Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 04:39, биография
Биография: Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - один из общепризнанных создателей социологии как науки. В истории социологии он представлял новую и важную главу в ее развитии. Это обусловлено тем, что Дюркгейм практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии - "социальную сферу".
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - один из
общепризнанных создателей
Эмиль Дюркгейм в
течение нескольких лет
В 1887 г. Дюркгейм был назначен преподавателем «социальной науки и педагогики» на филологическом факультете Бордоского университета. Там же в 1896 г. он возглавил кафедру «социальной науки» - по существу, первую кафедру социологии во Франции.
С 1902 г. Дюркгейм преподавал
в Сорбонне, где возглавлял кафедру
«науки о воспитании», впоследствии
переименованную в кафедру «
Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он активно и непосредственно участвовал в разного рода общественных организациях и движениях. Он был человеком демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях. Многие его последователи участвовали в социалистическом движении, и сам он симпатизировал реформистскому социализму. Вместе с тем Дюркгейм был противником революционного социализма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят в результате длительной социальной и нравственной эволюции. С этих позиций он стремился примирить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.
Практическая цель его профессиональной и общественной деятельности состояла в том, чтобы вывести французское общество из тяжелого кризиса, в котором оно оказалось в последней четверти XIX в. после падения прогнившего режима Второй Империи, поражения в войне с Пруссией и кровавого подавления Парижской Коммуны.
Первая мировая война нанесла тяжелый удар по Французской социологической школе, поставив под удар общий оптимистический настрой социологии Дюркгейма.
Эмиль Дюркгейм скончался 15 ноября 1917 г. под Парижем в возрасте 59 лет, не успев завершить многое из задуманного.
2 Трактовка социальных явлений.
Социально-политические взгляды Дюркгейма носили реформаторский характер. Он выступил теоретиком буржуазно-либерального движения за всеобщую солидарность, классовый мир и согласие, боролся за отделение церкви от государства и школы от церкви.
Социология должна изучать, полагал он, социальную реальность, элементами которой является социальные факты, в совокупности создающие общество.
В социально-философской концепции Дюркгейма социология занимает центральное место среди общественных наук. Она вооружает, по его мнению, все другие общественные науки методом и теорией, на базе которых должны вестись исследования в различных областях общественной жизни.
Соотношение социологии и
философии в понимании
В теоретическом понимании общества Дюркгеймом прослеживаются две главные тенденции: натурализм и социальный реализм.
Дюркгейм проводил четкое различие между индивидуальным и коллективным сознанием.
Он называл общество богом, употреблял понятия бога и общества как синонимы с целью утвердить взамен обветшалых религиозных представлений, новые, якобы отвечающие критериям рациональности и светскости. Подчеркивая священность общества, наделяя его чертами одухотворенности, Дюркгейм хотел выразить идею морального превосходства общества над индивидами. Общество объявлялось «композицией идей», верований и чувств всякого рода, которые «реализуются через посредство индивидов».
Первое правило, которое
должно было, по мнению Дюркгейма, обеспечить
объективный подход к социальной
действительности, выражалось в принципе:
«Социальные факты нужно
Трактовать социальные явления как «вещи», разъяснял социолог, означает признавать их независимое от субъекта существование и исследовать их объективно, так, как исследуют их предмет естественные науки, цель социологической науки не сводится к описанию и упорядочению социальных фактов через наблюдаемые объективные проявления. С помощью последних устанавливаются более глубокие причинные связи и законы. Наличие закона в социальном мире свидетельствует о научности социологии, которая этот закон раскрывает, о ее родстве с другими науками.
Стремление найти объективные
закономерности социальных явлений
обусловило высокую оценку возможностей
применения статистики в социологии.
Статистические закономерности заключения
браков, колебаний рождаемости, числа
самоубийств и многие другие, которые
на первый взгляд полностью зависят
от индивидуальных причин, казались Дюркгейму
наилучшим доказательством
Одной из важнейших проблем метода Дюркгейм считал теоретическое обоснование возможностей научного объяснения социальных фактов. Он дифференцировал и применил в практике социологического исследования два рода анализа: причинный и функциональный.
