Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 00:06, доклад
Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом (1798 – 1857) в 1842 г. в его главном произведении «Курс позитивной философии».
Он считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Этот организм, по его мнению, действовал в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию О. Конт разделял на социальную статику (описывающую взаимоотношения между социальными институтами) и социальную динамику (раскрывающую законы изменения общества).
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Доклад
по дисциплине: «Социология»
«Этапы развития Западной социологии»
Выполнила: студентка
группы ВН2-1а
Мардасова С.И.
Проверила: доцент
Авдеева А.И.
Москва 2013
Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом (1798 – 1857) в 1842 г. в его главном произведении «Курс позитивной философии».
Он считал, что
социология должна
Социология должна использовать, по Конту, следующие методы:
- наблюдение за ходом проистекания общественных процессов;
- эксперимент,
т.е. наблюдение за
- сопоставление жизни человечества с животным миром;
- сравнение жизни разных стран и народов по определенным показателям;
- исторического
анализа, сопоставления разных
состояний человечества или
Две идеи, берущие начало в работах Конта, четко просматриваются в ходе развития социологии:
1) применение научных методов для изучения общества;
2) практическое использование
науки для осуществления
Основные произведения: «Курс позитивной философии» (1842), «Система позитивной политики» (1850—1854).
Значение Конта. Парадокс заключается в том, что, будучи фактически основоположником социологии как дисциплины, Конт не считается классиком, то есть его учение не является основой какого-либо из ныне существующих основных направлений в социологии.
Г.Спенсер был одним из самых ярких представителей натуралистической ориентации в социологии, утверждавший, что «невозможно рациональное понимание истин социологии без рационального понимания истин биологии». Опираясь на эту идею, Г.Спенсер развивает два важнейших методологических принципа своей социологической системы: эволюционизм и органицизм.
Эволюция для английского
социолога -- это универсальный процесс,
одинаково объясняющий все
С принципом эволюционизма
в спенсеровской социологии
Английский мыслитель выделил в обществе три различные подсистемы:
1) поддерживающую, обеспечивающую производство источников питания (экономика);
2) распределительную,
3) регулирующую, обеспечивающую подчинение отдельных частей целому (государственная власть).
Основные произведения Г. Спенсера: «Социология как предмет изучения», «Основные начала», «Основания социологии». (1896).
Судьба воззрений. Взгляды Спенсера, популярные в свое время, позже были отвергнуты, а во второй половине XX в. вновь наметился интерес к его теории, поскольку Спенсер оказался важным предшественником структурного функционализма и системного анализа, занявших первостепенное место в современной социологии
Э. Дюркгейм пытался
показать, что общество обладает
собственной реальностью,
Суть в его
философско-социологической
Главные работы: «О разделении общественного труда» (1893; русск. перев. 1900), в которой решается вопрос о том, как в современном обществе с присущей ему дифференциацией функций и профессий, сохранить общезначимую мораль; «Самоубийство» (1897; русск. перев. 1912), содержащая анализ аномии; «Элементарные формы религиозной жизни» (1912), в которой анализируются религиозные верования как основа упорядоченности примитивного общества. Основатель и издатель «Социологического ежегодника» (1897—1913), вокруг которого объединился ряд ученых, занимавшихся социологией. «Метод социологии" (1895).
Значение
работ Дюркгейма для
Ф. Теннис является родоначальником формально-аналитической школы в социологии. Ее представители (Г. Зиммель, Л. фон Визе) видели главную задачу в конструировании абстрактно-теоретических схем, предназначенных для анализа любых явлений прошлого и настоящего.
Основу теоретической социологии образуют два ключевых понятия «община» и «общество», которые строятся как парные дихотомические термины, обладающие противоположным содержанием.
В основу дихотомии двух типологических общественных устройств он положил характер господствующих в них общественных (межличностных отношений).
Отношениям типа «община»
присущи такие черты как
Межличностные отношения типа «общество» характеризуется противоположными свойствами - формально-рациональными отношениями между людьми, расчетливостью, ориентацией на получение выгоды и коммерческого успеха.
Источником двух противоположных типов социальных связей выступает воля человека. В «общине» господствует «естественная» воля, в «обществе» - рациональная.
Основные произведения:. Главный труд, “Общность и общество» (1887).
Значение Тенниса в социологиия: Последующая германская социология взяла на вооружение противоположность “общности – общества” как универсальную мыслительную схему, открывающую путь к критике современности на базе противоположностей культуры и цивилизации, естественно-органического и искуcственно-механического (технического). В той или иной мере концепция Тённиса оказала влияние на большинство социологических доктрин 20-х годов, особенно на германскую “социологию знания”.
По мнению М. Вебера,
социология должна учитывать
субъективные аспекты
Выделял четыре основных типа социальных действий:
1) целерациональный, в котором имеют место соответствие целей и средств действия;
2) ценностно-рациональный, в котором действие совершается ради какой-то ценности;
3) аффективный, базирующийся на эмоциональных реакциях людей;
4) традиционный, происходящий в соответствии с традициями и обычаями.
М. Вебер утверждал,
что в процессе развития
Большой вклад внес
М. Вебер в развитие
Основные произведения: «Хозяйство и общество» (1919); «Протестантская этика и дух капитализма» (1904); «Хозяйственная этика мировых религий» (1920); «Социология религии (типы религиозных сообществ)» (1921).
Судьба веберовских воззрений:
- Стал признанным классиком социологии.
- Современная американская
социология сформировалась в
значительной степени
- В 70-е годы прошлого
века воззрения в западной
социологии вернулась мода на
Вебера – это явление было
некоторыми названо «
В своих работах Г. Зиммель описал и проанализировал множество «чистых» форм социальности, касающихся различных сторон социальных процессов: господство, подчинение, соревнование, моду, конфликт и т.д., социальные типы личности: «циника», «аристократа», «бедняка», «кокотку» и т.д.
Г. Зиммель известен своими оригинальными исследованиями социального конфликта, феномена моды, городской жизни, культуры и др. В отличии от социал-дарвинистов и марксистов, рассматривающих конфликт как средство борьбы различных социальных групп, немецкий, социолог привлек внимание к позитивным функциям и интегративным аспектам.
Основные работы: «Проблемы философии истории» (1892), «Философия денег» (1900), «Социология» (1908), «Конфликт современной культуры» (1918). В 1906 г. вышла его работа «Религия».
Значение для социологии: Зиммель превосходил ряд существенных положений современной социологии групп. Вошел в историю как один из главных представителей формальной социологии и в этом качестве следует в первую очередь рассматривать его значимость для всей социологии. Он способствовал разработке концептуального аппарата социологии, строгости в определении ее главных понятий. Формальная социология оказала существенное влияние на формирование структурно-функционального анализа, символического интеракционизма и других более поздних направлений социологии, в том числе современных.