Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 10:08, контрольная работа

Описание работы

Социология есть наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин «социология», образованный из латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение). В отличие от математики, физики или истории, социология конституируется как наука только в XIX веке. Но это, разумеется, не означает, что никогда ранее человечество не обращалось к социологической проблематике.

Содержание работы

1. Содержание 2
2. Введение 3
3. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма. 4
4. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма- поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества. 10
5. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии? 16
6. Заключение. 17
7. Список использованной литературы. 18

Файлы: 1 файл

контрольная работа по социологии.docx

— 41.80 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

Всероссийский заочный  финансово-экономический институт

Филиал в г. Барнауле

 

 

Кафедра

философии, истории и права 


 

 

 

 

по социологии на тему №3:

 

Эмиль Дюркгейм и его  теория эволюционного развития общества

 

 

 

 

 

Студентка

 

Специальность

 

Образование

 

№ личного дела

 

Группа

 

Преподаватель

 
   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2011

 

Содержание

 

1. Содержание 2

2. Введение 3

3. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма. 4

4. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма- поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества. 10

5. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии? 16

6. Заключение. 17

7. Список использованной литературы. 18

 

 

 

Введение

Социология  есть наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин «социология», образованный из латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение). В отличие от математики, физики или истории, социология конституируется как наука только в XIX веке. Но это, разумеется, не означает, что никогда ранее человечество не обращалось к социологической проблематике. Все социальные мыслители так или иначе задумывались о природе общественных отношений и высказывали свои соображения по этому поводу. Другое дело, что социологическая наука со своими предметом, методологией и институциональной основой действительно возникла лишь примерно 100-150 лет тому назад.

Характерно, что социология, выступая как часть  тех или иных философских учений, сама не ограничивалась лишь проблемами общества как целого, движущих сил  его развития и т.п. По сути дела она  касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного  развития, которые впоследствии стали  предметом изучения отдельных наук. На самостоятельный характер социологии указал в свое время французский  социолог Эмиль Дюркгейм. В работе « Метод социологии» он писал, что социология представляет собой  «особую и автономную науку», направленную на объективное изучение социальных фактов

Современная социология- это самостоятельная  наука об обществе как целостной  социальной системе, ее подсистемах  и отдельных элементах. Любое  общественное явление предстает  как элемент социальной системы, каковой выступает общество. В  рамках этой системы анализируются  все социальные явления и процессы, взятые в их взаимодействии.

Учение  о методе Э. Дюркгейма и концепция  социального факта. Особенности  «социологизма» Э. Дюркгейма.

Классиком «социологической школы», завоевавшем  прочные позиции во французском  обществоведении, является Эмиль Дюркгейм (1858-1917).

К числу  общих условий, необходимых для  превращения социологии в самостоятельную  науку, он относил наличие особого  предмета, изучаемого исключительно  данной наукой, и соответствующего метода исследования. Социология должна изучать, полагал он, социальную реальность, имеющую особые, только ей одной  присущие качества. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых есть общество. Эти факты и составляют предмет  социологии.

«Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является образ действия, четко определённый или нет, но способный оказывать  на индивида внешнее давление и имеющий  в то же время свое собственное  существование, независимое от него. При рождении индивид находит  готовыми законы и обычаи, правила  поведения, религиозные верования  и обряды, язык, денежную систему, функционирующие  независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно.

Дюркгейм  указывает на два основных признака социальных фактов: их объективное  существование по отношению к  отдельным индивидам и их принудительное воздействие на людей. Тем самым  Дюркгейм исходил из понимания человека как социального существа, развитие и деятельность которого проходят под  определенным воздействием на него социальных норм и предписаний.

У социальных фактов общая духовная природа и  сущность. Все они проявления группового или массового сознания. Их воздействие  на людей в конечном счете организованно  сознательно и осуществляется через  социальные институты, в том числе  правовые, религиозные и т. д. В  этой связи Дюркгейм писал, что социальный факт есть лишь там, где существует определенная организация. В учении Дюркгейма о социальных фактах содержатся важные положения для понимания  взаимодействия общества и личности, показана роль группового, коллективного  сознания. Все это, по его мнению, составляет истинный предмет социологии как науки.1[стр. 17]

Признавая ценность эмпирического наблюдения, Э.Дюркгейм в тоже время отдавал должное необходимости чисто умозрительного теоретического анализа, чтобы понять глубинные причины и истоки социальных явлений. Кроме того, он считал, что контовский закон трех стадий интеллектуальной эволюции слишком упрощенно и прямолинейно подходит к объяснению человеческой истории и ее движущих сил, поскольку в истории различных обществ просматривается гораздо большее число генеральных линий развития. Постепенно Э.Дюркгейм формирует собственный социологический метод, который наиболее отчетливо изложен в работе "Метод социологии".

Основополагающие  принципы социологии Дюркгейма часто  обозначают как «социологизм». Этот термин, несомненно, огрубляет и  упрощает представление о дюргеймовской  теории. Тем не менее, он может служить  полезным ориентиром, указывающим на некоторые существенные особенности  социологических воззрений французского ученого.

 Для  понимания дюркгеймовского «социологизма»  необходимо выделить и различать  в нем два аспекта: онтологический  и методологический. 

