Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:57, биография
Давид Эмиль Дюркгейм (фр. David Émile Durkheim; 15 апреля 1858, Эпиналь, Франция — 15 ноября 1917, Париж, Франция) — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.
В 1898—1913 годах Дюркгейм руководил изданием «Социологического ежегодника» — первого в мире специализированного научного журнала по социологии. Сотрудники этого журнала образовали научное сообщество «Французская социологическая школа», центральную проблематику которой составлял научный вопрос о социальной солидарности.
«Самоубийство», в отличие от всех других работ автора, зародилось на анализе конкретного статистического материала. Таким образом, Дюркгейм стал основоположником прикладной социологии и способствовал развитию в социологической науке количественного анализа. В работе был предложен термин «аномия» для обозначения одного из важнейших факторов, способствующих росту самоубийств. Аномия — это состояние, возникающее вследствие разрушения системы общественных норм и ценностей.
Впоследствии теорию социальной аномии развивали американский социолог Роберт Мертон, а также фрейдомарксист Эрих Фромм.
Анализ религии
Дюркгейм считал религию общественным явлением. Он считал, что религиозные явления могли возникнуть только в обществе. Сам ученый был агностиком.[2].
В своем исследовании
«Элементарные формы
Хотя при жизни Дюркгейм уступал в популярности Конту или Спенсеру, современные социологи дают его научным заслугам не менее (а многие — гораздо более) высокую оценку. Дело в том, что для его предшественников был характерен философский подход к пониманию предмета и задач социологии, а Дюркгейму удалось завершить её становление как вполне самостоятельной гуманитарной науки с собственным понятийным аппаратом, продемонстрировав возможности глубокого социологического анализа конкретных проблем.
Основные сочинения
Книга «О разделении общественного труда» представляет собой публикацию успешно защищенной докторской диссертации Эмиля Дюркгейма. Основная ее задача - доказать, что разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность, а значит, выполняет нравственную функцию. Автор уверен: разделение труда - фактор, способный объединить даже то общество, в котором традиционные верования утратили былую силу и привлекательность.
В
этой работе с позиций позитивизма
Дюркгейм, с использованием этнографических
материалов, полученных в ходе исследования
верований австралийских
«ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ» («Les formes elementaires de la vie religious») — работа Э. Дюркгейма, вышедшая в свет в 1912 в Париже. В ней Дюркгейм выступает не только как социолог, но и как один из основателей социальной эпистемологии. Дюркгейм выводит такие традиционно эпистемологические категории, как пространство, время и причинность, из социальной структуры «примитивных» обществ, обосновывая тезис о том, что «классификация вещей воспроизводит классификацию людей». Методология Дюркгейма состоит в том, что познание института возможно лишь генетически: через нахождение его элементарных форм, которые, однако, возможно эксплицировать исключительно в обращении к историческому прошлому коллектива. Дюркгейм стремится выявить те фундаментальные характеристики, которые свойственны религиозной ментальности в самом общем смысле слова, включая многообразие религиозных групп и участвующих в них индивидов, а также формы проявления религиозности — теологические диспуты, варьирующиеся ритуалы и т.д.
Для решения этой задачи Дюркгейм обращается к методологии естественных наук, в частности к биологии, где на основе непосредственного, эмпирического наблюдения за одноклеточными организмами формируется абстрактное представление и возникает категория живого как такового. Дюркгейм исходит из того, что для поисков конкретных форм абстрактной ментальности требуется анализировать однородную среду. Современность же, по его мнению, такой возможности не предоставляет в силу ее чрезвычайной комплексности, препятствующей выявлению в ней чего-то фундаментально-общего. Возвращение в прошлое как раз и облегчает такого рода редукцию. Применительно к обществу это означает, что для экспликации абстрактного-общего следует искать исторические формы коллективного-общего, которое как нечто коллективно-однородное как раз и обнаруживается в примитивных обществах, где развитие индивидуальности незначительно и ареалы групп малы. Поскольку члены родового коллективаосуществляютсходную деятельность в сходных же обстоятельствах, конформизм поведения переходит в конформизм мышления.
Этот
конформизм Дюркгейм обозначает понятием
«коллективных репрезентаций», являющих
собой результат кооперации членов
коллектива во времени и пространстве,
результат «комбинации и
Человек,
одновременно как индивид и участник
коллектива, оказывается двойственным,
и эта двойственность коррелятивна
двум родам знания. Первое — эмпирическое
и индивидуальное — связано с
единственно возможной точкой зрения
из единственно возможной
Возникающие категории, особенно причины, пространства и времени, как средства организации восприятия, словно раздробили качественно определенную неоднородность мира на количественно определяемые и воспроизводимые дистанции и моменты. Но категории, как инструменты коллективной ориентации рода, до поры до времени (до появления религии) оставались вне поля зрения коллектива. Анализируя самые разные религиозные верования, Дюркгейм обнаруживает в них общую черту, которая только и делает возможным появление категорий в указанном смысле: они предполагают классификацию явлений, идей, событий благодаря разграничению священного и повседневного.
Лишь
появление религии как своего
рода первой эпистемологии делает возможным
размышление над самими категориями,
над причинами всего