Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 12:09, дипломная работа
Цель: выяснить, является ли IT-движение IT-культурой.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
- проанализировать понятия «культура» и «субкультура»;
- выделить основные составляющие субкультуры;
- обозначить роль и функции информационных технологий в современном обществе;
- определить основные черты IT-движения;
- выявить, является ли IT-движение IT-культурой.
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию субкультур………………………………………………………………………
1.1. Сущность и функции понятия «культура»…………………………….
1.2. «Субкультура» - структура понятия и основные характеристики……
Глава 2. IT-культура как предмет социологического исследования………
1.1. Современные информационные технологии: понятие и сущность….
1.2. Основные характеристики IT-культуры……………………………….
1.3. Место и роль информационных технологий в современном мире…..
Глава 3. Программа исследования IT-культуры как социального феномена………………………………………………………………………
1.1. Проблемная ситуация, объект, предмет. Цель и задачи исследования.
1.2. Операционализация основных понятий исследования………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………...
План
Глава 1.
Теоретико-методологические подходы к
исследованию субкультур……………………………………………………
Глава 2. IT-культура как предмет социологического исследования………
Глава 3. Программа исследования IT-культуры как
социального феномена…………………………………………………………
1.1. Проблемная ситуация, объект, предмет. Цель и задачи исследования.
1.2. Операционализация основных понятий исследования………………..
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Актуальность. На рубеже ХХ и ХХI столетий развитые страны уверенно вошли в стадию информационного общества, при котором получение, хранение, обработка, распространение и использование информации и знания, а также возрастающие технические возможности коммуникации играют решающую роль. Новые информационные и сетевые технологии производят кардинальные изменения во всех отраслях знания, в том числе и в социальных науках. Технологические достижения в данной области расширяют горизонты человеческого разума и изменяют способы совместной деятельности и коммуникации внутри социума.
В настоящее время без использования компьютера крайне сложно представить себе современную жизнь, ведь именно благодаря применению компьютерной техники и соответствующего программного обеспечения сегодня значительно упростились процедуры работы с комп’ютером. Сегодня уже очевидно, что компьютерные технологии создали новый мир. Уже существует День компьютерщика, который отмечается 14 февраля. Но значит ли это, что все эти изменения сформировали нового человека?
Кроме того, современная городская культура представляет собой сложное образование. В ее рамках складываются различные субкультуры – подсистемы культуры со своими отличительными особенностями. Ближе всего к субкультуре понятие «стиль», которые определяются видами деятельности (коллективных практик), присущими тому или иному сообществу. Это могут быть виды профессиональной деятельности, досуговые практики (формы совместного отдыха), в том числе практики культурного потребления, объектом которого могут быть музыка, танцы, ролевые игры, занятия с компьютером и другие.
Проблема: исходя из всего вышесказанного, проблема исследования заключается в том, что необходимо выяснить, сформировалось ли IT-движение в субкультуру. И если сформировалось, то также выяснить основные отличительные черты данной субкультуры.
Объект исследования: IT-культура.
Предмет исследования: отличительные чертысубкультуры IT.
Цель: выяснить, является ли IT-движение IT-культурой.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
- проанализировать понятия «
- выделить основные
- обозначить роль и функции информационных технологий в современном обществе;
- определить основные черты IT-движения;
- выявить, является ли IT-
Гипотезы: поскольку предмет и объект являются слабо изученными (обычно идет речь о кибер-культуре), то мы вынуждены в данном исследовании руководствоваться разведывательным планом исследования [дайте ссылку на ЯдоваJ]и гипотезы будут являться его (исследования) результатом. Единственная гипотеза, которая и легла в основу нашего исследования заключается в том, что мы предполагаем, что IT-движение сформировалось в IT-культуру.
Историография. В гуманитарном знании попытки первого анализа взаимосвязи субкультуры и коммуникации, а также влияния техники на их развитие можно отнести к первой четверти ХХ в.. Именно в это время выходят в свет труды Н. Бердяева, Х. Ортега-и-Гассета, П. Сорокина, раскрывающие многообразное, в том числе и пагубное влияние технических достижений на современную культуру.
В настоящее время отмечается тенденция к более взвешенному и комплексному изучению процессов, имеющих место в условиях трансформации индустриального общества в постиндустриальное. Все более перспективными становятся коммуникативный и структурно-функциональный подходы к исследованию постиндустриального типа культуры; большой вклад в развитие этих направлений внесли Б. Малиновский, Т. Парсонс, В. Степин, Л. Уайт, Ю. Хабермас.
Ряд исследований посвящен критическому анализу понятия «субкультура» (А. Коэн, Т. Роззак, Ч. Рейч, М. Брейк, Н. Смелзер, М. Мид, А. Моль, Т.Б. Щепанская, С.Н. Иконникова, А.И. Шендрик), при этом субкультуры виртуального сообщества в целом или некоторых сетевых сообществ рассматриваются в работах С.В. Бондаренко, Д.Е. Вышегородцева. Научные труды А.Г. Асмолова, Е.Е. Леванова, И.Ю. Сундиева, Ю.П. Щекочихина и др. раскрывают особенности молодежной субкультуры. А.В. Громов, О.С. Кузин, С.И. Плаксий посвятили свои работы исследованиям неформальных молодежных объединений.
