Изучение гендерных проблем в современной социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2015 в 13:54, реферат

Описание работы

Различия между мужчинами и женщинами имеют сложный характер. Возникновение данной проблематики в значительной мере обусловлено политическими движениями с требованиями предоставить женщинам равные права с мужчинами покончить с субординацией, сексизмом и неравным доступом к власти, а также как осознание потребности в развитии знания о взаимоотношениях полов в обществе. Социологи исследуют данную проблему, рассматривая четыре компонента половой идентичности: биологический пол, гендерная идентичность, гендерные идеалы и сексуальные роли.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Понятие гендер……………………………………………………………..….4
2 Изучение гендерных проблем в современной социологии……………..…..6
3. Направление изменений гендерных ролей в современном обществе………9
Заключение…………………………………………………………………….....11
Список литературы………………………………………………………………12
Практическое задание…………………………………………………………...13

Файлы: 1 файл

Изучение гендерных проблем в современной социологии.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Понятие гендер……………………………………………………………..….4

2 Изучение гендерных проблем  в современной социологии……………..…..6

3. Направление изменений гендерных ролей в современном обществе………9

Заключение…………………………………………………………………….....11

Список литературы………………………………………………………………12

Практическое задание…………………………………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Различия между мужчинами  и женщинами имеют сложный  характер. Возникновение данной проблематики в значительной мере обусловлено  политическими движениями с требованиями предоставить женщинам равные права  с мужчинами покончить с субординацией, сексизмом и неравным доступом к власти, а также как осознание потребности в развитии знания о взаимоотношениях полов в обществе. Социологи исследуют данную проблему, рассматривая четыре компонента половой идентичности: биологический пол, гендерная идентичность, гендерные идеалы и сексуальные роли.

 В настоящее время  составляющие половой идентичности  изменяются. В обществе обычно  предполагается, что четыре компонента полового самосознания находятся в гармоническом единстве. Ожидается, что биологическая особь женского пола ощущает себя женщиной, и это ощущение соответствует общепринятому определению женственности. Имеется в виду, что она готова принять на себя роли и обязанности традиционно связанные с ее полом. Однако в действительности это предположение не всегда верно. Но биологический пол людей может не соответствовать их половой идентичности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие гендер.

 

Гендер - обозначение пола, как социокультурного конструкта, социальный аспект отношения полов.

В феминистской литературе существует несколько концепций гендера. Это обусловлено как относительной "молодостью" гендерного подхода (первые работы появились около двадцати лет назад), так и сложностью самого феномена. Для всех из них базовым положением является различение понятий пол (sex) и гендер (gender).

             Пол - это термин, который обозначает  те анатомо-биологические особенности  людей (в основном - в репродуктивной системе), на основе которых люди определяются как мужчины или женщины. Его следует употреблять только в отношении характеристик и поведения, которое вытекает непосредственно из биологических различий между мужчинами и женщинами. 

 В рамках этого подхода гендер понимается как организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, не только характеризующая их межличностное общение и взаимодействие в семье, но и определяющая их социальные отношения в основных институтах общества (а также и определяемая - или конструируемая ими). Гендер, таким образом, трактуется как одно из базовых измерений социальной структуры общества, который вместе с другими социально-демографическими и культурными характеристиками (раса, класс, возраст) организует социальную систему.

Социальноевоспроиводство гендерного сознания на уровне индивидов поддерживает основанную на признаке пола социальную структуру. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды конституируют гендерные различия и, одновременно, обусловливаемые ими системы господства и властвования. Во многих обществах женщин и мужчин не только воспринимают, но и оценивают по-разному, обосновывая гендерными особенностями и разницей в их способностях различия в распределении власти между ними. Осознание гендерной принадлежности - конституирующий элемент социальных отношений, основанный на воспринимаемых различиях между полами, а пол - это приоритетный способ выражения властных отношений.

 В современных социальных  и гуманитарных исследованиях гендер используется не как неизменная и универсальная конструкция. Понятие гендер означает не вещь или предмет, не много вещей или предметов, а комплексное переплетение отношений и процессов. Необходимо мыслить отношениями, чтобы из аналитической категории гендера вывести культурную реальность - как в прошлом, так и в настоящем.

Гендер (gender) 1. (Общее значение) - различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу. 2. (Социологическое значение) социальное деление, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно совпадающее с ним. Таким образом, социологическое использование термина может отличаться от повседневного.

