Эмиль Дюркгейм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:57, биография

Описание работы

Давид Эмиль Дюркгейм (фр. David Émile Durkheim; 15 апреля 1858, Эпиналь, Франция — 15 ноября 1917, Париж, Франция) — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.
В 1898—1913 годах Дюркгейм руководил изданием «Социологического ежегодника» — первого в мире специализированного научного журнала по социологии. Сотрудники этого журнала образовали научное сообщество «Французская социологическая школа», центральную проблематику которой составлял научный вопрос о социальной солидарности.

Файлы: 1 файл

дюркгейм.docx

— 34.17 Кб (Скачать файл)

«Самоубийство», в отличие от всех других работ  автора, зародилось на анализе конкретного  статистического материала. Таким  образом, Дюркгейм стал основоположником прикладной социологии и способствовал  развитию в социологической науке  количественного анализа. В работе был предложен термин «аномия» для  обозначения одного из важнейших  факторов, способствующих росту самоубийств. Аномия — это состояние, возникающее вследствие разрушения системы общественных норм и ценностей.

Впоследствии  теорию социальной аномии развивали  американский социолог Роберт Мертон, а также фрейдомарксист Эрих Фромм.

Анализ религии

Дюркгейм  считал религию общественным явлением. Он считал, что религиозные явления  могли возникнуть только в обществе. Сам ученый был агностиком.[2].

В своем исследовании «Элементарные формы религиозной  жизни» (1912), написанном во многом под влиянием идей Уильяма Робертсона-Смита, Дюркгейм отказывался считать религию простым продуктом заблуждения человеческого ума или самообманом. По его мнению, религия — это такая сфера человеческой деятельности, где, говоря о богах, подразумевают социальную действительность[2].

Хотя при  жизни Дюркгейм уступал в популярности Конту или Спенсеру, современные  социологи дают его научным заслугам не менее (а многие — гораздо более) высокую оценку. Дело в том, что для его предшественников был характерен философский подход к пониманию предмета и задач социологии, а Дюркгейму удалось завершить её становление как вполне самостоятельной гуманитарной науки с собственным понятийным аппаратом, продемонстрировав возможности глубокого социологического анализа конкретных проблем.

Основные сочинения

  • «Элементы социологии» (1889)
  • «О разделении общественного труда» (1893)

Книга «О разделении общественного труда» представляет собой публикацию успешно  защищенной докторской диссертации  Эмиля Дюркгейма. Основная ее задача - доказать, что разделение общественного  труда обеспечивает социальную солидарность, а значит, выполняет нравственную функцию. Автор уверен: разделение труда - фактор, способный объединить даже то общество, в котором традиционные верования утратили былую силу и  привлекательность.

  • «Правила социологического метода» (1895)
  • «Самоубийство» (1897)
  • «Элементарные формы религиозной жизни» (1912)

В этой работе с позиций позитивизма  Дюркгейм, с использованием этнографических  материалов, полученных в ходе исследования верований австралийских аборигенов, развивает свое понимание религии. Он считает, что религия представляет собой «социальный факт». Все  религиозные верования содержать  одну и ту же общую черту: классификацию  реальных или идеальных явлений  на два класса – «профанное» («мирское») и «сакральное» («священное»). По мнению Дюркгейма, религия представляет собой систему верований и обрядов, относящихся к священным вещам. Общество составляет объективно существующую реальность, являющуюся причиной, объектом и целью религиозных верований и ритуалов. Религиозные верования зарождаются в обществе, в сфере коллективных представлений.

