Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 14:15, курсовая работа
Понятием "социальные изменения" обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами. В свою очередь, инновация есть комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, а также сопряженные с этим новшеством изменения в социальной и вещественной среде. К социальным нововведениям относятся: экономические, организационные, культурные, к вещественным – продуктовые, технологические и другие. Цель данной работы - раскрыть влияние экономических и социальных ресурсов на позитивные социальные изменения в современной России.
Введение 4
Раздел 1. Понятие социальных изменений, экономических и социальных ресурсов 6
Понятие и виды социальных изменений 6
1.2. Экономические и социальные ресурсы 9
Раздел 2. Ресурсы как средство социальных изменений человечества 12
2.1. Освоение человечеством ресурсов 12
2.2. Инновационный характер проходящих социальных изменений 13
Раздел 3. Практическая реализация социальных изменений в муниципальном образовании Серпуховский район 16
3.1. Молодежная политика в рамках муниципального образования 16
3.2. Программно-целевой подход в управлении муниципальной молодежной политикой 18
Заключение 25
Библиографический список 28
Реализация молодежной политики на муниципальном уровне сопряжена с рядом проблем:
1. Сохраняются ведомственная
3.2. Программно-целевой подход в управлении муниципальной молодежной политикой
Практика реализации молодежной политики показывает, что наиболее перспективным является программно-целевой подход к реализации муниципальной молодежной политики. Он предполагает развитие на муниципальном уровне системы ежегодных государственных социальных заказов в сфере молодежной политики, которые распределяются на открытой конкурсной основе по итогам юридической, финансовой и социальной экспертизы.
Выделяют три способа, посредством которых новая технология детерминирует социальные изменения в обществе.
Первый способ: изменения в технологии создают проблемы социального порядка, которые требуют определенных действий со стороны людей.
Второй способ: новая техника, новые технологии создают новые возможности для индивида и групп в их деятельности, общении. Так, новые возможности социальной коммуникации созданы благодаря компьютеризации. Компьютер радикально меняет характер рабочего места, изменяет количество требуемых рабочих, требует иной квалификации работников, совокупности новых знаний и умений, которые прежде не требовались. Компьютеризация существенно меняет методы и методику работы.
Третий способ: новые технологии нередко создают новые формы взаимодействия между индивидами и различного рода общностями. В некоторых отношениях новые и перспективные социальные последствия имеет автоматизация технологических процессов.
Описанные способы воздействия технологических изменений на социальные в некоторых случаях пересекаются друг с другом, но в целом они дают достаточно детализированную и полезную картину трансформации одних видов изменений (технологических) в другие (социальные).
Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем - более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. То есть программно-целевой метод планирования "активен", он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов.
Из положений, рассмотренных выше, следует, что ключевым понятием программно-целевого планирования является программа. Программа - это комплекс мероприятий по реализации стратегий. В свою очередь, система стратегий и целей, достигаемых с их помощью является планом.
Программно-целевой метод, разработанный российскими и американскими учеными в 60-х годах, реализуется в основных понятиях "проблема - цель - целереализующие комплексы с системой распределения ресурсов - система мероприятий (решений)".
Каждая программа - комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей и подцелей развития хозяйства, упорядоченных в виде "дерева целей". Оценка и выбор возможных вариантов программ производятся по разным критериям (минимум затрат или времени на реализацию при фиксированных конечных показателях) с помощью специальных приемов (программных матриц).
Программно-целевое управление - метод управления, при котором руководитель разрабатывает цель управления и механизм реализации, сроки и состояния промежуточных значений процесса.
Дерево целей в программно-
Представление целей начинается с верхнего яруса, дальше они последовательно разукрупняются. Причем основным правилом разукрупнения целей является полнота: каждая цель верхнего уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня исчерпывающим образом, то есть так, чтобы объединение понятий подцелей полностью определяло понятие исходной цели.
От полноты информации, заключенной в дереве целей, в решающей степени зависит качество всей последующей работы - оценка программ, их прогнозируемых следствий, оценка планов, разработка всей системы деятельности по созданию условий для реализации планов и программ.
Программно-целевой метод
Программно-целевой метод планирования в качестве целевых комплексных программ осуществляется на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.
Федеральная целевая программа - государственная
социально-экономическая
Региональные целевые программы
- комплексные программы решения
крупных, настоятельных социально-
Муниципальные целевые программы - комплексные программы, созданные для решения крупных или частных социально-экономических проблем конкретного муниципального образования; представляют часть федеральных, региональных программ или являются самостоятельными.
В программном управлении речь идет о таких проектах, которые в силу своих особенностей не могут быть реализованы через автономные рутинные действия коммерческих структур, региональных государственных органов и органов местного самоуправления. Конечно, программы разрабатываются и реализуются не только специализированными органами программного управления, но и другими структурами, в том числе региональными. В этом случае они выступают, как часть системы регионального управления и направлены на реализацию, в первую очередь, региональных и муниципальных интересов, что позволяет заменить планирование от достигнутого, планированием от желаемого результата, и повышает действенность планирования.
На первый план выдвигаются не формальные характеристики программной сферы управления, такие как общее число программ, а заложенная в программном методе потенциальная возможность, которая может существенно повысить эффективность государственной молодежной политики.
Процедура программно-целевого планирования проводится следующим образом. Как уже было сказано, первым этапом программно-целевого планирования является постановка целей; на последующих этапах разрабатываются пути и конкретные способы их достижения. Постановка целей ведет к формированию "дерева целей", в соответствии с которым определяется система мероприятий по реализации целей, называемая целевой комплексной программой. Для ее выполнения строится специальная система управления, которая доводит задания программы до конкретных исполнителей и контролирует их выполнение. Организационная структура этой системы определяется "деревом целей", составом исполнителей и содержанием программы.
Таким образом, можно выделить еще один элемент программно-целевого планирования - систему управления, построение которой, по сути, и есть основание, на котором базируется выполнение программы. Планирование решения какой-либо проблемы при программно-целевом методе во многом сводится к планированию системы управления, основными стадиями которой являются:
При этом первая стадия имеет принципиальное значение, поскольку она определяет структуру системы управления, на ней определяются система целей и задач организации, её тип и правовой статус, степень самостоятельности, границы деятельности, состав функций. На второй и третьей стадиях устанавливаются более детальные параметры системы .
Теория планирования и построения систем управления для решения новых проблем должна основываться на анализе практики создания и функционирования существующих систем. Основная сложность состоит в том, чтобы среди множества единичных фактов и наблюдений различных специалистов выявить какие-то ключевые положения, закономерности, общие для планирования и построения всех систем управления. Среди них можно выделить следующие:
- формирование системы
- необходимым условием для
- решение вновь возникающих
проблем не обязательно
- для выбора способа решения
проблем предварительно
Вывод: решение комплекса проблем, с которыми сталкивается в процессе реализации своих процессов молодежная политика, необходимо начинать с построения "дерева целей", которое достигается путём организации и проведения определённого комплекса мероприятий.
Задача заключается в том, чтобы точно определить этот комплекс, указать конкретных исполнителей и сроки выполнения мероприятий. Для этого "дерево" как бы "накладывается" на реальную среду, в результате чего находится необходимая информация и составляется конкретная программа работ на муниципальном уровне.
Безусловно, что весь комплекс работ
при программно-целевом
Рассмотрим схему организации информационного потока при управлении молодежной политикой. (см. приложение 1)
База данных позволяет производить необходимые выборки и осуществлять анализ различных факторов, воздействующих на молодежную политику.
Информация о работе Экономические и социальные ресурсы позитивных и социальных изменений в РФ