Этноцентризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 22:56, реферат

Описание работы

Этноцентризм — это общая концепция или точка зрения отдельных людей, согласно которой собственный народ, социальный слой, собственная раса или некая собственная группа выдвигается на центральное место как превосходящая все остальные и превалирующая. С понятием “этноцентризм” связаны как положительные последствия (в меньшей мере) — например, патриотизм, чувство национального достоинства, так и негативные (в основном) — дискриминация, национализм, шовинизм, сегрегация

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 33.95 Кб (Скачать файл)

Этноцентризм — это общая концепция или точка зрения отдельных людей, согласно которой собственный народ, социальный слой, собственная раса или некая собственная группа выдвигается на центральное место как превосходящая все остальные и превалирующая. С понятием “этноцентризм” связаны как положительные последствия (в меньшей мере) — например, патриотизм, чувство национального достоинства, так и негативные (в основном) — дискриминация, национализм, шовинизм, сегрегация.

Этноцентризм свойственен каждой группе, которая является в какой-то степени независимой, самостоятельной и сознающей свой идентитет. Этноцентрические позиции “выгодны” самой группе тем, что с их помощью группа определяет свое место среди других групп, укрепляет свой идентитет и сохраняет свои культурные черты. Однако крайние формы этноцентризма связаны с религиозным фанатизмом и расизмом и ведут даже к насилию и агрессии (Сарессало, 1977, 50-52) (Saressalo).

В концепцию  этноцентризма входит и понятие “стереотип”. В данном случае это принятые какой-либо группой обобщенные, схематические представления о других группах, об их культуре и свойствах. Стереотипный способ реагирования — это долговременное, стабильное и, несмотря на новый, даже совсем свежий опыт, непреклонное представление о поведенческих чертах других людей или групп, а также твердое мнение о каких-либо организациях или социальных формированиях (ср. Харт-фелд, 1976) (Hartfield). Стереотипы напоминают предубеждения, для них не нужны логические обоснования, и даже их объективность и правдоподобность не всегда бесспорны (Сарессало, 1977, 50).

Американский  социолог Уильям Г. Самнер (1960) (William G. Stunner) изучал возникновение этно-центризма среди первобытных народов и пришел к выводу, что почти каждый из этих народов претендовал на особое место, “датируя” его еще сотворением мира. Об этом свидетельствует, например, следующая индейская легенда, изложенная М. Херсковичем (1951) (М. Herskovits):

“Чтобы увенчать свою созидательную работу, Бог вылепил  из теста три человеческие фигурки  и положил их в жаровню. Через  какое-то время он с нетерпением  вынул из печки первого человечка, наружность которого была слишком светлой  и потому неприятной. Он был “не  пропечен” и внутри. Скоро Бог  достал второго; этот удался на славу: он был красиво коричневым снаружи  и “спелым” внутри. С радостью Бог  сделал его основателем индейского рода. Но третий, к сожалению, за это  время сильно подгорел и стал совсем черным. Первый персонаж стал основателем белого рода, а последний — черного”.

Подобные  легенды и мифы характерны для  предрассудков этнической группы. Под предрассудками, по определению американского ученого У. Уивера (1954) (W. Weaver), подразумевают “оценку социальных ситуаций на основе заранее освоенных идей и ценностей, без эмпирического доказательства или рационального и логического хода рассуждений”. Исходя из мифологического мышления, собственная группа обладает всеми достоинствами; она живет на радость Бога. Характерные черты каждой подобной группы, как говорилось выше, возводятся еще к сотворению мира и являются или даром, или ошибкой создателя. При этом собственная группа, разумеется, причисляется к “избранному народу”. Подобный взгляд содержит расовую мотивацию; с ним связана вера в то, что успешная деятельность людей зависит от их биологического качества. Логичный вывод из подобной концепции следующий: определенные люди по своим биологическим расовым качествам изначально якобы более одарены и талантливы, чем другие, совершеннее, как физически, так и психически, и поэтому более годны и способны для руководства и управления миром и для занятия высших социальных позиций в обществе (Э. Асп, 1969)