Онтологическая  сторона социологизма», т. е. концепция  социальной реальности, выражена в  следующих базовых положениях.

1. Социальная  реальность включена в универсальный  природный порядок; она столь же устойчива, основательна и «реальная, как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.

2. Общество - это реальность особого рода  не сводимая к другим ее  видам. Речь идет, прежде всего, о всемерном подчеркивании автономии социальной реальности по отношению к индивидуальной, т. е. биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. «...Общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность sui generis, наделенную своими особыми свойствами. Конечно, коллективная жизнь предполагает существование индивидуальных сознаний, но этого необходимого условия недостаточно. Нужно еще, чтобы эти сознания были ассоциированы, скомбинированы, причем скомбинированы определенным образом», - пишет Дюркгейм. Идея дихотомии индивида и общества красной нитью проходит через все научное творчество французского социолога. В различных его исследованиях эта дихотомия выступает в форме понятийных пар, так или иначе воплощающих противоположность этих реальностей. «Индивидуальные факты - социальные факты», «индивидуальные представления - коллективные представления», «индивидуальное сознание - коллективное сознание», «светское - священное» - таковы некоторые из основных дихотомий социологии Дюркгейма.

3. Онтологическая  сторона «социологии» но сводится, однако, к признанию основательности и автономии социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение и детерминации человеческого сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным.

В указанных  выше дихотомических парах те стороны, которые воплощают остальную реальность, безраздельно господствуют: «коллективные представления» - над индивидуальными, «коллективное сознание» - над индивидуальным, «священное» - над «светским» и т. п. Социальные факты, по Дюркгейму, обладают двумя характерными признаками: внешним существованием по отношению к индивидам и принудительной силой по отношению к ним. Общество в его интерпретации выступает как независимая от индивидов, вне- и надындивидуальная реальность. Оно - «реальный» объект всех религиозных и гражданских культов. Оно представляет собой более богатую и более «реальную» реальность, чем индивид, оно доминирует над ним и создает его, являясь источником всех высших ценностей.2[стр.139-165]

Методологический  аспект «социологизма» тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.

1. Поскольку  общество - часть природы, постольку  наука об обществе - социология - подобна наукам о природе в  отношении методологии. Ее познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук. Отсюда множество биологических и физических аналогий и понятий, а его работах, особенно ранних.

Основной  принцип его методологии выражен  в знаменитой формуле, согласно которой «социальные факты нужно рассматривать как вещи». Трактовать социальные явления как «вещи», разъяснял социолог, означает признавать их независимое от субъекта существование и исследовать их объективно, так, как исследуют их предмет естественные науки, цель социологической науки не сводится к описанию и упорядочению социальных фактов через наблюдаемые объективные проявления. С помощью последних устанавливаются более глубокие причинные связи и законы. Наличие закона в социальном мире свидетельствует о научности социологии, которая этот закон раскрывает, о ее родстве с другими науками.

2. Из  признания специфики социальной  реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата. Отсюда же и методологический принцип, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.

3. Однако  «социологизм» Дюркгейма выходит  за рамки этого методологического принципа. Поскольку в соответствии с его «социальным реализмом» общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, поскольку происходит социологизация как объясняемых, так и объясняющих фактов. Социологический способ объяснении провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающим их в себя. Социология в результате выступает не только  как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рола наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и др.

Таким образом, признание социологии специфической  наукой дополняется в «социологизме» своеобразным социологическим экспансионизмом (иногда обозначаемым как «социологический империализм»). Социология мыслилась Дюркгеймом не просто как самостоятельная социальная наука в ряду других, но и как «система, корпус социальных наук». В результате «социологизм» предстает не только как базовая социологическая концепция, но и как философское учение. Те глобальные проблемы природы морали, религии, познания, категорий мышления, которые стремился разрешить в своих исследованиях Дюркгейм, нередко выходили за рамки собственно социологической проблематики, являясь философскими в самой своей постановке. Отсюда его двойственное отношение к философии. С одной стороны, Дюркгейм отмечал в качестве одного из отличительных признаков социологического метода независимость от всякой философии; с другой - он по собственному признанию, всегда оставался философом.

Таковы  основные принципы «социологизма», посредством  которых Дюркгейм обосновывал необходимость  и возможность социологии как  самостоятельной науки. Разработку этих принципов он осуществлял в непрерывной полемике с самыми разнообразными концепциями человека и общества: спиритуалистской философией, утилитаристской этикой, индивидуалистской экономикой, биологическим редукционизмом в социальной науке. Но особенно важное значение имел его антипсихологизм, который содержал в себе одновременно критику психологического направления в социологии и стремление освободить последнюю от влияния психологии. Психологизм в то время был главным воплощением методологического редукционизма и индивидуализма; неудивительно, что именно в нем Дюркгейм видел явное и скрытое препятствие на пути становления социологии как самостоятельной науки.

Итак, необходимость  и возможность социологии как  самостоятельной науки получили метатеоретическое обоснование. Оставалось этим обоснованием воспользоваться применительно к определенным социальным явлениям, к предмету и методу новой науки.3[стр.23]  

Информация о работе Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества