Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 11:03, доклад
Экспертный опрос – опрос высококвалифицированных специалистов по исследуемой проблеме.
Применяется при исследовании трудно формулируемой задачи, осуществляется путем формирования мнений, заключений специалистов, способных восполнить недостаток или несистемность информации своими знаниями, интуицией, опытом решения подобных задач и т.д.
Экспертный и социометрический опросы в социологическом исследовании.
Экспертный опрос – опрос высококвалифицированных специалистов по исследуемой проблеме.
Применяется при исследовании трудно формулируемой задачи, осуществляется путем формирования мнений, заключений специалистов, способных восполнить недостаток или несистемность информации своими знаниями, интуицией, опытом решения подобных задач и т.д.
В социологии экспертные опросы используются, как правило, в следующих случаях:
Чем отличается экспертный опрос от массового? Эксперт высказывает профессиональное мнение о чем-либо, а респондент – о себе. Отличие в объекте.
Классификация экспертного опроса.
Мозговой штурм – групповой очный экспертный, обычно однотуровый опрос, направленный на поиск новых путей действия и новых идей. Обычно происходит при участии модератора или ведущего, который рассказывает о проблеме, следит за ходом дискуссии, подводит промежуточные итоги (следит за получаемыми результатами).
Мозговой штурм состоит из двух основных этапов:
Дельфи-метод – многотуровый заочный групповой опрос экспертов. Основная цель – выработка прогнозов, сценариев развития событий, оценок складывающейся ситуации. Состоит из следующих этапов:
Основные опасности экспертного опроса: догма согласованности и догма одномерности.
ДОГМА СОГЛАСОВАННОСТИ. Часто без всяких оснований считается, что решение может быть принято лишь на основе согласованных мнений экспертов. Поэтому исключают из экспертной группы тех, чье мнение отличается от мнения большинства. При этом отсеиваются как неквалифицированные лица, попавшие в состав экспертной комиссии по недоразумению, так и наиболее оригинальные мыслители, глубже проникшие в проблему, чем большинство. Следовало бы выяснить их аргументы, предоставить им возможность для обоснования их точек зрения. Вместо этого их мнением пренебрегают. Стремление обеспечить согласованность мнений экспертов любой целой может приводить к сознательному одностороннему подбору экспертов, игнорированию всех точек зрения, кроме одной, наиболее "полюбившейся".
ДОГМА ОДНОМЕРНОСТИ. Распространен довольно примитивный подход, согласно которому объект экспертизы всегда можно оценить одним числом. Но каждый объект можно оценивать по многим показателям качества. Например, легковой автомобиль можно оценивать по таким показателям: расход бензина; надежность; экологическая безопасность; маневренность; максимальная достигаемая скорость; длительность сохранения в салоне положительной температуры при низкой наружной температуре и выключенном двигателе; дизайн, вес, и т.д. Можно ли свести оценки по этим показателям вместе? Определяющей является конкретная ситуация, для которой выбирается автомашина. Максимально достигаемая скорость важна для гонщика, но, как нам представляется, не имеет большого практического значения для водителя рядовой частной машины, особенно в городе с суровым ограничением на максимальную скорость. Для такого водителя важнее расход бензина, маневренность и надежность. Для машин различных государственных служб, видимо, надежность важнее, чем для частника, а расход бензина - наоборот. Для районов Крайнего Севера важна теплоизоляция салона, а для южных районов - нет. И т.д. Таким образом, важна конкретная (узкая) постановка задачи перед экспертами. Но такой постановки зачастую нет. А тогда "игры" по разработке обобщенного показателя качества - например, в виде линейной функции от перечисленных переменных - не могут дать объективных выводов.
Этапы организации и проведения экспертного опроса:
Социометрический метод – метод опроса, направленный на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств (симпатий или антипатий) среди участников малой группы.
Яков Морено разработал методику для диагностики отношений внутри малой группы. Малая группа –10-15 чел., люди собраны вместе, сознают свою общность, выполняя совместную деятельность.
Выбор – выраженное желание индивида сотрудничать с другим индивидом.
Отклонение – нежелание
Социометрический критерий: выбор/отклонение высказывается не абстрактно, а по отношению к определенному виду деятельности.
Социометрический критерий – вопросы, ответы на которые служат основанием для выявления взаимоотношений в группе («кого бы вы пригласили на свой День Рождения»).
Какие требования предъявляются к социометрическим критериям?
Виды социометрических критериев:
Коммуникативные |
Реальные отношения, как человек видит свое окружение. | |
Гностические |
Воображаемые - Как вы думаете, кто бы пригласил Вас на День Рождения? | |
Официальные |
Кого бы вы хотели видеть вашим бригадиром/начальником | |
Неофициальные |
С кем бы вы поделились своими проблемами | |
Положительные |
С кем вы предпочитаете проводить некоторую деятельность | |
Отрицательные |
С кем бы вы не хотели… | |
Прогностический |
Как вам кажется, кто пригласил бы вас на свой День Рождения? | |
- |
- |
Требования к
Процедура социометрического опроса.
Положительные и отрицательные
стороны социометрического
+
-
Информация о работе Экспертный и социометрический опросы в социологическом исследовании