Этническая и социальная идентичность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 19:54, реферат

Описание работы

До недавних пор понятие «идентичность» практически не использовалось, оно не было предметом ни теоретического, ни эмпирического изучения. Оно не встречалось в монографиях, учебниках и журнальных публикациях. Только в последние годы оно начинает появляться на страницах психологической печати, однако по-прежнему для большинства читателей остается чуждым, малопонятным и плохо вписывающимся в привычный категориальный аппарат. Идентичность появляется в ходе развития и означает чувство принадлежности к какой-то целостной структуре, осознание человеком того, что он является частью этой структуры и занимает в ней определенное бесспорное положение. Идентичность помогает человеку реализовать основную потребность и найти свою социальную нишу, что позволит ему избежать наихудшего страдания - полного одиночества и сомнений.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….......3
Раскрытие понятий «Этнос» и «Нация»; их разграничения………………….4
Этническая идентичность………………………………………………………6
Этапы становления этнической идентичности………………………………..7
Виды этнической идентичности………………………………………………..8
Национальная идентичность…………………………………………………...9
Национализм: роль в политической жизни и формы. Интернационализм. Космополитизм……………………………………………………………...…10
Вывод…………………………………………………………………………...13
Список литературы…………………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

реферат этническая и национальная идентичность.docx

— 35.61 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

ВЫСШАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМ. САЛИХА САЙДАШЕВА

КАФЕДРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ДИЗАЙНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: социология.

На тему: Этническая и национальная идентичность.

 

 

 

                         

 

   Выполнила: студентка 3 курса Гр. 10.3-202 

Бурганова А.Ф.             

Проверила: доцент Егорова Л.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань, 2015.

Содержание:

 

Введение …………………………………………………………………….......3

Раскрытие понятий «Этнос» и «Нация»; их разграничения………………….4

Этническая идентичность………………………………………………………6

Этапы становления этнической идентичности………………………………..7

Виды этнической идентичности………………………………………………..8

Национальная идентичность…………………………………………………...9

Национализм: роль в политической жизни и формы. Интернационализм. Космополитизм……………………………………………………………...…10

Вывод…………………………………………………………………………...13

Список литературы…………………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

До недавних пор понятие «идентичность» практически не использовалось, оно не было предметом ни теоретического, ни эмпирического изучения. Оно не встречалось в монографиях, учебниках и журнальных публикациях. Только в последние годы оно начинает появляться на страницах психологической печати, однако по-прежнему для большинства читателей остается чуждым, малопонятным и плохо вписывающимся в привычный категориальный аппарат. Идентичность появляется в ходе развития и означает чувство принадлежности к какой-то целостной структуре, осознание человеком того, что он является частью этой структуры и занимает в ней определенное бесспорное положение. Идентичность помогает человеку реализовать основную потребность и найти свою социальную нишу, что позволит ему избежать наихудшего страдания - полного одиночества и сомнений.

 

Этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. Понятие этнической идентичности в научных исследованиях является одной из наиболее сложных и дискуссионных тем, что обусловлено разнообразием теоретических и методологических подходов к исследованию данного вопроса. Изучением этнической идентичности занимаются различные дисциплины: этнология, социология, психология, политология, социальная философия. В ее структуре обычно выделяют два основных компонента - когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства).

 

  Во второй половине нашего столетия усилились процессы, характеризующиеся всплеском осознания своей этнической идентичности – принадлежности к определённому этносу, "этнической общности". Значение термина "этнос" до сих пор остаётся неоднозначным. Российские этнологи и психологи рассматривают этнос как реальную социальную группу, сложившуюся в ходе исторического развития общества. За рубежом другой подход к изучению этнической общности, они рассматриваются как социальные конструкции, возникающие и существующие в результате целенаправленных усилий политиков и творческой интиллигенции для достижения коллективных. В качестве этнодифференцирующих характеристик могут выступить самые разные признаки: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство.

 

 

 

Раскрытие понятий «Этнос» и «Нация»; их разграничения.

