Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 19:54, реферат
До недавних пор понятие «идентичность» практически не использовалось, оно не было предметом ни теоретического, ни эмпирического изучения. Оно не встречалось в монографиях, учебниках и журнальных публикациях. Только в последние годы оно начинает появляться на страницах психологической печати, однако по-прежнему для большинства читателей остается чуждым, малопонятным и плохо вписывающимся в привычный категориальный аппарат. Идентичность появляется в ходе развития и означает чувство принадлежности к какой-то целостной структуре, осознание человеком того, что он является частью этой структуры и занимает в ней определенное бесспорное положение. Идентичность помогает человеку реализовать основную потребность и найти свою социальную нишу, что позволит ему избежать наихудшего страдания - полного одиночества и сомнений.
Введение …………………………………………………………………….......3
Раскрытие понятий «Этнос» и «Нация»; их разграничения………………….4
Этническая идентичность………………………………………………………6
Этапы становления этнической идентичности………………………………..7
Виды этнической идентичности………………………………………………..8
Национальная идентичность…………………………………………………...9
Национализм: роль в политической жизни и формы. Интернационализм. Космополитизм……………………………………………………………...…10
Вывод…………………………………………………………………………...13
Список литературы…………………………………………………………….15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГАОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
ВЫСШАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМ. САЛИХА САЙДАШЕВА
КАФЕДРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ДИЗАЙНА
РЕФЕРАТ
По дисциплине: социология.
На тему: Этническая и национальная идентичность.
Выполнила: студентка 3 курса Гр. 10.3-202
Бурганова А.Ф.
Проверила: доцент Егорова Л.Г.
Казань, 2015.
Содержание:
Введение ……………………………………………………………………....
Раскрытие понятий «Этнос» и «Нация»; их разграничения………………….4
Этническая идентичность………………………………………………
Этапы становления этнической идентичности………………………………..7
Виды этнической идентичности………………………………………………
Национальная идентичность………………………………………………
Национализм: роль в политической
жизни и формы. Интернационализм. Космополитизм……………………………………………
Вывод…………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение:
До недавних пор понятие «идентичность» практически не использовалось, оно не было предметом ни теоретического, ни эмпирического изучения. Оно не встречалось в монографиях, учебниках и журнальных публикациях. Только в последние годы оно начинает появляться на страницах психологической печати, однако по-прежнему для большинства читателей остается чуждым, малопонятным и плохо вписывающимся в привычный категориальный аппарат. Идентичность появляется в ходе развития и означает чувство принадлежности к какой-то целостной структуре, осознание человеком того, что он является частью этой структуры и занимает в ней определенное бесспорное положение. Идентичность помогает человеку реализовать основную потребность и найти свою социальную нишу, что позволит ему избежать наихудшего страдания - полного одиночества и сомнений.
Этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. Понятие этнической идентичности в научных исследованиях является одной из наиболее сложных и дискуссионных тем, что обусловлено разнообразием теоретических и методологических подходов к исследованию данного вопроса. Изучением этнической идентичности занимаются различные дисциплины: этнология, социология, психология, политология, социальная философия. В ее структуре обычно выделяют два основных компонента - когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства).
Во второй половине нашего столетия усилились процессы, характеризующиеся всплеском осознания своей этнической идентичности – принадлежности к определённому этносу, "этнической общности". Значение термина "этнос" до сих пор остаётся неоднозначным. Российские этнологи и психологи рассматривают этнос как реальную социальную группу, сложившуюся в ходе исторического развития общества. За рубежом другой подход к изучению этнической общности, они рассматриваются как социальные конструкции, возникающие и существующие в результате целенаправленных усилий политиков и творческой интиллигенции для достижения коллективных. В качестве этнодифференцирующих характеристик могут выступить самые разные признаки: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство.
Раскрытие понятий «Этнос» и «Нация»; их разграничения.
Этнос - общность людей, которая сложилась в результате естественного развития на основе специфических стереотипов сознания и поведения. Этнос существует как устойчивая система, которая противопоставляет себя всем другим аналогичным коллективам людей по принципу "мы - не мы", "свои - чужие". Этносы всегда имеют общность поведенческих черт, которые передаются от поколения к поколению и производятся в процессе адаптации людей в этническом и ландшафтном среде, образуя стереотип поведения этноса. Этот стереотип является фундаментом этнической традиции, которая включает мировоззренческие и культурные принципы, формы сожительства и хозяйства, - неповторимые в каждом этносе.
Этничность можно представить, как форму общественной организации культурных различий, состоящей из тех характеристик, которые сами члены этнической общности считают для себя значимыми и которые лежат в основе их самосознания. К этим характеристикам относится также обладание одним или несколькими общими названиями, общие элементы культуры, представление об общем происхождении и, как следствие, наличие общей исторической памяти. При этом присутствуют ассоциации себя с особой географической территорией и чувство групповой солидарности.
Определение этничности строится также на основе культурной самоидентификации этнической общности по отношению к другим общностям (этническим, общественным, политическим), с которыми она находится в фундаментальных связях. Как правило, присутствует значительная разница между внутригрупповым и внешним представлением об этничности: для определения этнической общности присутствуют как объективные, так и субъективные критерии. В качестве таких критериев используются различия в антропологическом типе, географическом происхождении, хозяйственной специализации, религии, языке, и даже чертах материальной культуры (пище, одежде и т. п.).