  • «Социология и философия» (опубликовано посмертно в 1924)

 

   «ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ  ЖИЗНИ» («Les formes elementaires de la vie religious») — работа Э. Дюркгейма, вышедшая в свет в 1912 в Париже. В ней Дюркгейм выступает не только как социолог, но и как один из основателей социальной эпистемологии. Дюркгейм выводит такие традиционно эпистемологические категории, как пространство, время и причинность, из социальной структуры «примитивных» обществ, обосновывая тезис о том, что «классификация вещей воспроизводит классификацию людей». Методология Дюркгейма состоит в том, что познание института возможно лишь генетически: через нахождение его элементарных форм, которые, однако, возможно эксплицировать исключительно в обращении к историческому прошлому коллектива. Дюркгейм стремится выявить те фундаментальные характеристики, которые свойственны религиозной ментальности в самом общем смысле слова, включая многообразие религиозных групп и участвующих в них индивидов, а также формы проявления религиозности — теологические диспуты, варьирующиеся ритуалы и т.д.        

Для решения этой задачи Дюркгейм обращается к методологии естественных наук, в частности к биологии, где  на основе непосредственного, эмпирического  наблюдения за одноклеточными организмами  формируется абстрактное представление и возникает категория живого как такового. Дюркгейм исходит из того, что для поисков конкретных форм абстрактной ментальности требуется анализировать однородную среду. Современность же, по его мнению, такой возможности не предоставляет в силу ее чрезвычайной комплексности, препятствующей выявлению в ней чего-то фундаментально-общего. Возвращение в прошлое как раз и облегчает такого рода редукцию. Применительно к обществу это означает, что для экспликации абстрактного-общего следует искать исторические формы коллективного-общего, которое как нечто коллективно-однородное как раз и обнаруживается в примитивных обществах, где развитие индивидуальности незначительно и ареалы групп малы. Поскольку члены родового коллективаосуществляютсходную деятельность в сходных же обстоятельствах, конформизм поведения переходит в конформизм мышления.         

Этот  конформизм Дюркгейм обозначает понятием «коллективных репрезентаций», являющих собой результат кооперации членов коллектива во времени и пространстве, результат «комбинации и объединения  их идей». Лишь такая коллективность идей объясняет тот факт, что разум  получил возможность выйти за пределы эмпирического знания. Коллективность общей жизни ведет к тому, что  в разуме индивида локализуется «социальное  существо», общество, понимаемое Дюркгеймом как набор эпистемологических понятий, которыми оперируют члены коллектива, — пространство, время, причинность  и др.        

Человек, одновременно как индивид и участник коллектива, оказывается двойственным, и эта двойственность коррелятивна двум родам знания. Первое — эмпирическое и индивидуальное — связано с  единственно возможной точкой зрения из единственно возможной пространственно-временной  позиции. Второе — следствие надындивидуальных  возможностей восприятия, учета не только своей собственной точки  зрения и позиции, но и позиций, занимаемых др. членами коллектива. Именно такой  учет обуславливает способность  не только воспринимать, но и мыслить  категориально, т.е. производить обобщения, выражать свой опыт в словах (ведь каждое слово словно автоматически запускает  генерализацию; так, дерево как слово  или понятие превращается в переменную, пробегающую много различных  перцептивных объектов, воспринимаемых уже с гипотетической позиции Другого, что словно дополняет конкретное индивидуальное восприятие). Так, коллективность восприятия превращает презентацию того или иного индивидуального объекта в сознании в его репрезентацию.        

Возникающие категории, особенно причины, пространства и времени, как средства организации  восприятия, словно раздробили качественно  определенную неоднородность мира на количественно определяемые и воспроизводимые  дистанции и моменты. Но категории, как инструменты коллективной ориентации рода, до поры до времени (до появления  религии) оставались вне поля зрения коллектива. Анализируя самые разные религиозные верования, Дюркгейм обнаруживает в них общую черту, которая только и делает возможным появление категорий в указанном смысле: они предполагают классификацию явлений, идей, событий благодаря разграничению священного и повседневного.        

Лишь  появление религии как своего рода первой эпистемологии делает возможным  размышление над самими категориями, над причинами всего существующего, в качестве которых выступают  те или иные сакральные силы, боги и  духи; над пространством как над  границей между родовым обществом  и природой, которые символизируются  и тематизируются в тотемистических верованиях; над религиозно осмысляемым временем как над границей между прошлым героев и предков и будущей загробной жизнью души.


Информация о работе Эмиль Дюркгейм