Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 18:01, реферат
Классический психоанализ сложен, юнгианский психоанализ запутан, а люди всегда тянутся к чему-то простому и понятному. Как формулировал сам автор данного подхода, Эрик Берн, трансактный анализ – это упрощенный, дешевый вариант психоанализа, «психоанализ для домохозяек». Последователи трансактного анализа называют его коротко: ТА ("тэа").
Введение 3
Эрик Берн 4
Теория трансакционного анализа 8
Заключение 17
Список литературы 20
• позитивными: "Вы мне симпатичны", "Какая вы милая";
• негативными: "Ты мне неприятен", "Ты сегодня плохо выглядишь";
• условными (касаются того, что человек делает и подчеркивают результат): "Вы хорошо это сделали", "Ты бы мне больше нравился, если бы..."
• безусловными (связаны с тем, кем человек является): "Вы специалист высшего класса", "Я принимаю тебя таким, какой ты есть";
• фальшивыми (внешне они выглядят как позитивные, а на самом деле оказываются ударами): "Вам, конечно же, понятно, что я вам говорю, хотя вы и производите впечатление недалекого человека", "Вам очень идет этот костюм, обычно костюмы на вас висят мешками".
Любое взаимодействие людей
содержит поглаживания и удары, они
составляют банк поглаживаний и ударов
человека, который во многом определяет
самооценку и самоуважение. Каждый
человек нуждается в
"Трансакции" - все
взаимодействия с другими
Перекрестные трансакции
начинаются взаимными упреками, едкими
репликами и заканчиваются
"Вымогательство" - способ
поведения, с помощью которого
люди реализуют привычные
"Запреты и ранние
решения" - одно из ключевых
понятий, означающее послание, передающееся
в детстве от родителей к
детям из "эго-состояния" "Ребенок"
в связи с тревогами, заботами
и переживаниями родителей.
"Жизненный сценарий"
- это жизненный план, напоминающий
спектакль, который личность
родительские послания (социальные нормы, запреты, правила поведения). Дети получают от родителей вербальные сценарные сообщения как общего жизненного плана, так и касающиеся различных сторон жизни человека: профессиональный сценарий, сценарий женитьбы-замужества, образовательный, религиозный и т.д. При этом родительские сценарии могут быть: конструктивными, деструктивными и непродуктивными;
• ранние решения (ответы на родительские послания);
• игры, которые реализуют ранние решения;
• вымогательства, которыми оправдываются ранние решения;
• ожидание и предположение того, чем закончится пьеса жизни.
"Психологическая позиция
или основная жизненная
1. "Я благополучен - ты
благополучен" - это позиция полного
довольства и принятия других.
Человек находит себя и свое
окружение благополучным. Эта
позиция удачливой, здоровой
2. "Я неблагополучен -
ты неблагополучен". Если человек
был окружен вниманием, теплом
и заботой, а затем в силу
каких-то жизненных
Эта позиция безнадежного
отчаяния, когда жизнь воспринимается
бесполезной и полной разочарований.
Такая позиция может
психиатрических и соматических стационарах, в местах лишения свободы. Для них типичны все нарушения здоровья, вызванные саморазрушающим поведением: непомерное курение, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами. Человек с такой установкой считает, что и его жизнь и жизнь других людей вообще ничего не стоит.
3. "Я неблагополучен -
ты благополучен". Человек с
негативным образом
4. "Я благополучен - ты
неблагополучен". Эта установка
надменного превосходства.
Трансактный анализ включает:
• Структурный анализ - анализ структуры личности.
• Анализ трансакций - вербальных и невербальных взаимодействий между людьми.
• Анализ психологических игр, скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу -выигрышу.
• Анализ сценария (скрипт-анализ) индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует.
В основе коррекционного взаимодействия лежит структурный анализ "эго-позиции", который предполагает демонстрацию взаимодействия с помощью техники ролевых игр.
Особо выделяются две проблемы: 1) контаминации, когда смешиваются два разных "эго-состояния", и 2) исключения, когда "эго-состояния" жестко отграничены друг от друга.
В трансактном анализе используется принцип открытой коммуникации. Это означает, что психолог и клиент разговаривают на простом языке, обычными словами (это значит, что клиент может читать литературу по трансактному анализу).
