Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 17:41, реферат
Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности.
За долгую историю существования человеческого общества выработаны основополагающие общечеловеческие ценности и нормы нравственного поведения. В обществе всегда ценились и ценятся доброта, верность, честность, взаимопомощь и отвергаются цинизм, обман, жадность, тщеславие, преступления.
В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные).
Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. Каждый человек отдает предпочтение тем или иным ценностям. О его выборе можно судить по богатству или скудности внутреннего мира, разнообразию интересов, неповторимой человеческой индивидуальности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ 5
1.1 Понятие ценностей 5
1.2 Соотношение нравственных и правовых ценностей 7
ГЛАВА 2 ИЗМЕНЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ В ЗЕРКАЛЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 20
РЕФЕРАТ на тему:
«Изменение жизненных ценностей населения России в зеркале социологических исследований»
Содержание
Введение
Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности.
За долгую историю существования человеческого общества выработаны основополагающие общечеловеческие ценности и нормы нравственного поведения. В обществе всегда ценились и ценятся доброта, верность, честность, взаимопомощь и отвергаются цинизм, обман, жадность, тщеславие, преступления.
В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные).
Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. Каждый человек отдает предпочтение тем или иным ценностям. О его выборе можно судить по богатству или скудности внутреннего мира, разнообразию интересов, неповторимой человеческой индивидуальности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни.
Значительную роль в этом играют его окружение (семья, друзья), а также различные национальные, религиозные и социальные воззрения и традиции.
Целью данной работы является рассмотрение и обобщение изменений жизненных ценностей населения России в зеркале социологических исследований.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие ценностей;
- определить соотношение нравственных и правовых ценностей;
- охарактеризовать изменение жизненных ценностей населения России в зеркале социологических исследований.
Работа состоит из введения, двух частей, заключения и библиографического списка.
Глава 1 Понятие и сущность жизненных ценностей
1.1 Понятие ценностей
В переводе с греческого «аксиос» означает «ценность». Соответственно аксиология - это учение о ценностях.
Человек самим своим существованием выделен из мира более резко, чем его «меньшие собратья», животные и тем более неживые объекты. Это означает, что человек вынужден относиться к фактам своего бытия дифференцирование). Бодрствуя, человек почти всегда находится в состоянии напряженности, которое он пытается разрешить ответом на знаменитый вопрос Сократа: «Что есть благо?»
Человека интересует не просто истина, которая бы представляла объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. В этой связи человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру.
Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл.
С ценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаем и отрицаем1.
Слово «ценность» было хорошо известно уже древним грекам. Тем не менее только в XX веке философы сумели развить учение о ценностях.
Все дело в том, что человек далеко не сразу осознал свое собственное, выделенное положение в мире. Как известно, это случилось лишь в Новое время, соответственно именно тогда появились первые претендующие на полновесность концепции ценности.
В античности отсутствовало четкое понимание своеобразия человека в мире. Это приводило к тому, что, например, платоновская идея понималась еще и как идеал. В античности истина и ценность не отделены друг от друга достаточно строго2.
В философии средних веков считалось, что человек существует во имя Бога, а не Бог для человека. Можно сказать, что речь шла о ценностях Бога. Но нас интересуют ценности человека.
В Новое время философы выделили разум (точнее, мышление) как главную черту человека. Мышление имеет дело с истиной. Всепоглощающий интерес к истине затемнял проблему ценности.
Решающий шаг к ней сделал Кант, он «развел» истину, красоту и благо. Истиной занимается рассудок, а ценностью, так посчитали последователи Канта, разум, точнее, разумная воля. К XX веку сложились все условия для развития учения о ценности.
Философские направления XX века выдвигают проблему ценностей на первый план. Феноменологи, герменевтики, аналитики, постмодернисты спорят между собой прежде всего о ценностях. Читатель, надо полагать, уже хорошо знаком с методами современной философии, поэтому не будем вновь их описывать. Важно, что во всех современных философских направлениях ценность понимается одинаково по крайней мере в одном отношении3.