Одна из крайних  форм этноцентризма — расизм, который можно определить как совокупность понятий, согласно которым какая-то одна раса как в моральном и умственном, так и культурном отношении превосходит какую-то другую расу или другие расы и суперкачества которой передаются наследственно от одного поколения к другому. Расизм является стимулятором борьбы за власть между нациями и идеологической основой национальной конкуренции. Он поддерживает убеждение о том, что биологическое смешение разных рас привело бы к наследственно-генетической и социально-культурно-моральной дегенерации “высшей” расы (Хартфелд, 1976) (Hartfield). Поэтому необходимы защитные и предохранительные средства против таких явлений. Яркими примерами расизма могут служить апартеид, т. е. полное отделение рас или групп населения друг от друга на основе расового признака, и антисемитизм и шовинизм. Апартеид проявляется в региональном разделении или изоляции, что приводит к образовательной, имущественной дискриминации и экономическому давлению и далее — к политической изоляции. В сфере личной жизни апартеид диктует ограничение и даже запрет сексуальных взаимосвязей и других контактов между расовыми “аутсайдерами” и основными группами населения (Хартфелд, 1976).

В более широком  смысле расизм сегодня — это все  то, что связано с расовой дискриминацией, расовыми предрассудками и попранием  национального равноправия. Современный  расизм проявляется и во враждебном отношении к переселенцам, и в  непризнании прав на самоопределение и сохранение различных культур (Либкинд, 1994, 39-40) (Liebkind).

Расизм, как  известно, основывается на понятиях и  учениях о расе. Гордон Алпорт (1992) (Gordon Allport), изучавший расы, заметил, что уже теория Ч. Дарвина о происхождении видов фактически содержит разделение на расы. Хотя его учение касалось животного мира, позже оно было приложено и к человеческому обществу. Таким образом, и дарвинизм использовался как аргумент в пользу расизма и как оправдание расистским предрассудкам. Сторонники подобных взглядов видят в расе свойства, присущие ей изначально и постоянно, и передающиеся наследственно. Такой упрощенный подход не учитывает роли и влияния окружающей среды на индивида, игнорирует тип и характер его индивидуального поведения, отказывая ему в способности приобрести в течение жизни какие-либо новые черты, кроме как получить наследственные. Если у человека присутствует хотя бы одно расовое свойство, ему произвольно на основе стереотипов приписываются и все остальные свойства данной расы, особенно негативные. Расовые предрассудки и стереотипы — выражение примитивного подхода к вопросу о специфике и соотношении разных типов людей и групп населения. Подобные стереотипы всегда использовались и в политических целях. Подстрекатели расовой вражды обычно пользуются массой, возбуждаемой реальным или инсценированным “общим врагом”, для реализации своих целей (Алпорт, 1992, 107-110).

Концепция Пьера  ван де Берге (1970) (Pierre van de Berghe) ( цитируемая здесь по названной книге Э. Гидденса) различает три уровня сегрегации (лат. segregare — отделять, удалять) на примере южноафриканского общества

1. Микросегрегация — разделение некоторых общественных мест, таких как умывальные, залы ожидания, пассажирские вагоны и др. для белых и небелых граждан.

2. Меццосегрегация — выделение специальных жилых районов для небелых граждан и принуждение их к проживанию там.

3. Макросегрегация — создание специальных национальных резерваций.

Пожалуй, наиболее заметна, и даже негативно символична, микросегрегация — разделение мест общественного пользования для белых и черных. Но она как раз и сокращается из-за международного осуждения и давления; остальные же формы сегрегации в какой-то мере сохраняются там, где они поддерживаются и контролируются расистки настроенными белыми (Гидденс, 1989). признать, что есть еще немало людей, которые не могут смириться с тем, что кто-то по-иному мыслит и представляет иную культуру. Конечно, некоторые успехи в борьбе с расизмом есть; например, нарушением прав человека признано преследование евреев. Однако неприязнь, а иногда и ненависть к иностранцам, ксенофобия (гр. xenos — чужой), неонацизм, ультраправое мышление, идеологические движения, направленные против какой-либо группы населения, ограничения прав репрессируемых групп населения и даже теракты против них, все это — лицо современного расизма. Может быть, различные этнические группы в европейских государствах еще не приобрели опыта совместного проживания, и сепаратистские (т. е. поддерживающие разделение) стремления возникают время от времени в разных частях Европы.

