Экономические и социальные ресурсы позитивных и социальных изменений в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Понятием "социальные изменения" обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами. В свою очередь, инновация есть комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, а также сопряженные с этим новшеством изменения в социальной и вещественной среде. К социальным нововведениям относятся: экономические, организационные, культурные, к вещественным – продуктовые, технологические и другие. Цель данной работы - раскрыть влияние экономических и социальных ресурсов на позитивные социальные изменения в современной России.

Содержание работы

Введение 4
Раздел 1. Понятие социальных изменений, экономических и социальных ресурсов 6
Понятие и виды социальных изменений 6
1.2. Экономические и социальные ресурсы 9
Раздел 2. Ресурсы как средство социальных изменений человечества 12
2.1. Освоение человечеством ресурсов 12
2.2. Инновационный характер проходящих социальных изменений 13
Раздел 3. Практическая реализация социальных изменений в муниципальном образовании Серпуховский район 16
3.1. Молодежная политика в рамках муниципального образования 16
3.2. Программно-целевой подход в управлении муниципальной молодежной политикой 18
Заключение 25
Библиографический список 28

Файлы: 1 файл

Курсовая соц изменения.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

Реализация молодежной политики на муниципальном уровне сопряжена  с рядом проблем:

1. Сохраняются ведомственная разобщенность  и недостаточная координация  в управлении молодежной политикой.  Например, отделы по молодежной политике во многих муниципальных образованиях находятся в непосредственном подчинении заместителей глав администраций по социальным вопросам, которые, как показывает практика, в большинстве случаев не относят проблемы молодежи к числу первоочередных.

  1. Объекты социальной инфраструктуры для молодежи (например оздоровительные лагеря) находятся в разноведомственной подчиненности, что не способствует координации действий.
  2. Объем финансирования мероприятий в сфере молодежной политики не позволяет решать даже самые острые вопросы. В этих условиях важнейшей задачей комитетов и отделов по делам молодежи всех уровней является поиск источников финансирования. В ряде регионов привлеченные средства на молодежную политику в 1,5-2 раза превышают бюджетное финансирование.

3.2. Программно-целевой подход в управлении муниципальной молодежной политикой

Практика реализации молодежной политики показывает, что наиболее перспективным  является программно-целевой подход к реализации муниципальной молодежной политики. Он предполагает развитие на муниципальном уровне системы ежегодных государственных социальных заказов в сфере молодежной политики, которые распределяются на открытой конкурсной основе по итогам юридической, финансовой и социальной экспертизы.

Выделяют три способа, посредством которых новая технология детерминирует социальные изменения в обществе.

Первый способ: изменения в технологии создают проблемы социального порядка, которые требуют определенных действий со стороны людей.

Второй способ: новая техника, новые технологии создают новые возможности для индивида и групп в их деятельности, общении. Так, новые возможности социальной коммуникации созданы благодаря компьютеризации. Компьютер радикально меняет характер рабочего места, изменяет количество требуемых рабочих, требует иной квалификации работников, совокупности новых знаний и умений, которые прежде не требовались. Компьютеризация существенно меняет методы и методику работы.

Третий способ: новые технологии нередко создают новые формы  взаимодействия между индивидами и различного рода общностями. В некоторых отношениях новые и перспективные социальные последствия имеет автоматизация технологических процессов.

Описанные способы воздействия  технологических изменений на социальные в некоторых случаях пересекаются друг с другом, но в целом они дают достаточно детализированную и полезную картину трансформации одних видов изменений (технологических) в другие (социальные).

Сначала определяются цели, которые  должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем - более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. То есть программно-целевой метод планирования "активен", он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов.

Из положений, рассмотренных выше, следует, что ключевым понятием программно-целевого планирования является программа. Программа - это комплекс мероприятий по реализации стратегий. В свою очередь, система  стратегий и целей, достигаемых с их помощью является планом.

Программно-целевой метод, разработанный  российскими и американскими  учеными в 60-х годах, реализуется  в основных понятиях "проблема - цель - целереализующие комплексы с  системой распределения ресурсов - система мероприятий (решений)".

Каждая программа - комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей и подцелей развития хозяйства, упорядоченных в виде "дерева целей". Оценка и выбор возможных вариантов программ производятся по разным критериям (минимум затрат или времени на реализацию при фиксированных конечных показателях) с помощью специальных приемов (программных матриц).

Программно-целевое управление - метод  управления, при котором руководитель разрабатывает цель управления и  механизм реализации, сроки и состояния  промежуточных значений процесса.

Дерево целей в программно-целевых  методах планирования и управления граф - это схема, показывающая членение общих (генеральных) целей плана  или программы на подцели (затем  последних - на подцели следующего уровня и так далее)14. Дерево - это связный граф, выражающий соподчинение и взаимосвязи элементов; в данном случае такими элементами являются цели и подцели.

Представление целей начинается с  верхнего яруса, дальше они последовательно  разукрупняются. Причем основным правилом разукрупнения целей является полнота: каждая цель верхнего уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня исчерпывающим образом, то есть так, чтобы объединение понятий подцелей полностью определяло понятие исходной цели.

От полноты информации, заключенной  в дереве целей, в решающей степени зависит качество всей последующей работы - оценка программ, их прогнозируемых следствий, оценка планов, разработка всей системы деятельности по созданию условий для реализации планов и программ.

Программно-целевой метод бюджетирования с выстроенной системой кодировки каждой программы и подпрограммы в отличие от существующей системы подготовки проекта бюджета позволяет сформировать финансовый документ таким образом, чтобы он был направлен не просто на содержание учреждения, а на реализацию конкретных целей. Это, в свою очередь, решает уже стратегическую задачу по предоставлению обществу не просто информации, сколько денег поступило и сколько израсходовано, а, сколько и какого качества услуг было предоставлено потребителю.

