Этнонациональные особенности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:00, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение этнонациональных особенностей России. Для реализации цели необходимо выполнить следующие задачи:
1.Рассмотреть национальный состав населения
2. Изучить этнонациональные особенности России
3.Проанализировать межнациональные конфликты в России

Файлы: 1 файл

контрольная территориальная организация населения.docx

— 56.65 Кб (Скачать файл)

Если двигаться от запада на восток можно заметить следующее: образование республики Адыгея в  октябре 1991 г. с последующим закреплением этого решения в Конституции  России, способствовало смягчению национальной напряженности не только в масштабах  Краснодарского края, но и во всем северокавказском регионе. Некоторая напряженность  имеется в Карачаево-Черкесии и  Кабардино-Балкарии. Далее следует зона конфликта между Осетией и Ингушетией, принявшего насильственную форму. Восточнее Ингушетии разгорается чеченский кризис. В многоэтническом Дагестане имеются очаги национальной напряженности, связанные с расселением лезгин и чеченцев, не перерастающие в открытый конфликт. Ситуацию в Калмыкии можно оценить как сравнительно спокойную. Большую конфликтогенную роль в этом регионе может играть при соответствующих обстоятельствах фактор казачества, которое составляет значительную часть населения Краснодарского и Ставропольского краев и Ростовской области в традиционных русских областей Северного Кавказа, а также ряда республик.

Содержательный анализ конфликтов в пределах России позволяет  сгруппировать их в три основных типа:

1. Конфликты, доминирующую  роль в которых играют территориальные  притязания. Они касаются соседствующих  народов и этнических групп  и могут приобретать весьма  острый характер. Наиболее явный  пример конфликта такого типа - осетино-ингушский. Напряженность  в связи с территориальными  спорами имеет место и в  Кабардино-Балкарии.

2. Конфликты, вызванные  требованиями выхода из России  и полной государственной самостоятельности.  Такого рода конфликты называются  сецессионными. Здесь наиболее ярким примером является Чечня. Сецессионные тенденции имели место и в Татарстане до заключения договора о разграничении полномочий между федеральными и республиканскими властями. За пределами России к конфликтам такого же типа можно отнести грузино-абхазский и приднестровский.

3. Статусные конфликты,  в основе которых лежит желание  расширить административно-управленческие  полномочия в соответствующем  регионе. Такой конфликт может  быть и не связан с национальными интересами каких-либо этнических образований. Национальный аспект здесь раскрывается лишь в отношении к проблеме целостности России и признания или непризнания авторитета Российского государства. Примером такого конфликта может служить попытка провозглашения Уральской республики.

Краткий обзор сложившегося положения позволяет сделать  вывод: конфликтность не является доминирующей чертой межнациональных отношений  в Российской Федерации. Однако межнациональные  отношения легко воспламеняющийся материал. Зоны напряженности при  сравнительно небольших ошибках  способны быстро трансформироваться в  зоны конфликтов и если в этих конфликтах применяется насилие, то неизбежно  возникновение кризиса, который  может приобрести затяжной конфликт[5].

Ощущаемой взрывоопасностью межнациональных отношений объясняется  серьезная озабоченность общественного  мнения национальными конфликтами. Это проявляется практически  во всех опросах, проведенными Центром политического мониторинга РНИС и НП в 1994г. Такая реакция обусловлена, на наш взгляд, не только оценкой конфликтности национальных отношений в России, но и представляет собой реакцию на распад СССР под ударами суверенизации составляющих его республик. При этом выяснилось, что суверенизация и провозглашение полной независимости не привели к решению национальных конфликтов, возникших еще в период существования Союза. Россия, имея внутри себя регионы национальной напряженности и конфликтности, оказались окруженной почти по всему периметру старыми и новыми конфликтными зонами. И в суждениях об особой опасности межнациональных конфликтов для ближайшего будущего России содержится не только негативные смыслы собственно внутрироссийских конфликтов, уже обнаруживших свою силу, но и конфликтов по периметру России. Каждый из них может стать источником деструктивных тенденций для всего постсоветского пространства, а следовательно, и для России[5].