 

Этнос - общность людей, которая сложилась в результате естественного развития на основе специфических стереотипов сознания и поведения. Этнос существует как устойчивая система, которая противопоставляет себя всем другим аналогичным коллективам людей по принципу "мы - не мы", "свои - чужие". Этносы всегда имеют общность поведенческих черт, которые передаются от поколения к поколению и производятся в процессе адаптации людей в этническом и ландшафтном среде, образуя стереотип поведения этноса. Этот стереотип является фундаментом этнической традиции, которая включает мировоззренческие и культурные принципы, формы сожительства и хозяйства, - неповторимые в каждом этносе.

 

Этничность можно представить, как форму общественной организации культурных различий, состоящей из тех характеристик, которые сами члены этнической общности считают для себя значимыми и которые лежат в основе их самосознания. К этим характеристикам относится также обладание одним или несколькими общими названиями, общие элементы культуры, представление об общем происхождении и, как следствие, наличие общей исторической памяти. При этом присутствуют ассоциации себя с особой географической территорией и чувство групповой солидарности.

 

Определение этничности строится также на основе культурной самоидентификации этнической общности по отношению к другим общностям (этническим, общественным, политическим), с которыми она находится в фундаментальных связях. Как правило, присутствует значительная разница между внутригрупповым и внешним представлением об этничности: для определения этнической общности присутствуют как объективные, так и субъективные критерии. В качестве таких критериев используются различия в антропологическом типе, географическом происхождении, хозяйственной специализации, религии, языке, и даже чертах материальной культуры (пище, одежде и т. п.). 

 

В соответствии с западной концепцией нация - совокупность людей, что имеет имя собственное, свою историческую территорию, общие мифы и историческую память, общий язык, общественную культуру, общую экономику и единственные юридические права, и обязанности для всех членов. Основным признаком нации за этой концепцией является национальное государство на определенной территории или соревнование к ней. При чем в западной концепции нация и народ отождествляются.

 

Сторонники незападной или этнической концепции нации разделились на два лагеря: одни считают, что термин "нация" - употребляется в двух значениях.

Нация - 1. историческое этническое для социо, политическое, духовное сообщество людей с определенной психологией, самосознанием, общей территорией, экономической жизнью, культурой, языком; или 2. совокупность граждан определенного государства. Тогда как народ определяется как население, население определенной страны или отдельного региона. Народ, как и нация, по мнению этих ученых, полиэтнический феномен. Но само понятие сосредоточено не на этничности, а на социальности. Оно фиксирует расселения людей на определенной территории, в государстве, местности (например, можно сказать: "народ Украины", "народ Крыма", "народы Севера"), а также совокупность социальных групп, слоев или отдельных лиц ("много народу собралось").

 

Тогда как другая часть сторонников этнической концепции нации определяет термин "нация" только в одном, первом значении. А совокупность граждан определенной страны обозначают термином "народ".

 

Разграничения понятий:

 

Таким образом нация, в отличие от этноса, имеет более широкое понятие, а также считается более сложным и поздним образованием. Это высшая форма этноса, пришедшая на смену народности. Если существование этносов прослеживается в ходе всей мировой истории, то периодом формирования наций стало Новое и даже Новейшее время. Нация, как правило, включает в себя сразу несколько этносов, сведенных друг с другом исторической судьбой. К примеру, российская, французская, швейцарская нации являются полиэтичными, американцы же вовсе не обладают ярко выраженной этнической принадлежностью.

 

По мнению многочисленных исследователей, происхождение понятий «нация» и «этнос» имеет разную природу. Если для этноса характерна устойчивость и повторяемость культурных образцов, то для нации важен процесс самоосознания посредством соединения новых и традиционных элементов. Таким образом, главной ценностью этноса является принадлежность к устойчивой группе, тогда как нация стремится выйти на новый уровень развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

Этническая идентичность.

 

В мировой науке существует несколько объяснительных концепций этнического возрождения второй половины ХХ века. Разные социологические школы объясняют рост этнической идентичности:

а) реакцией отставших в развитии народов на порождающую этнокультурное разделение труда экономическую и технологическую экспансию народов, более развитых;

б) мировой социальной конкуренцией, в результате которой интенсифицируется внутриэтническое взаимодействие несмотря на унификацию материальной и духовной культуры;

 в) повышением влияния  больших социальных групп в  экономике и политике и облегчением  процессов их сплочения благодаря  средствам массовой коммуникации. При этом утверждается, что именно  этнические общности оказываются  в более выгодном положении, чем  другие большие группы, например, классы. На формирование и проявление этнической идентичности влияет целый ряд факторов, обусловленных особенностями социального окружения и межгрупповых отношений.

