Экономическое пространство социальной работы ,его сущность и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 23:51, контрольная работа

Описание работы

По определению учёных ( Яковлева А.И., Холостова Е.И. и др ), социальное пространство как форма общественного бытия предстаёт в виде обширного «поля», где на разных уровнях и в разных сферах социальной реальности взаимодействуют органы и учреждения, всесторонне обеспечивающие общественную жизнедеятельность, осуществляются социальные связи и отношения между общественными субъектами ( социальные группы, индивиды ). Это процесс, развёрнутый во времени, в непрерывном движении всех структурных элементов и преобразований.

Файлы: 1 файл

экономич пространство.docx

— 26.38 Кб (Скачать файл)

Введение

По определению учёных ( Яковлева А.И., Холостова Е.И. и др ), социальное пространство как форма  общественного бытия предстаёт  в виде обширного «поля», где на разных уровнях и в разных сферах социальной реальности взаимодействуют  органы и учреждения, всесторонне  обеспечивающие общественную жизнедеятельность, осуществляются социальные связи и  отношения между общественными  субъектами ( социальные группы, индивиды ). Это процесс, развёрнутый во времени, в непрерывном движении всех структурных  элементов и преобразований.

Экономическое пространство социальной работы - это постоянно  развивающаяся, упорядоченная социальная система, экономическое взаимодействие институтов социальной защиты, её субъектов  и объектов, обеспечивающее условия  для нормальной жизнедеятельности  членов общества, оптимального удовлетворения их потребностей и реализации творческого  потенциала личности.

Экономические отношения  в социальном пространстве цивилизованного  общества должны строится на основе справедливого  распределения материальных и духовных благ, надёжных гарантий обеспечения  жизнедеятельности входящих в него социальных субъектов. Именно это является важнейшей предпосылкой создания эффективной  экономической основы социальной работы.

1. Экономические  связи в структуре социального  пространства

Структура социального пространства чрезвычайно сложна. Её экономические  связи должны быть направлены на обслуживание абсолютно всего населения государства, а не только тех, кто нуждается  в социальной поддержке и помощи.

Понятие «экономическое пространство социальной работы» связано с  понятием «социальная сфера» в её взаимодействии с экономической, политической и духовной сферами жизни общества. Важнейшей задачей социальной сферы  является изучение экономических потребностей субъекта ( личности, семьи, коллектива ), выявление экономического потенциала по их удовлетворению в соответствии с научно обоснованными нормами  и экономическими возможностями  общества на данном этапе.

В структуре реализации экономических  механизмов этого пространства выделяются два основных элемента: государственный (федеральный, региональный и местный) и негосударственный.

Экономическое пространство социальной работы включает экономику  всей системы социальной защиты, экономику  образования, здравоохранения, сферы  трудовых отношений, культуры, быта. Экономика  каждой из этих сфер имеет специфические  особенности и выполняет специфические  функции.

В соответствии с законом  «О местном самоуправлении в РФ» (принят 6 июля 1991 года и уточнён 22 октября 1992 года). Гражданским кодексом РФ (октябрь 1994 года) и другими нормативными актами органы территориального общественного  самоуправления всё более активно  учавствуют в создании и ресурсном  обеспечении деятельности учреждений, предприятий, социальных служб с  целью удовлетворения социально-экономических  потребностей и разрешения социально-бытовых  проблем жителей территории.

Всё более сложной в  социальном пространстве становиться  задача обеспечения социально-экономических  условий в пенитенциарных учреждениях. Её решение зависит от многих субъектов  социальной сферы: министерства внутренних дел, труда и социального развития, образования, здравоохранения и  культуры, а также благотворительных  организаций. Неотъемлемой частью экономического пространства социальной работы является сфера социального попечительства; дома для престарелых и инвалидов, детские дома и др. требует пересмотра и совершенствования система  их материального и финансового  обеспечения, развития предпринимательской  деятельности.