Важно также учитывать, что значение существующих конфликтов и напряженностей определяется не их массовостью и повсеместностью, а прежде всего тем, что вспыхнувший  межнациональный конфликт, даже если он возникает в одной точке, становится огромным дестабилизирующим фактором. Как правило, последствия такого конфликта касаются не только данного региона, он задевает все федеративное устройство России и в силу этого приобретает политическое значение.

По сути, эти идеи разделяют  и респонденты социологического опроса, проведенного Центром политического  мониторинга РНИС и НП. Чтобы выяснить, как они оценивают значимость межнациональных конфликтов для  Российского государства, исследователи  попросили оценить две противоположные  точки зрения. Первая - межнациональные  конфликты не представляют собой  большой опасности для России. С этим мнением согласились 13,5% опрошенных, не согласились 55,6%, а затруднились ответить 12,4%. Вторая точка зрения была сформулирована следующим образом. Дело идет к тому, что межнациональные конфликты могут привести к развалу Российского государства. Это подтвердили 60% респондентов, отвергли 14,2 % и столько же затруднились ответить.

Анализируя эти данные, следует внимательно отнестись  к тем 13,5% респондентам, которые избрали  суждение о том, что межнациональные  конфликты не представляют собой  опасности для России. Как ни странно, это суждение хотя и поддерживаемое меньшинством и кажущееся противоречащим очевидным фактам, гораздо более  взвешено. Вполне логично допустить, что большая часть респондентов, избравшая именно эту оценку межнациональных  конфликтов, имела в виду, что  сами по себе они не играют решающей роли, а лишь используется в качестве средства для решения вопросов иного  характера, не выступающих на поверхность  с такой же очевидностью, как национальные противоречия. О справедливости именно такой интерпретации данной позиции  свидетельствуют распределение  ответов на другой вопрос той же анкеты о причинах межнациональных  конфликтов.8,3% опрошенных полагают, что  межнациональные конфликты неустранимы, так как вся история - это борьба между собой различных этнических групп, 9,7% связывают их с наследием  СССР и КПСС, используя классическое идеологическое клише. Мнение о том, что межнациональные конфликты провоцируются местными политиками, а сами люди принадлежащие к разным национальным группам могут жить между собой вполне мирно, разделяют 51,1% опрошенных. Версию о провоцировании межнациональных конфликтов центральными властями поддерживают 19,3% респондентов. [6]

Действия по нейтрализации  конфронтационных устремлений участников этнонациональных конфликтов укладываются в рамки некоторых общих правил, выведенных конфликтологами из имеющегося опыта разрешения таких конфликтов. В их числе:

-легитимация конфликта (официальное признание существующими властными структурами и конфликтующими сторонами наличия самой проблемы, нуждающейся в обсуждении и разрешении);

-институциализация конфликта (выработка признаваемых обеими сторонами правил, норм, регламента цивилизованного конфликтного поведения);

-целесообразность перевода конфликта в юридическую плоскость;

-введение института посредничества при организации переговорного процесса;

-информационное обеспечение урегулирования конфликта (т.е. открытость, “прозрачность” переговоров, доступность и объективность информации о ходе развития конфликта для всех заинтересованных граждан).

Как уже было отмечено, в целом возникновение любого этнонационального конфликта обусловлено существованием той или иной формы неравенства этносов. Поэтому урегулирование этнонациональных конфликтов требует нахождения нового, компромиссного и приемлемого для всех конфликтующих сторон баланса взаимно удовлетворяющих их интересов. По мнению конфликтологов, для достижения этого баланса необходимо выполнение трех обязательных условий. 
 
Во-первых, каждая из сторон конфликта должна признать наличие конфликтной ситуации. Тем самым за каждой стороной конфликта признается право на существование, но это совсем не означает признания справедливости их требований и притязаний. Урегулирование конфликта невозможно и бесполезно, если одна из сторон заявляет, что ее оппонент не имеет права на существование, а его позиция лишена всяких оснований.

