Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:54, доклад
В социологической практике под качественными данными понимают данные, которые выражаются нечисловым способом. Их носителями могут быть рисунки, фотографии, видеоматериалы, различного рода символы и знаки, вещи, предметы и пр. Но чаще всего они представлены в виде вербальной информации - текста или речи. От количественных данных качественные отличаются тем, что содержание последних несет в себе смысл, непосредственно характеризующий самого их носителя, в то время как количественные указывают на масштаб, объем, интенсивность характеристик изучаемого явления
Качественные методы социологического исследования: содержание, сфера применения
В социологической
практике под качественными
привели к тому, что так называемые качественные исследования (исследования, основанные на сборе и анализе качественных данных) стали связывать в большей степени с этапом генерирования или построения теории, а количественные исследования - с ее верификацией.
Качественные методы дают возможность выделить мотивационную составляющую восприятия людьми объектов социологического исследования, повышая таким образом информативность выводов и даже серьезно изменяя их.
Можно выделить
две основные проблемы социологического
исследования, основанного только
на анализе статистических
- большинство опрошенных не задумывается о причинах своих поступков,
а
в ответ на подобные вопросы
приводит рациональные
- при анализе стандартизированных анкет невозможно определить
источники и причины высказанного отношения - мнения, что
существенно снижает их информативность и практическую ценность.
Зачастую заказчик, получив пухлую папку с результатами стандартного социологического исследования, не понимает, что ему дальше с этим делать.
Качественные методы направлены на изучение максимально широкого спектра мнений. Раскрытие наиболее полной картины ситуации является одним из условий, позволяющих анализировать внутреннюю структуру и взаимосвязи изучаемого явления, а значит - воздействовать на него.
Качественные
методы наиболее применимы для
решения практических задач по
анализу общественного мнения
в сфере средств массовой
информации и маркетинга. Они
позволяют исследовать
1. Сознательных факторов, доступных для структурированных опросников;
2. Личных чувств
и языка, для которых
3. Интуитивных
ассоциаций, для выявления
которых используются невербальные
4. Бессознательных,
спонтанных реакций, не
Сферы применения качественных методов
1. Получение реальной картины мнений, что используется, в частности, для
корректировки вопросов анкеты количественного социологического
исследования;
2.Тестирование материалов для рекламной или политической кампании
(листовок, плакатов, аудио- и видеороликов, статей, программных
положений);
3. Диагностика восприятия имиджа, фирменного, поведенческого стиля и
выработка путей его улучшения;
4. Диагностика социальных
групп с целью выявления
их поведение.
Качественные
методы можно использовать
не только для уточнения
внутренней структуры и
динамики общественного
мнения, но и как
вспомогательные при
Грамотно
проведенное качественное
Преимущество качественных
методов социологического исследования
заключается в том, что они
позволяют не только констатировать
наличие явления, но и выявить
возможные причины возможные
последствия его возникновения.
Основной недостаток качественных методов
социологического исследования заключается
в том, что при малой (ограниченной,
нерепрезентативной) выборке они
не позволяют производить
Информация о работе Качественные методы социологического исследования: содержание, сфера применения