2. Социально-экономическая  составляющая в системе здравоохранения

Составной частью экономического пространства социальной работы является здравоохранение. Статья 41 конституции  РФ гласит, что каждый гражданин  имеет право на охрану здоровья и  медицинскую помощь. Медицинская  помощь в государственных и муниципальных  учреждениях здравоохранения оказываются  гражданам бесплатно за счёт соответствующих  средств бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Исходным в прогнозе здоровья нации является зависимость его  от общественно-экономических отношений  и структур, характера общественного  развития. В настоящее время очевидна необходимость поиска новых форм взаимодействия комплекса экономических, социальных, государственных, правовых, экологических и других структур, участвующих в формировании здоровья. Для этого нужны новые подходы  к организации всей работы в деле охраны здоровья народа, одним из которых  может явиться создание в нашей  стране медико-социальной помощи населению.

В настоящее время медико-социальная помощь рассматривается как один из основных механизмов реализации на практике государственной политики в области социальной защиты и поддержки населения. Реформирование здравоохранения должно осуществляться на основе следующих ключевых принципов; единство медицинской науки и практики здравоохранения; участие населения в решении финансовых вопросов охраны здоровья; создание рынка медицинских услуг; многоканальность финансирования в системе охраны здоровья населения в соответствии с объёмом и качеством предоставляемых услуг, медико-социальная профилактика и др.

Переход к рынку потребовал реформы в экономике системы  здравоохранения, поиска дополнительных источников её финансирования. Одним  из основных направлений стало введение обязательного медицинского страхования  для всего населения России. Оно  гарантирует получение необходимого минимума бесплатной медицинской помощи. Государством финансируются федеральные  программы охраны и укрепления здоровья населения. Принимаются меры по сохранению и развитию государственной, муниципальной  и частной систем здравоохранения. Вместе с тем процессы разгосударствления и сужение в связи с этим ресурсных и финансовых возможностей государства привели к резкому  сокращению средств на нужды социальной сферы.

Совершенствование системы  финансирования должно быть направлено прежде всего на рациональное использование  имеющихся финансовых ресурсов и  их соответствие предоставляемому объёму медицинской помощи. Это предполагает постепенный отказ от принципа содержания медицинских учреждений независимо от объёма оказываемых услуг. При  этом система финансирования здравоохранения  должна основываться на использовании  финансовых ресурсов в качестве экономического инструмента повышения социальной и медицинской помощи

Перспективным направлением преобразований в системе медицинского страхования является система частичного «фондодержания» для поликлиник и семейных врачей.

Для обеспечения целевого и эффективного использования средств, выделяемых государством на здравоохранение, необходимо введение в законодательство мер, обеспечивающих более эффективный  контроль за расходованием средства обязательного медицинского страхования, за финансово-хозяйственной деятельностью  организаций государственной и  муниципальной систем здравоохранения.

Совершенствованию системы  управления и повышению её эффективности  должно способствовать также введение системы контрактных отношений  для руководителей органов и  учреждений здравоохранения.

3. Социально-экономическая  составляющая в системе образования

Одним из субъектов экономического пространства социальной работы является система образования. В статье 43 конституции РФ записано, что каждый имеет право на образование; гарантируется  общедоступность и бесплатность дошкольного , основного и среднего профессионального образования  в государственных и муниципальных  учреждениях и на предприятиях; каждый в праве на конкурсной основе бесплатно  получить высшее образование в государственном  или муниципальном учреждении и  на предприятии.

Образование выполняет по меньшей мере две важнейшие функции. Первая, в широком смысле, - развитие личности, включая её социализацию, а также духовное, нравственное и  художественное развитие. Вторая - экономическая  функция, подчинённая требованию воспроизводства  квалифицированной рабочей силы.

Качественно новой ступенью в развитии образования, объективно обусловленной требованиями экономики  рынка, является его непрерывность. А это требует роста вкладываемых ресурсов.

Образование - это и процесс, и результат творческой передачи накопленных предыдущими поколениями  духовных, культурных и материальных ценностей. Целью его должно быть создание и всестороннее совершенствование  индивидуальных и коллективных ценностей  и накопление знаний, которые бы позволили человеку быть хозяином своей  судьбы.

