Экспертный и социометрический опросы в социологическом исследовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 11:03, доклад

Описание работы

Экспертный опрос – опрос высококвалифицированных специалистов по исследуемой проблеме.
Применяется при исследовании трудно формулируемой задачи, осуществляется путем формирования мнений, заключений специалистов, способных восполнить недостаток или несистемность информации своими знаниями, интуицией, опытом решения подобных задач и т.д.

Файлы: 1 файл

социологические методы опроса.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

      Экспертный  и социометрический опросы в  социологическом исследовании.

      Экспертный опрос – опрос высококвалифицированных специалистов по исследуемой проблеме.    

Применяется при исследовании трудно формулируемой задачи, осуществляется путем формирования мнений, заключений специалистов, способных восполнить недостаток или несистемность информации своими знаниями, интуицией, опытом решения подобных задач и т.д.

В социологии экспертные опросы используются, как правило, в следующих случаях:

  • Необходимо привлечение закрытой информации (сведений, которые известны ограниченной группе лиц.).
  • Необходима оперативная диагностика быстро меняющейся ситуации
  • Необходимо формирование первичного представления о неизвестной, малоизученной области

Чем отличается экспертный опрос от массового? Эксперт высказывает профессиональное мнение о чем-либо, а респондент – о себе. Отличие в объекте.

Классификация экспертного опроса.

  • По характеру взаимодействия между экспертами
    • Очный (Информация собирается в ходе личного общения с экспертами, обычная форма –интервью. Главный плюс – можно менять ход интервью в зависимости от ответов эксперта, от его компетентности)
    • Заочный (Опрос проводится в письменной форме)
  • По численности экспертов
    • Индивидуальный (только один эксперт, позволяет получить максимально полную информацию)
    • Групповой (групповая дискуссия, мозговой штурм, дельфи-метод. Главные плюсы: допускает прямые столкновения разных взглядов, эффект синергии)
  • По процедуре согласования оценок
    • Одноразовый, однотуровый
    • Многотуровый (неоднократное обращение к экспертам с просьбой прокомментировать результаты предыдущего тура)

Мозговой штурм – групповой  очный экспертный, обычно однотуровый  опрос, направленный на поиск новых  путей действия и новых идей. Обычно происходит при участии модератора или ведущего, который рассказывает о проблеме, следит за ходом дискуссии, подводит промежуточные итоги (следит за получаемыми результатами).

Мозговой штурм состоит из двух основных этапов:

  • Выдвижение идей. На этом этапе выдвигаются самые разнообразные, порой парадоксальные версии. Ни одна из них не оценивается и не подвергается критике.
  • Оценка и сортировка всех выдвинутых идей (по степени их реализуемости и адекватности поставленному вопросу и т.д.)

Дельфи-метод – многотуровый заочный  групповой опрос экспертов. Основная цель – выработка прогнозов, сценариев развития событий, оценок складывающейся ситуации. Состоит из следующих этапов:

  • Рассылка участникам опроса постановки проблемы
  • Сбор и резюмирование коллективного ответа, формулирование сценариев развития, прогнозов
  • Ознакомление экспертов с полученными результатами, сбор их мнений
  • Анализ и резюмирование полученных на предыдущем этапе данных
  • Ознакомление экспертов с анализом, сбор их мнений
  • (в идеале) единодушное мнение, решение

Основные опасности экспертного опроса: догма согласованности и догма одномерности.

ДОГМА СОГЛАСОВАННОСТИ. Часто без  всяких оснований считается, что  решение может быть принято лишь на основе согласованных мнений экспертов. Поэтому исключают из экспертной группы тех, чье мнение отличается от мнения большинства. При этом отсеиваются как неквалифицированные лица, попавшие в состав экспертной комиссии по недоразумению, так и наиболее оригинальные мыслители, глубже проникшие в проблему, чем большинство. Следовало бы выяснить их аргументы, предоставить им возможность для обоснования их точек зрения. Вместо этого их мнением пренебрегают. Стремление обеспечить согласованность мнений экспертов любой целой может приводить к сознательному одностороннему подбору экспертов, игнорированию всех точек зрения, кроме одной, наиболее "полюбившейся".

ДОГМА ОДНОМЕРНОСТИ. Распространен довольно примитивный подход, согласно которому объект экспертизы всегда можно оценить одним числом. Но каждый объект можно оценивать по многим показателям качества. Например, легковой автомобиль можно оценивать по таким показателям: расход бензина;  надежность; экологическая безопасность; маневренность; максимальная достигаемая скорость; длительность сохранения в салоне положительной температуры при низкой наружной температуре и выключенном двигателе; дизайн, вес, и т.д. Можно ли свести оценки по этим показателям вместе? Определяющей является конкретная ситуация, для которой выбирается автомашина. Максимально достигаемая скорость важна для гонщика, но, как нам представляется, не имеет большого практического значения для водителя рядовой частной машины, особенно в городе с суровым ограничением на максимальную скорость. Для такого водителя важнее расход бензина, маневренность и надежность. Для машин различных государственных служб, видимо, надежность важнее, чем для частника, а расход бензина - наоборот. Для районов Крайнего Севера важна теплоизоляция салона, а для южных районов - нет. И т.д. Таким образом, важна конкретная (узкая) постановка задачи перед экспертами. Но такой постановки зачастую нет. А тогда "игры" по разработке обобщенного показателя качества - например, в виде линейной функции от перечисленных переменных -  не могут дать объективных выводов. 

