Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 17:57, реферат
Герберта Спенсера (1820-1903 гг.) гораздо сложнее считать консерватором, чем О. Конта. Спенсер в молодости был политическим либералом. Но в целом его основное влияние на социологию, как и у Конта, было консервативного толка.
Одним из его либеральных принципов, мирно сосуществовавших с консерватизмом, было согласие с доктриной Laissez-faire (фр.) – “предоставьте людям делать свои дела, предоставьте делам идти своим чередом” – лозунг свободы и невмешательства государства в экономику. То есть этот принцип подразумевал под собой еще и то, что государство не должно вмешиваться в дела индивидов, все должно идти своим чередом.
Герберта Спенсера (1820-1903
гг.) гораздо сложнее считать
Одним из его либеральных
принципов, мирно
Теоретические взгляды Спенсера сформировались под влиянием достижений естественных наук, работы Ч.Дарвина "Происхождение видов...", а также трудов Адама Смита и Роберта Мальтуса. Центральным звеном его мировоззрения является идея всеобщей эволюции. Социальная эволюция составляет часть универсальной эволюции. Она состоит в усложнении форм общественной жизни. Спенсер представлял социальную эволюцию не как единый процесс, а как множество относительно автономных процессов.
Спенсер — основатель «органической школы» в социологии. Общество, с его точки зрения, — это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой. Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства.
Спенсер впервые дал систематическое изложение предмета, задач и проблематики социологии в работе "Основания социологии". Задача социологии, по Спенсеру, - изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений.
Спенсер, в отличие
от Конта, не выступал за
социальные реформы; он хотел,
чтобы социальная жизнь
Такое отличие характеризует
Спенсера как социального
“Социальные институты,
как растения и животные, постепенно
позитивно приспосабливаются к
своему социальному окружению.
Он перенял дарвинистский
Таким образом, если
существует препятствие в виде
внешнего вмешательства, люди
сильнейшие выживут и
существенным измерением социального прогресса Спенсер считает переход от общества, в котором личность целиком подчинена социальному целому, к такому состоянию, при котором социальный организм или общество «служит» составляющим его индивидам. Как он писал: «...Идеалом, к которому мы идем, является общество, в котором управление будет доведено до возможно меньших пределов, а свобода достигнет по возможности наибольшей широты».
Основное различие
социальных структур, по Спенсеру,
состоит в том, является ли
сотрудничество людей в
Две главные эволюционные позиции в творчестве Г. Спенсера:
- Первая позиция относится
к увеличению размера общества.
Это означает, то, что общество
растет путем умножения числа
индивидов и формирования
Также развитие общества
происходит путем объединения:
то есть с помощью все
- Вторая позиция относится
к теории эволюции от
Однако, с появлением
индустриального общества, война
теряет свой функциональный
Хотя Спенсер видит
общую эволюцию в сторону
В своих произведениях по этике и политике Спенсер изложил другие взгляды на эволюцию общества:
- С одной стороны, “
прогресс общества направлен
в сторону идеала” (
- С другой стороны, “выживают сильнейшие общества, а слабейшим суждено умереть”.
Первый социологический труд Спенсера «Социальная статика» вышел в 1850 г. В 60-90-е годы Спенсер, создавая систему синтетической философии, пытался объединить все теоретические науки того времени. В эти годы были написаны: «Основные начала», «Основания психологии», «Основания биологии», «Основания социологии», «Основания этики», «Основания социологии» были предварены самостоятельной книгой «Социология как предмет изучения».
Спенсер не дал формального определения социологии и ее отношения к другим общественным наукам. В целом он видел в социологии науку о «надорганическом» развитии, которая одновременно описывает этот процесс и формулирует его законы. Причем он нисколько не сомневается в необходимости социологии как самостоятельной науки — науки, свободной от различных, в том числе и классовых, предрассудков.