Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 23:13, доклад
ЭВДЕМОНИЗМ (от греч. eudaimonia — счастье) — философско-этическая традиция и жизненная установка, согласно которым единственным или высшим (более предпочтительным, чем все остальные) человеческим благом является счастье; особый, в основе своей телеологический, способ обоснования морали и тип этической теории. Счастье «мы всегда избираем ради него самого и никогда ради чего-то другого» (Аристотель).
ЭВДЕМОНИЗМ (от греч. eudaimonia —
счастье) — философско-этическая традиция
и жизненная установка, согласно которым
единственным или высшим (более предпочтительным,
чем все остальные) человеческим благом
является счастье; особый, в основе своей
телеологический, способ обоснования
морали и тип этической теории. Счастье
«мы всегда избираем ради него самого
и никогда ради чего-то другого» (Аристотель).
Ориентация на счастье означает признание
того, что конечной целевой причиной, а
соответственно, и общей ценностной основой
(смыслом, нравственным пределом) деятельности
является сам действующий субъект. Счастье
представляет собой общее обозначение
субъективных оснований деятельности,
которые в содержательном плане столь
же различны, сколь различны сами субъекты.
Этика учитывает эти различия, чаше всего
стремится их преодолеть, т.к. ее прежде
всего интересует вопрос о том, может ли
счастье быть объективным принципом, способным
придать нравственную соразмерность жизни
как отдельных индивидов в многообразии
их желаний, интересов, потребностей, так
и человеческих сообществ. Э. дает на это
положительный ответ и возвышает счастье
до нравственного принципа поведения;
он исходит из того, что внутренняя разорванность
личности, как и коллизии между людьми,
будут преодолены только в том случае,
если человек будет верен своей изначальной
нацеленности на счастье — правильно
его понимать и сознательно к нему стремиться.
Центральным для Э. при этом является вопрос
о соотношении счастья как индивидуального
благополучия и добродетели как нравственного
образа мыслей и действий. Различные его
решения в философии и реальном опыте
жизни пол. исследователь В. Татаркевич
резюмировал в следующих формулах: Д. (добродетель)
и С. (счастье) идентичны; Д. есть причина
С; С. есть награда за Д.; Д. исключает или
затрудняет С; Д. и С. независимы друг от
друга; Д. есть один из факторов С; С. является
причиной или необходимым условием Д.;
С. является целью Д.; Д. имеет право на
С. Особенность Э. как способа обоснования
морали состоит не только в том, что он
ставит мораль в прямую зависимость от
счастья. По-особому понимается и сама
мораль, ценность которой видится прежде
всего в приятных ощущениях, чувствах
удовольствия, душевного комфорта, сопутствующих
добродетельному образу мыслей и действий.
Следует различать по крайней мере три
разновидности Э., которые условно можно
назвать гедонистическим, моралистическим
и синтетическим. Гедонистический вариант
Э. был всесторонне разработан Эпикуром,
получил широкое распространение в эпоху
Просвещения (П. Гассенди, Ж.О. де Ламетри,
Вольтер, П. Гольбах). В нем счастье понимается
как удовольствие, его отличие от гедонизма
в собственном смысле слова состоит в
том, что удовольствие интерпретируется
как особое (устойчивое, длительное, интенсивное)
состояние, а его достижение прямо ставится
в зависимость от добродетельной жизни:
Эпикур называл удовольствие альфой и
омегой счастливой жизни, добавляя, что
«нельзя жить приятно, не живя разумно,
правильно и справедливо». Аргумент, согласно
которому счастливый самодостаточен и
ему нечего делить с другими, является
основным в этике гедонистического варианта
Э. Даже тогда, когда Э. понимается как
желание счастья другим, речь идет не столько
о моральной обязанности, сколько о том,
что счастье окружающих является условием
собственного счастья. Моралистический
вариант Э. восходит к стоицизму и стоической
традиции в этике. Исходя из понимания
счастья как самодостаточности, когда
человек ни в чем не нуждается и ни от чего
не зависит, стоики приходили к выводу,
что этим критериям удовлетворяет только
добродетель. Соответственно счастье
— не следствие добродетели, оно совпадает
с ней: Л.А. Сенека считал, что добродетели
достаточно для счастья; Б. Спиноза говорил,
что счастье — не награда за добродетель,
а сама добродетель. Синтетический вариант
Э. связан с именем Аристотеля и перипатетической
традицией в этике. В этом случае счастье
понимается как высшее благо, которое
не отменяет и не снимает все прочие блага,
а напротив — суммирует, внутренне организует
их; непосредственно оно выступает как
чувство удовлетворенности жизнью в целом,
проистекающее из совершенной деятельности.
Оно решающим образом зависит от моральных
качеств, добродетельности человека, но
предполагает также в качестве условия
наличие внешних благ.
Понятие Э. охватывает разнообразный круг
этических теорий. Поэтому представляется
целесообразным разграничивать Э. в широком
и узком смысле слова. В узком или собственном
смысле слова Э. — традиция Эпикура, которая
противостоит стоической традиции долга.
В широком смысле, который придавал данному
понятию И. Кант, Э. являются все т.н. гетерономные
моральные теории. Кант считал, что только
его этика свободна от учения о целях,
а тем самым и от Э., однако и ему не удалось
удержаться на этой позиции (постулат
существования Бога в его этике был как
раз предназначен для того, чтобы мораль
и счастье можно было мыслить соединенными).
Э. — не только совокупность этических
школ и моральных опытов, он в известном
смысле является также определенной исторической
стадией и того и другого. Он был характерен
для античности, Средневековья, в значительной
мере для Нового времени. В настоящее время
ситуация существенно изменилась. Этика
и моральная практика 20 в. в целом отказались
от Э.: идеал ориентированного на счастье
самодовлеющего индивида и счастливого
общества оказывается явно несовместимым
как с драматизмом существования современного
человека в отчужденном мире, так и с необычайно
возросшей интенсивностью общественных
связей и взамозависимостью людей друг
от друга, а гедонизм, осуществленный в
практике потребительского общества,
потерял нравственную привлекательность.
Эвдемонистические мотивы сохранились
в рамках натуралистической этики (напр.,
фелицитология О. Нейрата), но они уже не
являются основой построения теории морали.