Ценность - это интерпретационный конструкт, считает известный немецкий философ Ганс Ленк.
Ценность - это интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения. Отметим еще раз, характер самой интерпретации определяется той философией, которую использует субъект.
Феноменолог использует феноменологическую интерпретацию, герменевтик герменевтическую и т.д.
1.2 Соотношение нравственных и правовых ценностей
Особую роль среди ценностей духовной культуры имеют нравственные (моральные) и правовые нормы. В нравственных нормах соединены важнейшие свойства морали: императивность, оценочность, нормативность. Они поддерживаются общественным мнением. Общими оценочными понятиями морального сознания выступают добро и зло. Добро и зло – способ ориентации человека в социокультурной действительности. Нравственные нормы и принципы объединяют нормы в конкретную целостность. Моральные кодексы выступают в качестве социокультурных систем норм и запретов.
Осознавая нравственные требования, человек действием, в своих социокультурных поступках, превращает внешнее должное во внутреннее убеждение личности. Поэтому нравственность выступает основанием культуры и культурной традицией.
Правовые нормы призваны быть эффективными там, где несоблюдение норм культурного поведения представляет опасность для бытия общества и личности. В. Соловьёв определяет право как минимум морали. В ещё большей степени, чем нравственные, правовые нормы содержат в себе не только предписания-разрешения, но и предписания-запреты, определяя права и обязанности граждан данного сообщества.
В отличие от нравственных норм, правовые нормы кодифицируются законом и охраняются государством.
В современной теории права вопрос о взаимоотношениях нравственности и права дискутируется вновь и вновь, российская правовая мысль до сих пор ищет способы оптимального сочетания правовых и моральных ценностей, по-разному рассматривая проблему в координатах гуманистической концепции, либертарной концепции права.
Одновременно этическая модель права весьма критикуема современными авторами, особенно юристами. Более последовательными апологетами этической концепции права выступают современные философы.
Являясь важнейшими средствами социальной регуляции, право и мораль руководят поступками людей, вносят порядок в их взаимоотношения и формируют модель поведения.
Право и мораль, действуя в сфере общественных отношений, развиваются вместе с обществом, а их взаимоотношения в различные периоды приобретали различные формы. Ни право без нравственности, ни нравственность без права не могут рассчитывать на прочное существование и развитие. «Право - категория этическая, нет и не может быть права, к которому неприложимы были бы моральные оценки, прежде всего с позиций добра, зла, честного, бесчестного».
Связь права и морали заключается, прежде всего, в единстве происхождения и цели. И право, и нравственность порождаются условиями человеческого общежития и развиваются под влиянием изменений, происходящих в общественной среде. И право, и нравственность стремятся к одной и той же цели, - к охране существования и к содействию развитию общества на началах справедливости.
Нарушение взаимосвязи между моральными нормами большей части населения и правовыми нормами может привести к кризису государственной власти, что подтверждается реалиями жизни4.
Мораль оказывает огромное влияния на формирование права. Мораль есть совокупность нравственных требований, воспринимаемых человеком добровольно, через его убеждения и воспитание, но даже самые совершенные законы будут выполняться только под угрозой наказания, принуждения, если они несправедливы, негуманны и не предоставляют определенную степень свободы.
Созданные без учета нравственных требований юридические нормы не получат одобрения у тех граждан, на которых они распространяются. Любые правовые отношения должны быть основаны на признании в другом человеке свободной личности, наделенной достоинством и ответственностью. Право и мораль не должны противопоставляться друг другу.
Глава 2 Изменение жизненных ценностей населения России в зеркале социологических исследований
Система анализа ценностных ориентаций региональных сообществ включала изучение когнитивных и нормативных установок, исходя из того, что они в большей мере сопряжены с терминальными ценностно-нормативными ориентациями. Выявление первого из названных типов политических ориентаций региональных сообществ связано с анализом ретроспективных, актуальных и проективных оценок состояния государства и общества.
