской социологии в период 1915-1935 гг. Ее основатели - Роберт Парк и Эрнст Берджесс. Основные отличительные черты Чикагской школы: широта теоретических ориентаций, сочетание различных методов исследования, соединение теоретических исследований с эмпирическими. Исследования проводились в Чикаго, который назывался “социальной лабораторией”. Они касались жизни различных общин, различных форм отклоняющегося поведения, дезорганизации семьи, бродяжничества. Чикагская школа оказала большое влияние на развитие социологии.

 

 

Литература

  1. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. – М.: Наука, 2004. - 134c.
  2. Осипов Г.В. и др. Социология. М., 2005. - 251c.
  3. Смелзер Н.Дж. Социология. М., 2004. -543c.
  4. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 2006. -320c.

 


Информация о работе История становления и развития социологии