Социологи и социальные психологи утверждают: пол относится к биологическим характеристикам, в соответствии с которыми люди делятся на категории «мужчина», «женщина» или в редких случаях «гермафродит» (когда характеристики обоих полов фактически или явно объединены), а гендер - к социальным и социально-психологическим атрибутам, подразделяющим людей на категории «мужской», «женский» или «гермафродитный» (когда характеристики обоих гендеров преднамеренно или непреднамеренно объединены). 

 По мнению многих  социологов, в социологическомдискусегендер  должен применяться тогда, когда  касается социально созданного деления общества на тех, кто относится к мужчинам, и тех, кто - к женщинам. В то время как «мужчина» и «женщина» являются терминами, зарезервированными за биологическими различиями между ними, а также мальчиками и девочками,

 «мужское» и «женское»  относится к сформированным культурой чертам поведения и видам темперамента, считающимися социально соответствующими полам. Эти черты изучаются посредством сложного и продолжительного процесса социализации.

 В логике первого  подхода называют три группы  характеристик: биологический пол, полоролевые стереотипы, распространенные в том или ином обществе, «гендерный дисплей» — многообразие проявлений, связанных с предписанными обществом нормами мужского и женского действия и взаимодействия. Понятие «гендерный дисплей» введено И. Гоффманом и выражает множество проявлений культурных составляющих пола. В соответствии с данным подходом гендер предстает как измерение социальных отношений, укорененное в данной культуре. Понятие «гендерная система» включает разнообразные компоненты и по-разному определяется разными авторами.

 Гендерная система  есть совокупность отношений  между полами (и внутри полов). Поскольку гендерная система  предполагает гендерное измерение  публичной и приватной сферы, соотносит систему гендерной  иерархии с другими социальными иерархиями и системами доминирования, то в анализе такого рода большая роль отводится изучению роли социальных институтов, реализующих гендерные технологии. Властные смыслы гендерных отношений во многом открылись в развитии именно такого подхода. Пологендерная система конструируется как набор соглашений, которыми общество трансформирует биологическую сексуальность в продукт человеческой активности. Другими словами, гендерная система, которая конструирует два пола как различные, неравные и даже взаимодополняющие, является фактически системой власти и доминирования, цель которой — концентрация материального и символического капитала в руках отцов. Гендер является своеобразной системой, продуцирующей различия и вписывающей эти различия в отношения власти и подчинения. Власть базируется на разветвленной системе различий, половые различия оказываются в этой системе генетически первичными. Именно на этой линии различения хорошо видно, как власть и общество в целом моделируют гендерное противостояние, превращая т. н. «несоциальные» различия в«социальные», пол/секс в пол/гендер. Таким образом, конструкция гендера есть одновременно продукт и процесс представления, как о других, так и о самом себе.

2 Изучение гендерных проблем в современной социологии

 

Веками у людей складывались стереотипные представления об образе мужчины и женщины, которые до сих пор распространяются на всех представителей того или иного пола, независимо от их индивидуальных особенностей и возраста. Эти стереотипы касаются как личностных черт мужчин и женщин, так и особенностей их поведения.

 

 И. Броверман с соавторами  попросили юношей и девушек  дать характеристику типичному  мужчине и типичной женщине. В  результате для тех и других  выявился различный набор качеств (таб. 1)

Таблица 1. Стереотипы типичных черт мужчин и женщин

 

Типичный мужчина

Типичная женщина

Агрессивный 
Предприимчивый 
Доминирующий 
Независимый 
Скрывающий эмоции 
Любит математику и науку 
Обладает деловыми навыками 
Знает, как осваивать мир 
Легко принимает решения 
Самодостаточен 
Свободно говорит о сексе с другими мужчинами

Тактичная 
Проявляет расположение 
Нежная 
Не использует грубых выражений 
Понимает чувства других 
Разговорчивая 
Религиозная 
Интересуется собственной внешностью 
Ценит искусство и литературу 
Сильно нуждается в защите 
Аккуратная в привычках 
Спокойная


 

 

Полоролевые стереотипы в наименьшей степени присущи и профессионалам, близко знакомым с психологией. И. Броверман с коллегами изучил описания мужчин и женщин, данные клиническими практиками, психиатрами и социальными работниками. Обнаружилась общая для них установка, что компетентность больше присуща мужчине, чем женщине. Женщины же характеризовались как более послушные, менее объективные и подверженные внешнему влиянию, менее агрессивные и состязательные, легко раздражающиеся по незначительным поводам.   

