Этические аспекты
социальной работы с бывшими
заключенными
Несколько последних десятилетий
были ознаменованы процессами
широкого распространения идеи
международного гуманитарного права
и применением прав человека
на практике. В отечественной
академической традиции социальной
работы и социальной политики
проблема этнических различий
становится предметом специального
обсуждения.
Как и все объекты социальной
работы, бывшие заключенные требуют
особого этического подхода при
работе с ними. Одним из аспектов
продуктивной социальной работы
с заключенными является применение
адекватных ситуации профессионально-этических
норм и правил.
Специфика бывшего заключенного
состоит в том, что он пребывал
определенное количество времени
(длительность назначенного судом
срока) в обстановке в которой
сформировалась сложная субкультура
которая «проникает» в сознание
заключенных за очень короткий
промежуток времени. К данной
субкультуре можно в частности
отнести принципы, правила поведения,
нормы которые в обществе заключенных
являются нормой (приложение №5).
Все это настолько прочно
усваивается в заключенном, что,
даже выйдя на волю их мест
лишения свободы он продолжает
следовать этим нормам.
Поэтому встает резонный
вопрос, – каким образом следует
социальному работнику подходить
к заключенному, чтобы помочь
бывшему арестанту в решении
его социальных проблем.
Для того чтобы осмыслить
процесс общения социального
работника и бывшего заключенного,
важно определить его направленность,
ценности, в соответствии с которым
оно должно строиться. Ценности
социальной работы формируются
в соответствии с гуманистической
этикой общения, а ее высшей
ценностью является человек. Этика
межличностного взаимодействия
исключительно сложна. В основе
ее — главные принципы доверия
и доброжелательности, уважения
к другому человеку. Признание
ценности другого человека может
выражаться и в конкретных
оценках и даже, если эта положительная
оценка опережает действительные
достоинства человека, он будет
стараться ее оправдать, т.е.
выполнить ту социальную роль,
которая ему предписывается извне.
Терпимость — также один из
важных принципов, свидетельствующий
о культуре общения, о нравственном
кредо социального работника.
Терпимость помогает гуманизировать
межличностные отношения, сделать
их более человечными, доброжелательными.
Кроме того, гуманистическая этика
общения ориентируется на такие
нравственные общечеловеческие
ценности, как: доверие, откровенность,
бескорыстие, милосердие, доброта,
забота, правдивость, выполнение
долга и верность слову. Общение
предполагает и такие чувства
как товарищество, сопереживание,
чувство вины, стыда, раскаяния.
Идеальное общение неотделимо
от таких ценностей, как свобода,
справедливость, равенство, любовь.
Ценить в общении надо не
только свою свободу, но и
свободу другого, уважение внутреннего
мира другого.
Уровень культуры общения
и этика общения — близкие
понятия. Они определяются не
только совершенством отдельных
сторон или аспектов общения,
они предполагают гармоническое
сочетание и развитость элементов
культуры общения. Суммируя все
вышесказанное, хотелось бы выделить
основные этические стандарты
социального работника при работе
с лицами, вернувшимися из мест
лишения свободы. У западных
социальных работников существует
этический кодекс, разработанный
НАСР положения которого вполне
применимы при работе с бывшими
арестантами.[19] К главным его
положениям относятся:
— быть образцом личного
поведения, в работе руководствоваться
в первую очередь интересами
клиентов;
— делать все, чтобы способствовать
максимальной самостоятельности
клиентов;
— уважать частную жизнь
клиента и держать в тайне
всю информацию, полученную в
ходе работы с ним;
— в отношении с коллегами
быть доброжелательным, уважительным;
— в процессе работы действовать
в соответствии с ценностями,
моральными нормами и предназначением
своей профессии;
— служить своей профессией
на благо окружающим.
К этическим стандартам профессионального
общения социального работника
можно отнести следующие:
1. Социальный работник не должен
участвовать в делах, связанных
с ложью, обманом, подлогом;
2. Социальный работник должен
четко разграничивать свои заявления
и действия как частного лица
и как социального работника;
3. Социальный работник должен
стремиться совершенствовать свои
профессиональные знания и практический
опыт, ставить служебный долг
превыше всего;
4. Социальный работник должен
направлять усилия на предупреждение
негуманных или дискриминационных
действий, направленных против одного
человека или групп людей;
5. Социальный работник не должен
использовать профессиональные
отношения для достижения личных
целей;
6. Социальный работник, занимающийся
научной или исследовательской
работой, должен проанализировать
и предусмотреть ее возможные
последствия для людей, убедиться,
что участники исследования добровольно
участвуют в нем, информировать
об этом заранее и не оказывать
на них давления при этом
сохранять конфиденциальность и
уважать достоинство участников
исследования;
7. Социальный работник должен
защищать своих подопечных от
дискомфорта, вреда, угроз, лишения
каких-либо прав;
8. Социальный работник, анализирующий
разнообразные случаи, может обсуждать
их только с профессиональной
целью и только с людьми, профессионально
связанными с ними;
9. Информация, полученная в процессе
исследовательской работы должна
считаться конфиденциальной.