Данная квалификационная
работа состоит из трех глав. Первая
глава посвящена анализу
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию субкультур
Термин «культура» стал употребляться как самостоятельное понятие лишь с XVIII века, до этого он употреблялся в словосочетаниях, обозначая качество того или иного явления, относящегося к неприродной сфере. Например, немецкий правовед и историк Пуфендорф называл культурным человеком человека, подвергшегося воздействию цивилизации, в отличие от человека естественного, природного, то есть собственно дикаря. Этим термином так же обозначали те формы цивилизации, которые создавались отдельными народами, мы и сейчас используем термин «культура», в этом смысле говоря о национальной культуре [4, c. 146].
Слово «культура» происходит от латинского слова «colere», что означает культивировать или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин «agriculture» или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Немецкое слово «kultur» также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово «культура» все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием [9, c. 200].
В XIX и ХХ веках понятие культуры вошло в обиход социологов и психологов, публицистов, политиков и даже широких слоев населения. В конце XIX века сложилась характерная для западной культурологии традиция исследовать культурологию в комплексе антропологических дисциплин. Этот подход к культуре был заложен Э. Тайлором, который определил ее как: целостный комплекс, который включает в себя знания, верования, искусство верования, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, приобретаемые человеком как членом общества.
Культура - присущая данному обществу или большой социальной группе система ценностей, представлений о жизни и поведенческих кодов, определяющих образ жизни, то есть нечто специфическое в способе самовыражения индивида, социальной группы, народа [1, с.405].
Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, то есть система ценностей и правил поведения.
Существуют достаточно экзотические определения, например, В.Оствальд определяет культуру как преобразование энергии природной в человечески полезную энергию. Йохан Хейзенга предлагает рассматривать культуру как игру. Авторы, дающие то или иное определение, как правило, не отрицают и определений, данных другими исследователями. Некоторые даже предлагают все вышеперечисленные определения рассматривать как одно развернутое определение, каждая отдельная часть которого характеризует один из аспектов целостного явления культуры [5, c. 217].
Видный польский ученый Я. Щепаньский прямо пишет, что «трудно представить себе термин более многозначный и более распространенный, чем «культура». Этот термин выступает во многих значениях не только в обиходном языке, но и в разных науках, и в культурологии, где ему придается весьма различное содержание и разный смысл» [9, c. 201].
По А.И. Кравченко, в повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях:
1) под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей);
2) под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, культура молодежи и др.);
3) культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный» человек в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство») [8, c. 166].
«Культура - это социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей» (антрополог Р.Бенедикт) [1, c. 300].
«Культура - это нормы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов» (социолог К.Янг).
«Под культурой будем понимать совокупность всех сублимаций, всех подстановок или результирующих реакций, короче, все в обществе, что подавляет импульсы или создает возможность их извращенной реализации» (психоаналитик Г. Рохайм) [3, c. 99].
«В самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано или смодифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга» (социолог П. Сорокин) [8, c. 168].
Культура - способ жизнедеятельности человека, отличительная особенность которого в том, что все многообразие предметов и явлений материального и духовного мира перед человеком предстает в виде ценностей.
В современной научной литературе встречается более 250 определений культуры. Специалистами по теории культуры А. Кребером и К. Клакхоном было проанализировано свыше ста основных определений и выделены следующие группы:
1) описательные определения - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований.
2) исторические определения, подчеркивающие роль традиций и социального наследия.
3) нормативные определения, акцентирующие значение принятых правил и норм.
4) ценностные определения: культура - это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения.
5) психологические определения, исходящие из решения человеком определенных проблем на психологическом уровне.
6) определения на базе теорий обучения: культура - это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.
7) структурные определения - систему определенных признаков, различным образом связанных между собой.
8) идеологические определения: культура - это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т.е. с помощью слов или подражаний.
9) символические определения: культура – это организация различных феноменов, состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.
Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важные черты культуры. Однако в целом, как сложный общественный феномен она ускользает от определения[3].
Культура как целостное явление выполняет определенные функции по отношению к обществу.
Адаптационная функция - культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Термин адаптация означает приспособление. Животные и растения вырабатывают механизмы адаптации в процессе биологической эволюции. Механизм адаптации человека принципиально иной: он не приспосабливается к среде, а приспосабливает среду к себе, создавая новую искусственную среду. Человек как биологический вид остается одинаковым в очень широком диапазоне условий, а культура (формы хозяйства, обычаи, социальные институты) различаются в зависимости от того, чего требует природа в каждом конкретном регионе. Значительная часть культурных традиций имеет рациональные основания, связанные с каким-то полезным приспособительным эффектом. Другой стороной адаптационных функций культуры является то, что ее развитие все в большей степени обеспечивает людям безопасность и комфорт, увеличивается эффективность труда, появляются новые возможности для духовной самореализации человека, культура позволяет человеку с наибольшей полнотой раскрыть себя [8, c. 170].
Информация о работе IT-культура как предмет социологического исследования