Этапы организации и проведения экспертного опроса:

  • Формирование рабочей группы
  • Уточнение программы исследования, постановки проблемы
  • Разработка критериев отбора экспертов и собственно подбор экспертов
  • Разработка инструментария для сбора информации
  • Пилотажное интервью, доработка инструментария
  • Организация доступа к экспертам, проведение договоренности о встрече
  • Проведение сбора экспертной информации
  • Обработка и анализ экспертной информации
  • Подготовка отчета, экспертного заключения, рекомендаций по решению заявленной проблемы

 

Социометрический метод – метод опроса, направленный на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств (симпатий или антипатий) среди участников малой группы.

Яков Морено разработал методику для  диагностики отношений внутри малой  группы. Малая группа –10-15 чел., люди собраны вместе, сознают свою общность, выполняя совместную деятельность.

Выбор – выраженное желание индивида сотрудничать с другим индивидом.

Отклонение – нежелание сотрудничать.

Социометрический критерий: выбор/отклонение высказывается не абстрактно, а по отношению к определенному виду деятельности.

Социометрический критерий – вопросы, ответы на которые служат основанием для выявления взаимоотношений в группе («кого бы вы пригласили на свой День Рождения»).

Какие требования предъявляются к  социометрическим критериям?

  • Критерий должен быть понятен всем членам
  • Должен содержать конкретику, близкую всем членам
  • Должен быть сформулирован так, чтобы выявить эмоционально-психологическое отношение
  • Должен выглядеть практично, должен позволить внести практические изменения

Виды социометрических критериев:

 

Коммуникативные

Реальные отношения, как человек  видит свое окружение.

Гностические

Воображаемые - Как вы думаете, кто  бы пригласил Вас на День Рождения?

 

Официальные

Кого бы вы хотели видеть вашим  бригадиром/начальником

Неофициальные

С кем бы вы поделились своими проблемами

 

Положительные

С кем вы предпочитаете проводить  некоторую деятельность

Отрицательные

С кем бы вы не хотели…

 

Прогностический

Как вам кажется, кто пригласил  бы вас на свой День Рождения?

-

-


Требования к социометрическому  опросу:

  • Только в коллективах, имеющих опыт совместной деятельности, существующих минимально 0.5 года, оптимально 1-1,5 года.
  • Размер коллектива должен предоставлять возможность непосредственного общения – оптимально 10 человек.
  • Критерии, которые используются, должны иметь непосредственное отношение к деятельности группы.
  • Каждый участник исследования должен понимать границы группы.
  • Опрос должен проводиться не включенным в группу человеком.
  • Каждый делает выбор самостоятельно.

Процедура социометрического опроса.

    1. Подготовительный этап. Формулируется проблема, выбирается объект исследования.
    2. Исследователь непосредственно контактирует с представителями группы, выбирает социометрические критерии.
    3. Инструктаж, раздача социометрических карточек.
    4. Фаза обработки
      • Социоматрица – таблица, где строки и колонки – фамилии участников группы.
      • Социограмма – мишень, чем ближе к центру человек, тем больше выборов он получил.
      • Диаграмма – спираль, в центре человек с наибольшим количеством выборов.
      • Социометрические выборы
        • Персональные (объективные, субъективные)
        • Групповые
        • Индекс социометрического статуса: (Сумма всех позитивных выборов, которые он получил) / (Число возможных выборов)
        • Индекс эмоциональной экспансивности (Сумма всех позитивных выборов, которые он получил) / (Общее число выборов)
        • Индекс психологической совместимости (Число взаимных выборов) / (Общее число возможных выборов)
        • Индекс групповой сплоченности (Число положительных выборов) / ( nX(n-1)X1/2, где n – численность группы)
        • Индекс конфликтности (Число отрицательных выборов) / (nX(n-1)X1/2, где n – численность группы)
        • Индекс групповой экспансивности (Число положительных и отрицательных выборов) / (Число участников)

Положительные и отрицательные  стороны социометрического опроса:

+

  • Демократичность опроса
  • Возможность количественной диагностики структуры группы
  • Возможность моделирования формальных и эмоциональных отношений в группе
  • Возможность за короткое время получить и обработать наглядный количественный материал

-

  • Узкий аспект изучаемого
  • Невозможность выявления мотива
  • Опасность субъективизма (реальные отношения не всегда совпадают с полученными данными)
  • Сложная техника обработки (особенно для больших групп)
  • Последствия для групп

Информация о работе Экспертный и социометрический опросы в социологическом исследовании