Для изучения отношения к прошлому опыту страны респондентам предлагалось выразить позиции по ряду суждений, отражающих основные социально-экономические и политические характеристики советской системы, которые раскрывают следующие индикаторы: «негативное в целом», «позитивное в целом», «негативное к политическому, но позитивное к социально-экономическому опыту», «негативное к социально-экономическому, но позитивное к политическому опыту».
В процессе исследования было выявлено, что в ответах респондентов относительно развития страны в советский период преобладают позитивные оценки. Вместе с тем, соотношение индикаторов рассматриваемой переменной указывает на неприятие социально-экономических аспектов функционирования советской системы при позитивном восприятии политических характеристик.
Корреляционный анализ индикаторов, выделенных для изучения переменной «отношение к прошлому опыту страны», показал высокую взаимозависимость ответов опрошенных, связанных с оценкой статуса индивида в экономической и политической сферах: «характер регулирования экономической сферы», «гарантия прав трудящихся», «представительство интересов рядовых граждан», «политический режим». При этом, совпадение мнений респондентов наблюдается в полюсе «непринятия» прошлого5.
Результаты многочисленных социологических исследований позволили выявить структуру и динамику ценностей в российском обществе. Среди традиционных, «общечеловеческих» ценностей выявляется следующая иерархия приоритетов россиян (по мере снижения их значимости): семья; работа; друзья, знакомые; свободное время; религия; политика.
Обращает на себя внимание то, что для преобладающей части населения в сегодняшней кризисной социально-экономической ситуации большое значение имеет работа – это основной источник материального благополучия и возможности реализовывать свои интересы.
Среди терминальных ценностей сохраняется преимущество традиционных: приоритетна ценность семьи и с отставанием – традиции, а также общечеловеческая ценность порядка. Семья и порядок образуют интегрирующее ядро базовых ценностей россиян. Напротив, среди инструментальных ценностей с конца 1990-х гг. преимущественную поддержку получают современные, либеральные ценности: прежде всего независимость, инициативность.
Вместе с тем понизился ранг таких общечеловеческих и традиционных ценностей, как общительность, жертвенность. Сохраняется влияние конфликтогенной периферии ценностей, таких как традиционная своевольность и общечеловеческая властность.
Исследование жизненных, социокультурных ценностей городских и сельских жителей представляется особо актуальным по ряду причин.
Если город в силу своей большей экономической развитости имел потенциальные ресурсы для быстрой и самостоятельной адаптации к рыночным условиям, то село в связи с ограниченностью его экономической инфраструктуры оказалось в меньшей степени готово к резким изменениям, произошедшим в стране в 1990-е гг.
Оставшись без прежней государственной поддержки и управления, узкоспециализируемая экономика большинства сел вступила в фазу затяжного кризиса. Социальная сфера села, практически лишившаяся источников финансирования, оказалась на гране полного разрушения. Сложившиеся в российской деревне социально-экономические условия жизнедеятельности перестали соответствовать потребностям и ожиданиям большинства сельских жителей.
Изменение социально-экономических условий повлекло за собой изменение ценностей сельского населения, их жизненных стратегий6.
Вместе с тем следует отметить, что специфическая социокультурная среда города играет значительную роль в иерархизации ценностных ориентаций населения. Город преднамеренно направляет, культивирует определенную систему ценностей и жизненные приоритеты. Определяющими условиями повышения эффективности жизнедеятельности как отдельного человека, так и городского населения в целом являются правильное осознание, выбор и активное использование ценностных ориентаций.
Духовный мир современного горожанина характеризуется сложным переплетением различных идеологий, мировоззрений, ценностных систем.
Разнобой ценностных ориентаций имеет своим следствием исключительную пестроту типов поведения, образов жизни, качественную дифференциацию ценностных позиций по отношению к труду, учебе, семье, политике, городу, что позволяет выделить в городском сообществе множество разных систем ценностей.
Именно они, в конечном итоге, определяют вектор развития общества.
Результаты исследования свидетельствуют, что в структуре ценностей городского и сельского населения отмечается безусловный приоритет традиционных ценностей – это, прежде всего, ценность семьи, что соответствует результатам практически всех проведенных исследований, как в целом по стране, так и в отдельных регионах.