Исключительно показателен для всех многоэтнических стран опыт США, которые, как известно, являются результатом величайшего переселения и могут служить примером для будущих перемен и в Европе. Э. Гидденс (1989, 271) констатирует три модели, которые характеризуют развитие этнических отношений СИТА:

1. Первая  модель: слитность, или ассимиляция.  Это означает, что иммигранты  отказываются от своих традиций  и обычаев и адаптируют свое  поведение в соответствии с  ценностями и нормами страны, принявшей их. Дети этих иммигрантов,  как правило, чувствуют себя  настоящими “американцами”.

2. Вторая  модель может быть метафорически  названа “плавильная печь”. Это  модель мирного сожительства  разных этносов, которые, проживая  вместе, не теряют своих культурных  и поведенческих особенностей, но  в то же время эти особенности  смешиваются, “переплавляются”  и создают новый тип культуры. Эта модель наиболее характерна  для этнической ситуации в  США. По мнению многих, это самый  желательный результат этнических  взаимодействий.

3. Третья  модель — плюралистическая культура: общество развивается на основе  многокультурного принципа, когда  каждый этнос, с согласия других, сохраняет свою собственную культуру. В таком обществе существуют  разные, но равноправные субкультуры.

Австралия, которая принимала и принимает  большое количество эмигрантов, долгое время стремилась осуществлять ассимиляционную  политику, но сегодня она явно придерживается принципа третьей модели, когда все  существующие культуры обогащают общую  культуру и осуществляют идею “дать  всем цветам цвести”.

Объединение Европы также означает сосуществование  разных культур, хотя этнические и расовые  предрассудки, такие как дискриминация меньшинств и сегрегация, все еще создают напряжение.

Напомним, что  тема этой главы — объекты исследования социологии. Мы стремились обрисовать в общих чертах главные из них: демографические, культурные и поведенческие.

Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и политика, базовым принципом которых является тезис о высшей ценности нации, её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из которых находятся в противоречии друг с другом. В силу националистической окраски многих современных радикальных движений, ряд течений национализма ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью.

«Нация  — первична, государство — вторично», — основной лозунг национализма. Национализм  проповедует не вражду и ненависть  к представителям иных наций и  народов, но скорее политическую независимость  и работу на благо собственного народа. Последнее относится прежде всего к государственной власти. Близкородственное понятие — патриотизм (не путать с лексически похожим термином «государственный патриотизм»). Связанными с этой концепцией являются такие понятия, как «национальные ценности», «национальные интересы», «национальная безопасность», «национальная независимость», «национальное самосознание» и др.

Ниже перечислены  основные направления национализма. Большинство современных течений  в рамках этой идеологии представляют собой смесь этих направлений.

  • Гражданский национализм утверждает, что легитимность государства определяется активным участием его граждан в процессе принятия политических решений, т. е., степенью, в которой государство представляет «волю нации». При этом принадлежность человека нации отождествляется сгражданством.
  • Формой гражданского национализма является либеральный национализм, который делает акцент налиберальных ценностях, в особенности на правах человека.
  • Государственный национализм, напротив, утверждает, что нацию образуют люди, подчиняющие собственные интересы задачам укрепления и поддержания могущества государства.
  • Органический национализм фокусирует своё внимание на «органическом единстве» образующих нацию людей, которое может иметь культурную или генетическую природу. Сторонники этого течения утверждают, что границы государства должны совпадать с территорией проживания нации.
  • Культурный национализм определяет нацию общностью языка и культуры (в том числе, религии). Легитимность государства исходит из его способности защищать нацию и способствовать развитию её культурной и общественной жизни.
  • Этнический национализм отождествляет нацию с этносом, т. е., с генетической общностью.

Информация о работе Этноцентризм