Цели коррекции. Главная
цель - помощь клиенту в осознании
своих игр, жизненного сценария, "эго-состояний"
и при необходимости принятие
новых решений, относящихся к
поведению построения жизни. Сущность
коррекции заключается в том,
чтобы освободить человека от выполнения
навязанных программ поведения и
помочь ему стать независимым, спонтанным,
способным к полноценным
Целью также является достижение клиентом независимости и автономии, освобождение от принуждения, включенность в настоящие, свободные от игр взаимодействия, допускающие откровенность и близость.
Конечная цель - достижение автономии личности, определение своей собственной судьбы, принятие ответственности за свои поступки и чувства.
Позиция психолога. Основная задача психолога - обеспечить необходимый инсайт. А отсюда требование к его позиции: партнерство, принятие клиента, сочетание позиции учителя и эксперта. При этом психолог обращается к "эго-состоянию" "Взрослый" в клиенте, не потакает капризам "Ребенка" и не успокаивает разгневанного "Родителя" в клиенте.
Когда психолог использует излишне много терминологии, непонятной клиенту, считается, что этим он стремится защититься от собственной неуверенности от проблем.
Требования и ожидания от клиента. Основным условием работы в трансактном анализе является заключение контракта. В контракте четко оговариваются: цели, которые клиент ставит перед собой; пути, по которым эти цели будут достигаться; предложения психолога по взаимодействию; список требований к клиенту, который тот обязуется выполнять.
Клиент решает, какие убеждения, эмоции, стереотипы поведения он должен изменить в себе, чтобы достигнуть намеченных целей. После пересмотра ранних решений клиенты начинают думать, вести себя и чувствовать по-другому, стремясь приобрести автономию. Наличие контракта предполагает взаимную ответственность обеих сторон: психолога и клиента.[3]
Заключение
Область применения трансактного анализа очень широка: клиническая психиатрия, групповая, индивидуальная и семейная психотерапия, коммуникационный тренинг и подготовка управленческих кадров. В качестве достоинств трансактного анализа отмечают доступную терминологию, которая позволяет работать с разными категориями людей. Трансактный анализ легко сочетать с другими направлениями психологии. Особенно часто этот подход комбинируют с гештальт-терапией и психодрамой.
Положительной стороной данного вида терапии является и то, что ответственность за изменения несет пациент. Заключение контракта и постановка определенной цели - еще один плюс трансактного анализа. Это дает возможность терапевту и пациенту определить, после достижения каких результатов можно завершить терапию. Между тем, трансактный анализ критикуют за его упрощенность и схематизм, а также отсутствие разработанной методики практической работы и недостаточное количество эмпирических исследований.
Тем не менее, данное направление
продолжает развиваться и находить
все новые области применения.
Так, недавно получил
В России переводятся и издаются книги учеников Э. Берна. В 2005 г. в Москве был открыт Институт Трансактного Анализа, объединивший российских психотерапевтов, психологов-консультантов, бизнес-тренеров и других профессионалов в данной области. Таким образом, трансактный анализ сохраняет свое место и роль в современной психотерапии.[4]
Опрос ФОМ. «Любовь или ревность?»
Треть опрошенных (37%) утверждают, что лично им чувство ревности неведомо – они никогда и никого не ревновали. Признают, что им приходилось испытывать ревность, 57% опрошенных – причем две пятых из них (22% по выборке) говорят, что такое случалось часто.
В целом по выборке половина респондентов, хотя бы однажды переживавших чувство ревности (27%), сами себя считают ревнивыми, а половина (30%) – неревнивыми. А вот среди тех, кто чувство ревности испытывал часто, ревнивыми себя называют более четырех пятых. Иными словами, большинство ревнующих россиян, по всей видимости, склонны считать ревность чертой собственного характера, а не чувством, вызванным, скажем, провоцирующим поведением любимого человека. И в целом считающие себя ревнивцами несколько чаще говорили, что в жизни им собственная ревнивость мешала, чем утверждали обратное – хотя и ненамного чаще: 15% против 11%.
Любопытно, но, согласно данным, статистически ревнивость никоим образом не связана с полом. Значимым параметром оказался возраст: чем моложе люди, тем чаще они заявляют, что это чувство им знакомо и присуще. Так, среди респондентов пожилого возраста почти половина (47%) утверждают, что никогда не испытывали ревности, среди молодых же об этом говорят только треть (30%). Последние, кроме того, со значительно большей готовностью признают себя ревнивцами. Возможно, сегодня ревность стала считаться более приемлемым чувством, нежели раньше? Впрочем, можно выдвинуть и другие гипотезы, объясняющие обнаруженные возрастные различия, но каждая из них требует проверки.
Информация о работе Эрик Берн о механизмах социальной регуляции поведения человека