Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 10:27, доклад
В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно–нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно– досуговых центров.
1. Характеристика проблемы
В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно–нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно– досуговых центров.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно–досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно–трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно–восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.
Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его не регламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи [1, c.7].
Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток–шоу, КВН, однако, не всегда культурно–досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.[12, c.64]
Совершенствования деятельности культурно–досугового центра по организации досуга сегодня является актуальной проблемой. И ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, подходы к модели и профессии клубного работника, содержание деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга.
Многие сейчас утверждают, что современные подростки совершенно не читают книги. Сегодня есть очень много литературы, которая интересна молодому поколению. В литературе, как и в любом другом виде искусства постоянно появляются новые направления, например такое направление как «фэнтези» [4,c.34].
Многие считают, что в настоящее время сократилась доступность культурных ценностей. Тормозятся процессы разработки и реализации программ целевого использования учреждений культуры. Слабое финансирование учреждений культуры за счет бюджетных средств, привело к резкому их сокращению.
С другой стороны, существование огромного количества свободного времени (ранее оно заполнялось отправками в колхозы, стройотряды, различного рода партийными собраниями и сборами, кружками по интересам и мн.др., т.е. досуг молодежи был организован) заставляет молодых людей самим себе его организовывать. Социальная незадейственность, провоцирует развитие антисоциального поведения. «От нечего делать» сегодня совершаются большинство хулиганских выходок и посягательств; употребление алкогольных, наркотических и токсических средств. Таким образом, молодые люди, «принадлежащие сами себе», склонны к поведению, не согласующемуся с нормами и ценностями общества, в большей степени, чем включенные в общественные процессы, жизнь. Не нужда, потребность в предметах первой необходимости заставляют молодых людей вступить сегодня на путь криминала. Вседозволенность, распущенность, желание позабавиться, «оторваться», продемонстрировать свою силу и мощь, «крутизну», зачастую проявляемые сами по себе – просто так, «от нечего делать», подкрепленные иждивенческой установкой к жизни, являются основными причинами небывалого роста правонарушений среди людей молодого возраста [2, c.265].
Рассмотрим досуговую активность в Российской Федерации. За прошедшие 10 лет мы наблюдаем рост досуговой активности молодого поколения России практически по всем направлениям, а по некоторым способам заполнения свободного времени динамика заметно опережающая. Это касается, прежде всего, тех самых форм внедомашнего досуга, который так популярен среди современной молодежи и характеризует активный тип социальной жизни. Произошел троекратный рост в процессе использования компьютерной техники в бытовых и информационных целях, в два раза возросли занятия спортом, фитнесом, тренировками, в два раза чаще молодые россияне стали посещать концерты, кино, театры и практически на порядок чаще они стали проводить свое свободное время в ночных клубах, дискотеках, кафе–барах. Даже по таким традиционным досуговым пристрастиям как современная музыка и интерес к телевидению ощущается заметный рост [3, c.118].
Рассмотрим динамику досуговых предпочтений молодого поколения за последние несколько лет (рис.1).
Рис. 1 Динамика досуговых предпочтений молодого поколения за 1997г. и 2007г.
Тем не менее, не стоит переоценивать динамику досуговой активности российской молодежи, поскольку, во–первых, досуг и социальная жизнь молодого поколения сильно отличаются от досуга и социальной жизни «поколения отцов». И в первую очередь это касается внедомашней досуговой активности. Развлекательное, рекреационное, культурное времяпровождение вне дома в российских условиях становится преимущественно «молодежным». Существенно реже старшее поколение посещает театры, музеи, концерты, позволяет себе выход в кафе или ресторан [7, c.35].
2. Цель. Задачи проекта
Цель проекта.
Выявить молодежь с нереализованным творческим и социальным потенциалом, а также неформальных молодёжных лидеров и потенциальных волонтёров для организации их досуга и реализации различных акций и проектов, мероприятий.
Задачи проекта.
Участники проекта:
Продолжительность реализации проекта: проект рассчитан на 2 года.
Источники финансирования. Бюджетный.
Этапы реализации проекта
Организационный:
Научно – исследовательский:
Продуктивный:
Заключительный:
3. Мероприятия
Данный проект будет долгосрочным (2 года). Предполагается, что основными мероприятиями первого года реализации данного проекта будут:
Во второй год реализации данного проекта предполагается разработать следующие программы:
4. Ресурсное обеспечение проекта
Достижение поставленной цели проекта предусматривает целенаправленную и согласованную творческую деятельность коллектива единомышленников с привлечением инициативных и творческих студентов юридического колледжа, заинтересованных в создании молодёжного клуба. Реализация социально–педагогического проекта будет проводится на базе Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Туймазинский государственный юридический колледж (ГАОУ СПО ТГЮК). В данном учебном заведении работают 54 преподавателя, среди которых 83% высококвалифицированные специалисты (имеют высшую, первую и вторую квалификационные категории).
Также необходимым компонентом в реализации данного проекта будут иные учебные заведения такие как: Государственное образовательное учреждения среднего профессионального образования Туймазинский Государственный педагогический колледж (ГОУ СПО ТГПК). В данном учебном заведении имеются также преподаватели, которые будут играть важную роль в формировании и создании группы молодых студентов.
Важным аспектом при реализации данного проекта будет инициативная группа студентов, которые помогут провести анкетирование, выявить наиболее уязвимые стороны, определить основные проблемы. Это будут студенты 1 и 2 курсов.
Предполагается, что основными ожидаемыми результатами первого года реализации данного проекта будут:
Во второй год ожидаемыми результатами данного проекта будут являться:
6. Литература