Российская Федерация  устанавливает федеральные государственные  образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования  и самообразования. В сфере образования  предпринимаются меры по сохранению гарантий на получение бесплатного  образования, но в то же время создан и расширяется рынок платных  услуг.

Не менее важны и  вопросы социально-экономического воспитания, т.е. педагогически ориентированная  и целесообразная система общественной помощи подрастающему поколению  в период его включения в социальную жизнь. Воспитание как целостный  процесс становления личности включает образование, обучение и развитие детей  и подростков.

4. Экономика и  социальная работа в сфере  труда и быта

Важное место в экономическом  пространстве социальной работы занимает сфера труда и быта. Значение сферы  трудовых отношений определяется тем, что в народном хозяйстве занято 49% всего населения. Более 40% всех работников приходится на негосударственный сектор. В этих условиях действующее трудовое законодательство, созданное применительно к ситуации, когда государство-монополист выступает в качестве и нанимателя, и законодателя, и исполнителя законов, не способно эффективно выполнять роль регулятора трудовых отношений. Государство не выполняет своей роли социального защитника права человека на труд, нормальные условия труда и доход от своей трудовой деятельности.

Происходящие в экономике  преобразования практически не отражены в действующем трудовом законодательстве, где отсутствует чёткое определение  природы трудовых отношений, возникших  в связи с возрождением частной  и акционерной форм собственности. Остро стоит проблема обеспечения  трудовых гарантий работников частных  и кооперативных предприятий, на большинстве которых нет представительных органов власти, а также в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании.

Переходный период в сфере  трудовых отношений выявил негативные тенденции: рост нарушений трудовых прав и ослабление государственного контроля за их соблюдением. На одно из первых мест выходит проблема стабильной занятости населения, ибо она  является важнейшим условием повышения  уровня жизни граждан. Это выражается в росте явной и скрытой  безработицы. Опасно то, что скрытая  безработица не используется для  переквалификации и переобучения работников в целях дальнейшего их рационального  использования. А это в условиях возникновения массовой безработицы  порождает опасность невозможности  трудоустройства безработных.

Особую значимость приобретают  вопросы адресной и социально  ориентированной государственной  поддержки безработных, приведение в соответствие размера пособия  по безработице с фактической  величиной прожиточного минимума. В  этих условиях основные направления  социальной политики государства в  сфере трудовых отношений предполагают:

- предотвращение обвальной  безработицы и осуществление  социально-экономической поддержки  безработных с учётом количества  иждивенцев;

- восстановление и укрепление  системы контроля за соблюдением  законодательства в области государственных  гарантий оплаты, режима и охраны  труда;

- ратифицирование конвенции  Международной организации труда  (МОТ), устанавливающей международные  стандарты общепризнанных прав  работников наёмного труда;

- принятие нового трудового  законодательства, а также законов  о коллективных трудовых спорах, о статусе профсоюзов и др.

нельзя забыть ещё об одном  аспекте регулирования экономического пространства социальной защиты в трудовой сфере. Это - социальное страхование. Необходимо повышать ставки страховых отчислений на фонд оплаты труда тех предприятий, где не улучшаются условия труда  и не снижается вредность производства. Защищать социальные права работающих следует не снижением возраста выхода на пенсию, а улучшением условий  труда. А если это в данный момент невозможно, то должны быть соответствующие  поступления в пенсионный фонд, компенсирующие досрочную выплату льготных пенсий.

5. Социально-бытовая  инфраструктура

Для развития народного хозяйства  и отдельных его регионов чрезвычайно  важно разграничение инфраструктуры на производственную и социально-бытовую. Эти части инфраструктуры должны находиться в оптимальном соотношении  во избежание диспропорции в развитии экономики государства.

Социально-бытовая инфраструктура - это совокупность отраслей, непосредственно  связанных с созданием общих  условий для воспроизводства  рабочей силы и обеспечением нормальной жизнедеятельности населения.

