Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:32, реферат
Это произведение строится в форме диалога-спора, разделенного на три части, суть которого – в толковании сущности войны, истории, нравственности. Прочитав это произведение, я поняла, что нельзя рассматривать все три разговора по отдельности, т.к. все три части диалога взаимосвязаны, и я считаю неадекватным отделять их друг от друга. Действие происходит в саду одной из вилл, «что, теснясь у подножия Альп, глядятся в лазурную глубину Средиземного моря», где случайно сошлись «этою весною пятеро русских: старый боевой генерал; «муж совета», отдыхающий от теоретических и практических занятий государственными делами, - я буду называть его политиком; молодой князь, моралист и народник, издающий разные более или менее хорошие брошюры по нравственным и обществен
Эссе по произведению В.С.Соловьева «Три разговора»
выполнила студентка 204 группы
Сальная Анастасия
Москва 2012
Это произведение строится
в форме диалога-спора, разделенного
на три части, суть которого – в
толковании сущности войны, истории,
нравственности. Прочитав это произведение,
я поняла, что нельзя рассматривать
все три разговора по отдельности,
т.к. все три части диалога
Первый разговор начался в отсутствие автора по поводу какой-то газетной статьи или брошюры насчет литературного похода против войны и военной службы, что «по следам гр. Толстого ведется ныне баронессою Зуттнер и м-ром Стэдом». Первым разговор заводит Генерал: «Существует теперь или нет христолюбивое и достославное российское воинство? Спокон веков всякий военный человек знал и чувствовал, что служит делу важному и хорошему. Это наше дело всегда освящалось в церквах, прославлялась молвою. … И вот мы вдруг узнаём, что всё это нам нужно забыть, а дело, которому мы служили и гордились, объявлено дурным и пагубным, оно противно Божьим заповедям…». В спор с ним вступает князь, который негативно относится к войне и военной службе. Его позиция заключается в одной из семи христианских заповедей: «не убий», также он считает, что «убийство есть зло, противное воле Божией, запрещенное издревле заповедью Божиею», что оно «ни под каким видом и ни под каким именем не может быть нам позволительно и не может перестать быть злом, когда вместо одного человека убиваются под названием войны тысячи людей». Генерал же доказывает, что армии непременно нужна полная уверенность в том, что война есть дело святое, благодаря чему в войсках будет воспитываться боевой дух. Далее разговор принимает форму рассмотрения самой войны как неизбежного зла бедствия, терпимого в крайних случаях. Участвующий в этой полемике Политик замечает, что все святые русской церкви принадлежат лишь к двум классам: либо к монахам, либо к воинам. А значит христианские народы, «по мысли которых святцы делались», военную профессию уважали и ценили. Вразрез этому идет мысль Князя, который заявил, что христианство, безусловно, осуждает войну. А сам он считает, что война и военщина – «безусловное и крайнее зло, от которого человечество должно непременно и сейчас же избавиться», что, с его точки зрения, приведет к торжеству разума и добра.
И тут свое мнение высказывает
г-н Z. Он рассуждает на тему того, что
война не есть безусловное зло, и
что мир не есть безусловное добро,
то есть бывает хорошая война, значит,
возможен дурной мир. Здесь можно
увидеть разницу между
Далее Генерал рассказывает своим собеседникам об одном сражении на Аладжинских высотах (что было на войне с турками), в котором отряд Генерала разбил армию башибузуков, захвативших одну армянскую деревню и заживо сжигавших на кострах мирное население. На что Князь замечает, каким же образом война может быть честным и святым делом, когда это борьба «одних разбойников с другими». Но Генерал с ним не согласен. Он считает, «что умри я тогда - прямо предстал бы перед Всевышнем со своими тридцатью семью убитыми казаками, и заняли бы мы свое место в раю рядом с добрым евангельским разбойником». И тут г-н Z поднимает вопрос о религии, Христе, который «не подействовал силою евангельского духа, чтобы пробудить добро, сокрытое в душах Иуды, Ирода, еврейских первосвященников и, наконец, того злого разбойника, о котором обыкновенно как-то совсем забывают, когда говорят о его добром товарище». Далее он рассказывал о двух отшельниках, спасавшихся в Нитрийской пустыне, которым «однажды удалось диаволу вложить в душу, обоим за раз, одно намерение, и они, не говоря друг другу ни слова, забрали свою работу - корзинки и постилки из пальмовых листьев и ветвей - и отправились вместе в Александрию». Там они продали свою работу и три дня и три ночи кутили с пьяницами и блудницами, после чего вернулись в свою пустыню. После случившегося один из них впал в уныние, а другой продолжил вести праведную жизнь. Мораль этого рассказа заключается в высказывании друга г-на Z Варсонофия: «: В день 539 раз греши, да, главное, не кайся, потому согрешить и покаяться - это всякий может, а ты греши постоянно и не кайся никогда; потому ежели грех - зло, то ведь зло помнить - значит быть злопамятным, и этого никто не похвалит. Грех один только и есть смертный - уныние, потому что из него рождается отчаяние, а отчаяние - это уже, собственно, и не грех, а сама смерть духовная».