Суть причинного объяснения - анализ зависимости социального явления от социальной среды.
Понятие функции было заимствовано
Дюркгеймом из биологии и означало,
что между данным физиологическим
процессом и некоторой
Однако систематически разработать метод функционального анализа Дюркгейму не удалось, и в ряде случаев он испытывал большие теоретические затруднения. Из аналогии с организмом Дюркгейм выводил также свои понятия «нормального типа» обществ, нормы и патологии, которые применял затем к интерпретации таких явлений, как преступность, кризисы и другие проявления общественной дезорганизации.
Нормальными, по Дюркгейму, являются
те отправления социального
Понимание нормального как
общепринятого и широко распространенного
вело Дюркгейма к парадоксальным
заключениям. Так, преступление, встречавшееся
во всех или в большинстве обществ,
рассматривалось им как нормальное
явление. Напротив, рост числа самоубийств
в конце 19 века и некоторые типы
экономического кризиса квалифицировалось
как патологические. При этом Дюркгейм
исходил из необходимости опираться
на определенную теорию общества и
исторического развития, имея в виду
некую идеальную, оптимальную форму
общества, по отношению к которому
следует рассматривать
3 Идея социальной солидарности.
Главной идеей, вдохновившей Дюркгейма, была идея социальной солидарности, стремление найти ответ на вопрос о том, какие связи объединяют людей в общество. Согласно Дюркгейму, силой, создающей общественное целое способствующей его сохранению, является разделение труда. Главный его тезис состоял в том, что разделение труда, под которым он понимал профессиональную специализацию, все более и более выполняет ту интегрирующую роль, которую некогда выполняло общественное сознание.
В следствии все увеличивающейся
специализации труда индивиды вынуждены
обмениваться своей деятельностью,
выполнять взаимодополняющие
В неразвитых, архаических обществах существовала механическая солидарность, поскольку люди в этих обществах были связаны чисто механически. Их солидарность определялась сходством индивидов и их общественных функций, неразвитостью индивидуальных личностных черт. Когда нет места для индивидуальных отклонений, коллективное сознание, которое в архаичном обществе целиком религиозно, регламентирует всю жизнь индивида без остатка.
Но религия в современном
обществе обнимает все уменьшающуюся
часть общественной жизни. Развитие
разделения труда, в котором появляется
все большее число самых
Разделение труда
Причиной разделения труда Дюркгейм считал рост народонаселения, обуславливающий интенсивность социальной жизни, возрастание «физической плотности», «объема» общества. Все, что неразрывно связано с увеличением «моральной или физической плотности», т.е. уровня социального взаимодействия, непреодолимо ведет к разделению труда. Нормальное состояние общества, по Дюркгейму, должно характеризоваться развитым экономическим планированием и нормативной регуляцией трудовых отношений, осуществляемой производственными корпорациями. В данном случае он отождествлял нормальное с оптимальным, наилучшим.
Наряду с нормальным состоянием общества Дюркгейм выделял «ненормальные формы» разделения труда. Одной из форм таких ненормальных состояний является такое состояние общества, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивидов. Дюркгейм искал объяснения этого состояния в неразработанности правил, регулирующих отношения между социальными функциями. Наличие нерегулируемой конкуренции, классовых конфликтов, рутинности труда и деградации рабочей силы он определял как болезни слишком быстрого роста производства и разделения труда, как побочные продукты естественной эволюции.
Преодоление «ненормальных форм» мыслилось Дюркгеймом на пути мирного разрешения конфликтов, уменьшения борьбы и конкуренции до приемлемых размеров, установления свода правил, жестко регламентирующих отношения классом, введения справедливости и равенства «внешних условий», т.е. равенства социальных возможностей и воздаяния всем по заслугам.
Анализируя проблемы «принудительного
характера» труда, морального и экономических
кризисов общества, антагонизма труда
и капитала, Дюркгейм был склонен
рассматривать их как результат
недостаточной отрегулированное отношений
между главными классами общества,
как нездоровый элемент в жизни
общества, которое в целом
4 Концепция религии.
Наиболее яркое и