В статье 40 Конституции РФ обозначено: каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия  для осуществления права на жилище, оно предоставляется бесплатно  или за доступную плату из жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В условиях катастрофического  роста стоимости жилья всё  более возрастает роль государства  не столько в «выделении» бесплатных квартир, сколько в гарантированной  направленности жилищной политики: доступности  молодым и малоимущим семьям льготных кредитов и погашении их части  после рождения ребёнка; в государственной  гарантии исполнения контрактных договоров  между строителями и заказчиками  на приобретение жилья в рассрочку; в строительстве дешёвого муниципального жилья и т.д.

Кроме того, необходимо принятие в регионах и на местном уровне социальных программ предоставления жилищных субсидий.

В марте 1997 г. Принят Федеральный  закон «О внесении изменений и  дополнений в закон РФ. Об основах  федеральной жилищной политики», который  отражает реалии жизни. В целях создания необходимых условий для осуществления  реформы жилищно-коммунального хозяйства  правительством РФ в мае 1997 г, было принято  постановление «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг».

Установлено, что при сохранении за органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления права определять основные параметры перехода на новую систему  оплаты жилья и коммунальных услуг, размеры оказываемой государством из средств федерального бюджета  финансовой помощи рассчитываются на основании ежегодно определяемых следующих  федеральными стандартами.

Заключение

Показатели состояния  социальной системы и её экономики  прямо и непосредственно влияют на развитие всего общества в государстве  и являются определяющими в оценке социального благополучия всего  населения как сложной динамически  развивающейся биоэкосистемы. Таким  показателем ООН определило индекс развития человеческого потенциала как обобщённый показатель результатов  деятельности общества в его социальном пространстве.

Определённое место в  экономическом пространстве социальной работы занимает система социального  обслуживания, включающая комплекс разнообразных  целевых услуг различным социальным слоям населения. В связи с  кризисным состоянием экономики  в период перехода к рынку сфера  социального обслуживания находится  в ведении государства и ограничивается категориями населения, находящимися в зоне риска.

На федеральном уровне эта сфера предоставляет минимальные  социальные гарантии в виде пенсий, пособий, льгот и услуг в соответствии с законодательно установленными социальными  нормативами. На региональном уровне, с учётом местных условий, обеспечивается социально-экономическая поддержка  сверх государственного уровня.

Всё более значимое место  в экономике социальной работы занимают благотворительные фонды, общественные и милосердные организации. Приоритетными  становятся программы помощи незащищённым слоям населения, здравоохранению, образованию, культуре и искусству. Происходит профессионализация благотворительных  организаций, накапливается опыт экономического взаимодействия с другими субъектами пространства социальной работы.

Таким образом, экономическое  пространство социальной работы нуждается  в изучении, оптимизации экономических  связей его субъектов, совершенствовании  экономических отношений между  ними, с государством и обществом, а также координации этих взаимосвязей на основе правового регулирования  в условиях формирования рыночных отношений.

Список используемой литературы

1) Асеев В.Г. нормативное  управление социальным развитием.  М., 1989 г. С.32-34.

2) Жуков В.И. Россия: состояние,  перспективы, противоречия развития. М., 1995 г. С.43-49.

3) Ланцев М. социально-экономические  основы дифференциации обеспечения  нетрудоспособных. Т.З. М., 1991 г. С. 11-12.

4) Организация социального  обслуживания. // сборник нормативных  актов (1993-1994). Мин. Соц. Защиты  населения РФ. М., 1994. С. 33-35.

5) Червякова Г.А. Пантелеева  Т.С. Экономические основы социальной  работы. Уч.пос. М- владос. 2001 г.  С.17-20.

6) Экономическая теория: политэкономия. Подг. Акад. Нар. Хозяйства  им. Г.В. Плеханова. М., 1997. С. 32-35.

7) Эрхард Л. Благосостояние  для всех. М., 1991 г. С. 46-50.

 


     


Информация о работе Экономическое пространство социальной работы ,его сущность и значение