Далее дискуссия снова
возвращается к теме войны. Политик
твёрдо убеждён в том, что нельзя
оспаривать исторического значения
войны, как главного средства, которым
создавалось и упрочивалось государство.
Он полагает, что не существует такого
государства, которое было бы создано
и укреплено без военных
Он приводит в пример Северную Америку, которой пришлось завоевывать свою политическую независимость путём долголетней войны. Но князь замечает, что это говорит о «неважности государства», что война не несёт в себе великого исторического значения для создания государства. Политик, в свою очередь, пытается доказать, что военный период истории кончился. Несмотря на то, что о немедленном разоружении не может быть и речи, «ни мы, ни наши дети больших войн - настоящих европейских войн - не увидим, а внуки наши и о маленьких войнах - где-нибудь в Азии или Африке - также будут знать только из исторических сочинений». Он приводит в пример время Владимира Мономаха, «когда приходилось ограждать будущность новорожденного русского государства от половцев, потом от татар». Теперь России подобные вещи не грозят, следовательно, война и военные просто не нужны. Сейчас, считает Политик, война имеет смысл где-нибудь в Африке или Средней Азии. И снова он возвращается к мысли о «святых воинах». Вот как он говорит: «Наши святые воители были все князья киевской и монгольской эпохи, а генерал-лейтенантов или даже генерал-поручиков между ними я что-то не припомню». В подтверждение своих слов он приводит в пример Александра Невского и Александра Суворова.
Александр Невский сражался за национально-политическую будущность своего отечества, поэтому он - святой. Александру Суворову, напротив, спасать Россию не приходилось. Спасение же России от Наполеона (с ним «можно было бы договориться») - это патриотическая риторика. Следующая интересная мысль состоит в том, что современные нации перестают уметь воевать, а сближение России с Францией - выгодно, это – «союз мира и предосторожности». Ему парирует Генерал, говоря, что если снова столкнуться две военные нации, то «опять пойдут бюллетени», и военные качества всё равно нужны. На это высказывание Генерала Политик прямо заявляет: «Как в теле ненужные органы атрофируются, так и в человечестве: воинственные качества стали не нужны, вот они и исчезают».
В свою очередь, Политик видит решение этих проблем в том, чтобы взяться за ум и вести хорошую политику, например, с Турцией: «Ввести Турцию в среду культурных наций, помочь туркам образоваться и стать способными справедливо и гуманно управлять теми народами, которые по взаимной дикой вражде не в состоянии мирно управиться со своими делами». Здесь идёт сравнение с Россией, где было отменено крепостное право. В чём же тогда состоит особая задача русской политики в восточном вопросе? Тут Политик предлагает идею, что все европейские нации должны быть солидарны в интересе культурного расширения. Но Генерал, как воевавший человек, не верит в солидарность. На что Политик заявляет, поскольку мы сами европейцы, потому должны быть солидарны с другими европейскими нациями. Однако не все собравшиеся считают, что русские - европейцы. К примеру, г-н Z утверждает что «Европа, то есть совокупность германо-романских народов, есть действительно один солидарный в себе культурно-исторический тип, но что мы-то к нему не принадлежим, а составляем свой особый греко-славянский». И Политик вновь заявляет, что Россия - великая окраина Европы в сторону Азии, то есть азиатский элемент в природу нашу вошёл, второю душою сделался. И чтобы разобраться во всём «необходимо было, чтобы решительно одолела и возобладала одна душа, и, разумеется, лучшая, то есть умственно более сильная, более способная к дальнейшему прогрессу, более богатая внутренними возможностями».
В тот период необходима
была война, которая тогда была делом
святым. А теперь наступает эпоха
мира и распространения повсюду
европейской культуры. И в этом
Политик видит сам смысл
Как это преодолеть? Дама предполагает, что нужно заботиться о том, чтобы в людях было больше добра. Борьба добра и зла неизбежна.
Черту подводит Князь цитатой из Евангелие: «Ищите Царства Божия и правды его, а остальное приложится вам».
Итак, проанализировав данное произведение, можно резюмировать следующим образом: Князь и Политик выступают как поборники прогресса, их позиция такова: все к лучшему в этом лучшем из миров. Политик придерживается позитивистской трактовки истории и «нравственного порядка» как результата естественного и необходимого прогресса общества (во втором разговоре). Но такой прогресс не дает объяснения истории - это всего лишь «тень тени». История – бессмысленный процесс.
Князем (в третьем разговоре) этот смысл привносится: это - построение града Божьего на земле. Какую же точку зрения поддерживает сам автор «Трёх разговоров»? На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа, поскольку ещё в предисловии Соловьёв признаётся в том, что, хотя в большей степени принимает, безусловно религиозный взгляд, выраженный в рассуждениях г-на Z (самого, на мой взгляд, загадочного собеседника) и в повести отца Пан София, всё-таки признаёт относительную правду и за двумя другими: религиозно-бытовой позиции Генерала и культурно-прогрессивной Политика.
Информация о работе Эссе по произведению В.Соловьева "Три разговора"