Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 11:05, реферат
Любая сумма знаний людей об окружающем их мире может называться наукой только в том случае, когда существует четко определенный предмет исследования, система знаний, касающихся этого предмета, а также категориальный аппарат, описывающий сущностные основы данного предмета.
Большинство современных наук формировали свой предмет и систему знаний в результате длительного исторического периода
Введение 3
Становление и основные этапы исторического развития социологии 4
Предмет и специфика социологии как науки 8
Социология и другие науки об обществе 14
Структура социологии 17
Заключение 19
Итак, в качестве объекта той
или иной науки всегда выступает
определенная сфера объективного или
субъективного мира, в то время
как предмет любой науки
«Объект любой науки есть то, на
что направлен процесс
Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Что же такое социальное? Социальное сточки зрения российского социолога Г.В.Осипова, - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) – независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.
Предмет же социологии, поскольку
он является результатом исследовательских
действий, не может быть определен
столь же однозначно.
Понимание предмета социологии на протяжении
всей истории существования этой науки
менялось. Представители различных школ
и направлений высказывали и высказывают
различное понимание предмета социологии.
И это естественно, так как предмет науки
находится в тесной связи с исследовательской
деятельностью ученых.
Основоположник социологии французский мыслитель О.Конт считал, что социология – это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э.Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.
С точки зрения знаменитого немецкого социолога М.Вебера, социология – это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение по М.Веберу, - это отношение человека, иначе говоря, внутренняя или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание т него. Это отношение является поведением, когда субъект связывает его с определенным смыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов.
В марксизме предметом
Выделение предмета исследования из такого крупного и сложного предмета изучения, как человеческое общество, стало основой для выделения и самостоятельного развития ряда наук. Общество и человек изучаются несколькими группами наук, имеющих сходный предмет исследования. Так, предметом изучения экономических наук служат процессы производства материальных благ, их обмена, распределения и потребления; политических наук – крупные общественные процессы, связанные с управлением и функционированием института государства, образованием правительства, распределением власти между различными общественными группами; предметом изучения исторических наук являются процессы изменений, происходящих в различных временных промежутках, и проблемы, связанные с происхождением отдельных социальных групп или обществ; поведенческие науки (психология и социальная психология) выделяют в объекте и изучают различные виды и формы поведения личностей, влияние на поведение психики человека, его социального окружения. Какое же место среди таких наук занимает социология? Каков ее предмет?
Для лучшего понимания существа
предмета социологии важно представить
общество как структуру, то есть не
как простое скопление
Важным моментом в определении
предмета социологии является следующее:
при изучении социальных структур нужно
помнить, что их составляют люди, активно
действующие индивиды, способные
в результате совместных действий изменять
положения отдельных частей структуры
относительно друг друга, уровень ограничения
поведения и степень свободы
каждой части, а также характер взаимоотношений
отдельных структурных
Социология и другие науки об обществе
Для того чтобы разобраться более конкретно в том, что же изучает социология, необходимо рассмотреть взаимоотношение смежных с нею наук об обществе, социальном, общностях и индивидах. Здесь, прежде всего, необходимо сопоставить социологию и социальную философию. Социология, как и многие другие науки, вычленилась из философии.
В течение длительного времени
социологическое знание накапливалось
в недрах философии. И даже после
того, как социология в лице О.Конта
и
Э.Дюркгейма провозгласила свою независимость
от философии в качестве подлинной науки
об обществе, философия продолжала играть
заметную роль в социологических изысканиях.
Социологию «отцов-основателей» О.Конта,
Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, М.Вебера еще очень
трудно отличить от социальной философии.
Более того, можно с уверенностью сказать,
что в целом ряде исследований ключевых
проблем общественной жизни теоретическая
социология переплетается с социальной
философией.
Социальная философия
У социальной философии и социологии
очень широкая область
Еще в большей мере различие между
социальной философией и социологией
обнаруживается в методе исследования
социального. Философия решает общественные
проблемы умозрительно, руководствуясь
определенными установками, которые
развиваются на основе цепи логических
размышлений.
Социология заявила о своей самостоятельности
по отношению к философии именно потому,
что она поставила перед собой задачу
решения общественных проблем на основе
научных методов познания действительности.
По мнению
«отцов-основателей» социологии, общественная
жизнь должна изучаться не умозрительно,
а на основе методов эмпирической (опытной)
науки.
Самостоятельное развитие социологии
как раз и связано с тем, что она начала
активно осваивать при анализе социальных
процессов количественные методы с применением
сложных математических процедур, в том
числе и теорию вероятности, сбор и анализ
эмпирических данных, установление статистических
закономерностей, выработала определенные
процедуры эмпирического исследования.
При этом социология опиралась на достижения
статистики, демографии, психологии и
других дисциплин, изучающих общество
и человека.
Но в таком случае встает вопрос:
как различить социологию и другие
эмпирические науки об обществе и
личности? Эта проблема особенно сложна
и в значительной мере является нерешенной
в отношении конкретных социальных
наук и отраслевых социологий, например,
экономической теории и экономической
социологии. Довольно остро, хотя, может
быть, и не так заметно она стоит
при соотношении психологии и
социологии, имея в виду, что социальная
психология является разделом социологии.
Решение этого вопроса
Решение вопроса о специфике
социологии непосредственно связано
с ответом на вопрос: когда же
она появилась как
В этом процессе можно выделить ряд
необходимых моментов, каждый из которых
последовательно углубляет
3) введение данных научных дисциплин в
учебные планы различных типов учебных
заведений: лицеев, гимназий, колледжей,
университетов и так далее;
4) создание специализированных учебных
заведений по данным отраслям знаний;
5) создание организационной формы объединения
ученых данных дисциплин: национальных
и международных ассоциаций. Социология
прошла все эти стадии процесса институционализации
в различных странах Европы и США, начиная
с 40- х годов XIX столетия.
Структура социологии
Помимо внешней