Программно-целевой метод планирования в качестве целевых комплексных программ осуществляется на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.

Федеральная целевая программа - государственная  социально-экономическая программа  федерального уровня, ориентированная на достижение целей общегосударственного масштаба и значимости.

Региональные целевые программы - комплексные программы решения  крупных, настоятельных социально-экономических  проблем региона; представляют часть  федеральных программ или являются самостоятельными. Объектом регионального планирования считаются процессы текущего и перспективного функционирования регионов и муниципальных образований, подкрепленные соответствующими каналами мобилизации ресурсов.

Муниципальные целевые программы - комплексные программы, созданные для решения крупных или частных социально-экономических проблем конкретного муниципального образования; представляют часть федеральных, региональных программ или являются самостоятельными.

В программном управлении речь идет о таких проектах, которые в силу своих особенностей не могут быть реализованы через автономные рутинные действия коммерческих структур, региональных государственных органов и органов местного самоуправления. Конечно, программы разрабатываются и реализуются не только специализированными органами программного управления, но и другими структурами, в том числе региональными. В этом случае они выступают, как часть системы регионального управления и направлены на реализацию, в первую очередь, региональных и муниципальных интересов, что позволяет заменить планирование от достигнутого, планированием от желаемого результата, и повышает действенность планирования.

На первый план выдвигаются не формальные характеристики программной сферы  управления, такие как общее число  программ, а заложенная в программном методе потенциальная возможность, которая может существенно повысить эффективность государственной молодежной политики.

Процедура программно-целевого планирования проводится следующим образом. Как уже было сказано, первым этапом программно-целевого планирования является постановка целей; на последующих этапах разрабатываются пути и конкретные способы их достижения. Постановка целей ведет к формированию "дерева целей", в соответствии с которым определяется система мероприятий по реализации целей, называемая целевой комплексной программой. Для ее выполнения строится специальная система управления, которая доводит задания программы до конкретных исполнителей и контролирует их выполнение. Организационная структура этой системы определяется "деревом целей", составом исполнителей и содержанием программы.

Таким образом, можно выделить еще  один элемент программно-целевого планирования - систему управления, построение которой, по сути, и есть основание, на котором  базируется выполнение программы. Планирование решения какой-либо проблемы при программно-целевом методе во многом сводится к планированию системы управления, основными стадиями которой являются:

    • стадия композиции - формирование общей структурной схемы системы и её главных характеристик;
    • стадия структуризации - разработка состава подразделений и основных связей между ними;
    • стадия регламентации - разработка количественных характеристик аппарата управления, установление порядка его деятельности.

При этом первая стадия имеет принципиальное значение, поскольку она определяет структуру системы управления, на ней определяются система целей и задач организации, её тип и правовой статус, степень самостоятельности, границы деятельности, состав функций. На второй и третьей стадиях устанавливаются более детальные параметры системы .

Теория планирования и построения систем управления для решения новых  проблем должна основываться на анализе  практики создания и функционирования существующих систем. Основная сложность  состоит в том, чтобы среди  множества единичных фактов и наблюдений различных специалистов выявить какие-то ключевые положения, закономерности, общие для планирования и построения всех систем управления. Среди них можно выделить следующие:

- формирование системы управления - это многоэтапный процесс;

- необходимым условием для начала  планирования, а затем и создания  рассматриваемой системы является  наличие определённой общественной  потребности, то есть проблемы, требующей решения. Однако одной  потребности недостаточно, нужны  ещё определённые условия и гарантии: экономические, юридические, социальные, технические и другие, чтобы обеспечить системе необходимую устойчивость;

- решение вновь возникающих  проблем не обязательно требует  создания новых систем управления - многие проблемы могут успешно решаться в рамках существующих систем. Обычно для этого разрабатывается специальный комплекс мероприятий и готовятся постановления или приказы, обязывающие соответствующие системы выполнять предписанные им новые функции. Контроль за реализацией такой программы осуществляется организацией, назначаемой головной по данной проблеме. Необходимость в планировании и построении новых систем управления возникает обычно, когда становится очевидным, что существующие организационные структуры не справляются с решением проблемы и требуется создать новые.

- для выбора способа решения  проблем предварительно проводится  их исследование. При решении  рассматриваемых в данной работе  проблем наибольшее распространение  получили программно-целевые методы, наиболее естественно связывающие проблему со средствами её решения.

Вывод: решение комплекса проблем, с которыми сталкивается в процессе реализации своих процессов молодежная политика, необходимо начинать с построения "дерева целей", которое достигается  путём организации и проведения определённого комплекса мероприятий.

Задача заключается в том, чтобы  точно определить этот комплекс, указать  конкретных исполнителей и сроки  выполнения мероприятий. Для этого "дерево" как бы "накладывается" на реальную среду, в результате чего находится необходимая информация и составляется конкретная программа работ на муниципальном уровне.

Безусловно, что весь комплекс работ  при программно-целевом подходе  невозможно реализовать без применения современных информационных технологий, которые и являются в данном случае ресурсами, позволяющими осуществить социальные изменения в рамках муниципального образования Серпуховский район.

Рассмотрим схему организации  информационного потока при управлении молодежной политикой. (см. приложение 1)

База данных позволяет производить необходимые выборки и осуществлять анализ различных факторов, воздействующих на молодежную политику.

Информация о работе Экономические и социальные ресурсы позитивных и социальных изменений в РФ