В соответствии с западной концепцией нация - совокупность людей, что имеет имя собственное, свою историческую территорию, общие мифы и историческую память, общий язык, общественную культуру, общую экономику и единственные юридические права, и обязанности для всех членов. Основным признаком нации за этой концепцией является национальное государство на определенной территории или соревнование к ней. При чем в западной концепции нация и народ отождествляются.
Сторонники незападной или этнической концепции нации разделились на два лагеря: одни считают, что термин "нация" - употребляется в двух значениях.
Нация - 1. историческое этническое для социо, политическое, духовное сообщество людей с определенной психологией, самосознанием, общей территорией, экономической жизнью, культурой, языком; или 2. совокупность граждан определенного государства. Тогда как народ определяется как население, население определенной страны или отдельного региона. Народ, как и нация, по мнению этих ученых, полиэтнический феномен. Но само понятие сосредоточено не на этничности, а на социальности. Оно фиксирует расселения людей на определенной территории, в государстве, местности (например, можно сказать: "народ Украины", "народ Крыма", "народы Севера"), а также совокупность социальных групп, слоев или отдельных лиц ("много народу собралось").
Тогда как другая часть сторонников этнической концепции нации определяет термин "нация" только в одном, первом значении. А совокупность граждан определенной страны обозначают термином "народ".
Разграничения понятий:
Таким образом нация, в отличие от этноса, имеет более широкое понятие, а также считается более сложным и поздним образованием. Это высшая форма этноса, пришедшая на смену народности. Если существование этносов прослеживается в ходе всей мировой истории, то периодом формирования наций стало Новое и даже Новейшее время. Нация, как правило, включает в себя сразу несколько этносов, сведенных друг с другом исторической судьбой. К примеру, российская, французская, швейцарская нации являются полиэтичными, американцы же вовсе не обладают ярко выраженной этнической принадлежностью.
По мнению многочисленных исследователей, происхождение понятий «нация» и «этнос» имеет разную природу. Если для этноса характерна устойчивость и повторяемость культурных образцов, то для нации важен процесс самоосознания посредством соединения новых и традиционных элементов. Таким образом, главной ценностью этноса является принадлежность к устойчивой группе, тогда как нация стремится выйти на новый уровень развития.
Этническая идентичность.
В мировой науке существует несколько объяснительных концепций этнического возрождения второй половины ХХ века. Разные социологические школы объясняют рост этнической идентичности:
а) реакцией отставших в развитии народов на порождающую этнокультурное разделение труда экономическую и технологическую экспансию народов, более развитых;
б) мировой социальной конкуренцией, в результате которой интенсифицируется внутриэтническое взаимодействие несмотря на унификацию материальной и духовной культуры;
в) повышением влияния
больших социальных групп в
экономике и политике и
Среди самых существенных выделяют:
1) глобальные изменения
в социально-политической
2) гетерогенность/гомогенность
этнического окружения. Что касается
первой группы факторов, то значимые
события в социальной сфере
могут способствовать
В этой ситуации этническая идентичность пробудилась и у многих русских жителей бывших союзных республик, но это сопровождалось формированием отрицательных гетеростереотипов и ростом негативных чувств, связанных с этнической принадлежностью, а также обостренным восприятием дискриминации и увеличением культурной дистанции с "титульным" этносом. Т.е. проявился "синдром навязанной этничности", который "означает, что этническая принадлежность человека, против его собственной воли и желания, становится чересчур значимой характеристикой его бытия и сознания, начинает определять его место в обществе, комплекс прав и обязанностей, а в его самоидентификации выходит на одно из первых мест".
Этапы становления этнической идентичности.
В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребёнка. Одним из первых концепцию развития у ребёнка осознания принадлежности к национальной группе предложил Ж. Пиаже. Развитие этнической идентичности Ж. Пиаже рассматривает прежде всего, как создание когнитивных моделей, ответом на которые являются этнические чувства. Ж.Пиаже выделяет три этапа в развитии этнических характеристик:
1) в 6-7 лет ребёнок приобретает первые - фрагментарные и несистематичные знания о своей этнической принадлежности;
2) в 8-9 лет ребёнок уже чётко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации - национальность родителей, место проживания, родной язык;
3) в 10-11 лет этническая
идентичность формируется в
Проведены были исследования, уточняющие конкретные возрастные границы этапов в развитии этнической идентичности. Диффузная идентификация с этнической группой обнаружилась у детей 3-4 лет. Осознание детьми своей этнической принадлежности варьирует от того, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. Межэтническая среда даёт индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, формирует коммуникативные навыки. Отсутствие опыта межэтнического общения обуславливает меньший интерес к собственной этичности. У индивидов, живущих в условиях сильно отличающихся по своим этническим признакам культуры, этническая идентичность наиболее сильно выражена, а у индивидов, живущих среди группы близкой в культурном отношении, осознание собственной этничности не становится жизненно важной проблемой. Но насколько позитивны социальные установки, во многом зависит от того, к какой группе он принадлежит - большинства или меньшинства. У детей групп меньшинства существует тенденция идентифицироваться с доминантной группой, что отражает раннюю осведомлённость детей о существовании определённой социальной структуры, о том, что в обществе одни группы оцениваются, чем другие. С возрастом и развитием этнической идентичности у членов этнических меньшинств обычно происходит сдвиг к «внутригрупповой ориентации». Это происходит, когда новому поколению передаются нормы и ценности социокультурной среды. Процесс этнической идентификации представляет собой не только осознание индивидом членства в группе, но и принятия группой индивида.