 Ряд подобных исследований  выполнен и отечественными учеными. Как и в зарубежных работах, одни авторы основное внимание  при изучении образа мужчин  и женщин уделили их личностным  особенностям, другие - поведенческим характеристикам, в частности формирующимся в процессе общения. К последнему направлению можно отнести работу Т. И. Юферевой (1982). Она полагает, что основной сферой жизнедеятельности, в которой формируются представления подростков об образах мужчин и женщин, является сфера взаимоотношений с противоположным полом. Отсюда представления об образе мужчин и женщин в каждом возрасте отражают отдельные аспекты общения: в 6-7 классах - семейно-бытовые взаимоотношения (девочки и мальчики, характеризуя образ женщины, перечисляют ее обязанности как хозяйки, а характеризуя образ мужчины как мужа, отца, подчеркивают в основном его роль как помощника жены по хозяйству). У подростков, отмечает Т. И. Юферева, представления о мужественности-женственности, очевидно, являются просто усвоенными соответствующими взглядами взрослых и не играют существенной роли в регуляции их поведения. У старших школьников представления о мужественности-женственности базируются на взаимоотношениях с ровесниками противоположного пола, в ходе которых происходит осознание себя как представителя определенного пола, своих потребностей, связанных с сексуальным развитием. Эти представления проверяются на практике, в непосредственном общении с противоположным полом. Однако это лишь начало формирования представления о понятии «психологический пол», касающегося только сферы взаимоотношений со сверстниками противоположного пола.

Большинство людей относятся  к браку серьезно. Они надеются прожить долгую и счастливую совместную жизнь. Однако, еще наши бабушки говорили: «Выйти замуж – не напасть, как бы замужем не пропасть». К сожалению, эту народную мудрость можно отнести ко всем без исключения бракам, в том числе и созданным по взаимной «большой и светлой» любви. Действительно, в жизни существует мало вещей способных вызывать такой накал страстей, бешенства, злобы, как семейные ссоры. В таких ссорах милейшие люди способны бить партнера, бегать за ним с чем-то тяжелым или, как минимум, тихо доводить его до безумия. Любовь – не панацея от всех бед.

Исследования психологов показывают, что человеческое сознание воспринимает действительность не напрямую, а через посредство особого психофизиологического  явления, которое называется «установкой». Это своеобразный предварительный настрой, предрасположенность одного человека к восприятию другого человека с определенных, неосознанно предвзятых, позиций. Поэтому положительная установка по отношению друг к другу, роль которой в данном случае выполняет любовь, – это необходимое (но отнюдь, не единственное и достаточное) условие бесконфликтной семейной жизни.

 Все люди неодинаковы, и, как всем известно, отношение  к любви у всех различное. Одни  понимают любовь как половую  близость, другие — как духовную  близость с дорогим человеком, другом. Многие ставят на первое место личные потребности и стремятся использовать мужа или жену как средство их удовлетворения. Такая любовь отмечена потребительским настроением. В нормальных же семьях супруги посвящают свою жизнь друг другу и детям, стремятся доставлять радость близкому человеку, не огорчать намеренно никого.

 

3 Направление изменений гендерных ролей в современном обществе.

 

В последние годы в  России наметились определенные сдвиги в осмыслении проблем гендерного равенства. Об этом свидетельствует, с одной стороны, начавшийся процесс интеграции гендерного подхода в науку и политическую практику, с другой - развитие женского, в том числе правозащитного движения, разнообразных инициатив, направленных на достижение равенства между полами. Вместе с тем, в силу самых разных причин, пока рано говорить о значительном прогрессе в преодолении дискриминации женщин и достижении гендерной симметрии в различных сферах общественной жизни.

Законодательное обеспечение равенства прав и возможностей женщин и мужчин. Проблемы становления и развития гендерной экспертизы законодательства.

Политическое обеспечение гендерного равенства. Интеграция комплексного гендерного подхода на всех уровнях политического процесса.

Практическая реализация гендерного равноправия, рассматриваемая сквозь призму научных исследований относительно социально-экономического положения полов, а также мониторинга соблюдения прав женщин.

Гендерный подход позволяет  оценить эффективность законодательства - насколько полно оно отражает социальные потребности мужчин и женщин; отслеживать институциональные механизмы - экономические, управленческие, организационные меры, обеспечивающие исполнение законов; и, наконец, отслеживать реализацию основных прав женщины в контексте прав человека.

В России женщины и  мужчины обладают равным правовым статусом в экономике - равными правами на собственность; в сфере занятости -равными трудовыми правами, включая равное вознаграждение за труд одинаковой ценности; равными политическими правами - правом избирать и быть избранным, правом на участие в общественной и политической жизни; в семейной жизни, а также в сфере социального обеспечения. Но, к сожалению, российское законодательство не гарантирует равенство возможностей мужчин и женщин.

Информация о работе Изучение гендерных проблем в современной социологии