Во-вторых, обязательным условием в урегулировании конфликта является степень организованности сторон: чем лучше они организованы, тем легче достигнуть договоренности и добиться исполнения условий договора. И напротив, диффузный характер интересов, их расплывчатость существенно затрудняют разрешение конфликтной ситуации.

В-третьих, конфликтующие стороны должны принять твердо установленные правила игры, при соблюдении которых только и возможен переговорный процесс. Эти правила должны предоставлять равенство возможностей каждой из сторон обеспечивать некоторый баланс в их взаимоотношениях.[6]

Правовую базу предупреждения и разрешения этнонациональных конфликтов в Российской Федерации формирует Основной закон – Конституция Российской Федерации. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Для предупреждения, регулирования  и разрешения этнонациональных конфликтов Конституция Российской Федерации закрепляет основные правовые нормы и положения.

В частности, ст. 3 закрепляет, что «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации  является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно...».

Ст. 19 (ч. 2) гарантирует  «равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от ... расы, национальности, языка, происхождения ... Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признаку ... расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Ст. 26 определяет, что «1. Каждый вправе указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и  указанию своей национальной принадлежности. 2. Каждый имеет право на пользование  родным языком, на свободный выбор  языка общения, воспитания, обучения и творчества».

Ст. 29 (ч. 2) запрещает «пропаганду  или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную  ненависть и вражду. Запрещается  пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».

Ст. 72 (ч. 1 б) обеспечивает защиту «прав национальных меньшинств», а ст. 102 (ч. 1 а) относит к ведению  Совета Федерации «утверждение изменения  границ между субъектами Российской Федерации».

Данные нормы права  дают основание утверждать, что предупреждение и разрешение конфликтов между этническими  группами, народами, расами имеют правовую базу регулирования, независимо от причины их появления.

Ответственность за разжигание этнонациональных конфликтов установлена законодательством Российской Федерации, а именно Уголовным кодексом Российской Федерации, который осуществляет охранительную функцию, защищая установленные Конституцией Российской Федерации национальные, этнические, расовые ценности и связанные с ними общественные отношения.

Так, в ст. 282 (ч. 1) УК РФ определено, что «действия, направленные на возбуждение  национальной, расовой или религиозной  вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности  граждан по признаку их отношения  к религии, национальной или расовой  принадлежности... наказываются штрафом  от пятисот до восьмисот минимальных  размеров оплаты труда..., либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет». В ч. 2 наказанием является лишение свободы на срок от трех до пяти лет, т.к. оно устанавливается за более тяжкую категорию преступления, совершенного в данной области отношений.[1]

Ст. 357 УК РФ входит в гл. 34 «Преступления против мира и безопасности человечества». Эта статья играет немаловажную роль в разрешении этнонациональных конфликтов, т. к. в ней устанавливается, что «действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы, – наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет, либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы».

Регулирование этнонациональных конфликтов в различных сферах деятельности общества осуществляется не только перечисленными нормативными актами, но и общепризнанными принципами и нормами международного права, правом субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест

В составе Российской Федерации  выделяют:

а. 8 республик

б. 25 республик

в. 21 республика

г. 48 республик

Ответ: в. 21 республика

Согласно Конституции  в составе Российской Федерации  находятся 83 субъекта, 46 из которых  являются областями, 21 — республиками, девять — краями, два — городами федерального значения, четыре — автономными округами и одна — автономной областью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В контрольной работе были изучены этнонациональные особенностей России. Среди основных задач были решены следующие: рассмотрен национальный состав населения, изучены этнонациональные особенности России,  проанализированы межнациональные конфликты в России. Были сделаны соответствующие выводы:

В отечественной политической практике традиционно большое место  уделяется этнонациональной политике . Связано это с тем, что российское общество исторически сложилось как полиэтничное и, в результате, перед ним встала проблема обеспечения эффективной интеграции всех своих членов в общую политическую структуру государства. Таким образом, сфера этнонациональной политики имеет для России особенно большое значение. В последние годы особую остроту приобрела во всем мире проблема национального самоопределения народов, что не могло не активизировать отечественную научную мысль, продуцирующую на данной проблемой.

Информация о работе Этнонациональные особенности России