 

Среди самых существенных выделяют:

1) глобальные изменения  в социально-политической сфере  и связанные с ними изменения  в межэтнических отношениях;

2) гетерогенность/гомогенность  этнического окружения. Что касается  первой группы факторов, то значимые  события в социальной сфере  могут способствовать интенсификации  этнической идентичности целого  народа. Ярким примером этого  является рост этнической идентичности  титульных этносов независимых  государств, образовавшихся на руинах  советской империи. В этом случае  осознание принадлежности, с одной  стороны, к этнической общности, а с другой, к государству, дополняют  и усиливают друг друга. В исследованиях, проведенных в 1990 - 1996 гг. в Беларуси  и в Литве, у групп большинства  была обнаружена "глубоко политизированная  позитивная этническая идентичность, тесно связанная с чувством  Родины и гражданской принадлежности".

 

В этой ситуации этническая идентичность пробудилась и у многих русских жителей бывших союзных республик, но это сопровождалось формированием отрицательных гетеростереотипов и ростом негативных чувств, связанных с этнической принадлежностью, а также обостренным восприятием дискриминации и увеличением культурной дистанции с "титульным" этносом. Т.е. проявился "синдром навязанной этничности", который "означает, что этническая принадлежность человека, против его собственной воли и желания, становится чересчур значимой характеристикой его бытия и сознания, начинает определять его место в обществе, комплекс прав и обязанностей, а в его самоидентификации выходит на одно из первых мест".

 

 

 

Этапы становления этнической идентичности.

 

В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребёнка. Одним из первых концепцию развития у ребёнка осознания принадлежности к национальной группе предложил Ж. Пиаже. Развитие этнической идентичности Ж. Пиаже рассматривает прежде всего, как создание когнитивных моделей, ответом на которые являются этнические чувства. Ж.Пиаже выделяет три этапа в развитии этнических характеристик:

1) в 6-7 лет ребёнок приобретает  первые - фрагментарные и несистематичные знания о своей этнической принадлежности;

2) в 8-9 лет ребёнок уже  чётко идентифицирует себя со  своей этнической группой, выдвигает  основания идентификации - национальность  родителей, место проживания, родной  язык;

3) в 10-11 лет этническая  идентичность формируется в полном  объёме, в качестве особенностей  разных народов ребёнок отмечает  уникальность истории, специфику  традиционной бытовой культуры.

 

Проведены были исследования, уточняющие конкретные возрастные границы этапов в развитии этнической идентичности. Диффузная идентификация с этнической группой обнаружилась у детей 3-4 лет. Осознание детьми своей этнической принадлежности варьирует от того, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. Межэтническая среда даёт индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, формирует коммуникативные навыки. Отсутствие опыта межэтнического общения обуславливает меньший интерес к собственной этичности. У индивидов, живущих в условиях сильно отличающихся по своим этническим признакам культуры, этническая идентичность наиболее сильно выражена, а у индивидов, живущих среди группы близкой в культурном отношении, осознание собственной этничности не становится жизненно важной проблемой. Но насколько позитивны социальные установки, во многом зависит от того, к какой группе он принадлежит - большинства или меньшинства. У детей групп меньшинства существует тенденция идентифицироваться с доминантной группой, что отражает раннюю осведомлённость детей о существовании определённой социальной структуры, о том, что в обществе одни группы оцениваются, чем другие. С возрастом и развитием этнической идентичности у членов этнических меньшинств обычно происходит сдвиг к «внутригрупповой ориентации». Это происходит, когда новому поколению передаются нормы и ценности социокультурной среды. Процесс этнической идентификации представляет собой не только осознание индивидом членства в группе, но и принятия группой индивида.

Информация о работе Этническая и социальная идентичность