Что касается непосредственных
этических обстоятельств социального
работника перед клиентом, то:
·
Интересы клиента всегда должны
быть на первом месте;
·
Социальный работник должен работать
с клиентом доброжелательно, лояльно,
упорно, максимально используя профессиональные
навыки;
·
Никогда не использовать взаимоотношения
с клиентом для достижения
личной выгоды;
·
Никогда не проявлять, не способствовать,
не участвовать в любой форме
дискриминации на основе расовых
предрассудков или в связи
с полом, возрастом, вероисповеданием,
национальностью, семейным положением,
политическими убеждениями, умственными
или физическими недостатками, или
по какому-либо другому признаку
или личностным характеристикам,
условиям, статусу;
·
Социальный работник должен информировать
клиента о возможном риске,
правах, возможностях и обязанностях,
представляемых ему социальной
службой;
·
Следует советоваться с коллегами,
руководителями, если это может
оказаться полезным для клиента;
·
Социальный работник может прервать
работу с клиентом только в
особых случаях, приняв при
этом меры, чтобы нанести клиенту
как можно меньший ущерб;
·
Социальный работник должен стараться
максимально давать возможность
клиенту самоопределяться, т.е. принимать
решения по поводу своих проблем,
методов "лечения";
·
Социальному работнику не следует
участвовать от имени клиента
в действии, которое нарушает
или подрывает гражданские или
юридические права клиента;
Что касается такого важного
этического момента как конфиденциальность,
то социальный работник должен:
·
уважать личную жизнь клиента
и сохранять конфиденциальность
всей полученной информации;
·
информировать клиента о границах
ее конфиденциальности в каждой
конкретной ситуации, целях получения
информации и ее использования;
·
получить согласие клиента на
печатание, запись разговоров, участие
третьего лица;
·
в отношении с коллегами должен
быть уважителен, справедлив, честен,
корректен;
·
Следует сотрудничать с коллегами
для эффективного осуществления
профессиональных интересов. Относиться
с уважением к мнениям, квалификации,
достижениям коллег и использовать
соответствующие каналы для высказывания
суждений на этот счет. Если
социальный работник замещает
коллегу, то он должен действовать
с учетом интересов, характера
и репутации этого коллеги.
Социальный работник, руководящий
своими коллегами, должен выполнять
свои обязанности в справедливой
взвешенной манере, оценивая их
деятельность в соответствии
с четко сформулированными критериями.
[20]
Также важно отметить необходимость
в формировании этического кодекса,
который будет как «настольная
книга» социального работника
реализующегося как в стенах
учреждения исполняющего наказание,
так и за ними с лицами, отбывшими
наказание в этих учреждениях.
Поэтому я счел необходимым
поместить в приложении к данной
работе профессионально этический
кодекс социального работника
в пенитенциарной системе (приложение
№2).
Профессионально-этический Кодекс
социального работника пенитенциарной
системы основан на этических
принципах социальной работы, принятых
Международной федерацией социальных
работников - МФСР (Осло, октябрь 1994г.),
Межрегиональной ассоциацией работников
социальных служб России (Москва,
май 1994г.) и отражает гуманистические
традиции, накопленные в отечественной
и зарубежной социальной работе,
фундаментальные принципы защиты
прав и свобод человека и
гражданина. Кодекс составлен с
учетом этических стандартов, признанных
международным и отечественным
профессиональным сообществом.
Назначение Кодекса состоит
в том, чтобы обозначить нравственные
ориентиры, отметить основные
пути к принятию решений в
проблемных ситуациях, свести
к минимуму риск совершения
ошибок в процессе профессиональной
деятельности, а также защитить
от возможных неправомерных претензий
к социальным работникам.
Кодекс призван консолидировать
профессиональное сообщество социальных
работников пенитенциарной системы.
Таким образом, можно сделать
вывод, что реализация этических
принципов в социальной работе
с бывшими заключенными представляет
собой необходимый аспект, который
должен учитываться специалистом
по социальной работе при формировании
субъектности данной категории
риска.