Как Вы бы определили предмет истории социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 13:28, контрольная работа

Описание работы

ЗАДАНИЕ № 1
Вопросы и задания:
а) Как Вы бы определили предмет истории социологии?
б) Проанализируйте социально-экономические предпосылки появления социологии как науки.
в) Охарактеризуйте естественнонаучные предпосылки возникновения социологии.
г) Составьте таблицу периодизации истории социологии.
ЗАДАНИЕ № 2
ЗАДАНИЕ № 1
Вопросы и задания:
а) Как Вы бы определили предмет истории социологии?
б) Проанализируйте социально-экономические предпосылки появления социологии как науки.
в) Охарактеризуйте естественнонаучные предпосылки возникновения социологии.
г) Составьте таблицу периодизации истории социологии.
ЗАДАНИЕ № 2
Составьте анкету социологического исследования (тема по выбору студента).

(тема по выбору студента).

Файлы: 1 файл

Контрольные задания_Социология.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)

 

 

ЗАДАНИЕ № 1

 

 а) Как  Вы бы определили предмет истории  социологии?

 

 История  социологии — наука о социологии  как дисциплине и отрасли гуманитарного  знания, процессе её становления  и развития.

 

 История  социологии как относительно  самостоятельная область знания вместе с другими историко научными дисциплинами входит в состав общей истории науки. История социологии в ее расширительном понимании есть дисциплина, изучающая процесс развития социальной мысли с точки зрения формирования в недрах разных наук социологического подхода к предмету каждой из них. В другом более строгом смысле слова история социологии есть знание о развитии социологии с того момента, когда она сформировалась как самостоятельная научная дисциплина со своим предметом, своим методом, своей структурой и особыми функциями. Узкий смысл понятия истории социологии предполагает, таким образом, более строгую трактовку ее предмета как области знания, обладающей статусом особой научной дисциплины. В этом значении история социологии есть наука о становлении и развитии одной определенной науки об обществе, которая ставит и решает задачи, не входящие в компетенцию ни одной другой науки.

 

 б) Проанализируйте  социально-экономические предпосылки  появления социологии как науки.

 

 Социология  возникла в середине XIX в. в культурно и экономически наиболее развитых странах Западной Европы: Франции, Германии, Англии. Именно в этих странах в то время шло интенсивное становление и развитие основ раннего буржуазного, или раннелиберального общества. Формировалась по-новому дифференцированная структура этого общества и новые механизмы его становления, воспроизводства и изменения. На арену активной общественной жизни вышли новые социальные силы или субъекты, в том числе массовые (профессиональные союзы трудящихся, политические партии и движения), которые нуждались в ясном понимании сложных, подчас революционных процессов.

 

 Понимание  структуры и динамики нового  общества требовало новых знаний, способных удовлетворить такую  потребность. До появления социологии  имелись два вида знаний об обществе, которые существовали независимо друг от друга: философское (социальная философия) и эмпирическое. Так, Томас Гоббс и Джон Локк в Англии, Шарль Монтескье и Жан-Жак Руссо во Франции создали социально-философские и политические концепции, в которых верно схвачена социальная тенденция новой эпохи. Центром этих концепций стал рядовой человек Нового времени как субъект становления нового общества. Это уже не подданный короля или царя, а гражданин, обладающий неотъемлемыми правами и свободами. Его отношения с другими гражданами, равными ему по этим правам и свободам, образуют гражданское общество. Как члены этого сообщества они заключают «общественный договор» с государством: делегируют ему часть своих прав в обмен на защиту своих гражданских прав и свобод. Но эти и подобные им концепции выражали лишь начальные, недостаточно дифференцированные состояния раннелиберального общества. К тому же они были обоснованы лишь теоретически, а не эмпирически.

 

 Эмпирическое  знание того времени об обществе возникло для решения практических задач. В Англии XVII-XVIII вв. это была «политическая арифметика», которая использовала количественные методы для изучения причин и тенденций смертности, анализа результатов первых переписей населения (Дж.Граунт, В.Петти, Э.Галлей). В Германии подобный статистический анализ осуществляло так называемое «государствоведение», Staatswissenschaft, т.е. учение о массовых явлениях и фактах жизни государства. Из анализа таких фактов и возникла статистика как специальная наука (термин «статистика» имеет в своем корне слово «государство»: нем. Staat, англ. state). Такого рода эмпирическое знание было далеко от социальной теории. Но оно стало важной предпосылкой возникновения социологии - эмпирической предсоциологией.

 

 Таким  образом, социология возникла в ответ на двоякую потребность социальных субъектов Нового времени: в синтезирующем знании о новом обществе как целостном объекте, который возникает в результате действий множества субъектов; в таком специализированном знании, которое соединяет теорию с эмпирическим обоснованием и позволяет субъектам достигать практических успехов. Эта потребность имела интернациональный характер. Ее основателями и ранними теоретическими классиками стали крупнейшие западноевропейские мыслители. Затем география социологии стала быстро расширяться.

 

 в) Охарактеризуйте  естественнонаучные предпосылки  возникновения социологии.

 

 Герберта  Спенсера (1820—1903) можно считать основоположником  социалорганицизма и эволюционизма.  Слабость идей органицизма в  том, что аналогии подменяли конкретный анализ (органицисты пытались устанавливать закономерности в обществе по аналогии с закономерностями в живых организмах). Спенсер сформулировал независимо от Дарвина свою теорию эволюции. Социальная эволюция по Спенсеру — это часть всеобщей. В ней также действуют два фактора: борьба за существование и выживание наиболее приспособленных (естественный отбор). Он выделял две стороны процесса эволюции — интеграция и дифференциация: от неустойчивости к устойчивости, и три фазы эволюции: неорганическая, органическая, надорганическая. Социальная эволюция — это часть надорганической, которая отличается уровнем сложности, темпами изменения и важностью следствий.

 

 Идеи эволюционизма  развивались во многих странах  независимо, одной из ветвей эволюционизма был социальный дарвинизм:

 

 Людвиг  Гумплович (1838—1909), Австрия. Написал  ряд трудов: «Основы социологии»,  «Социология и политика», «Социологическая  идея государства», «Раса и государство», «Расовая борьба». Считал, что  предмет социологии — изучение социальных групп и взаимоотношений между ними. Социальная группа для него — не просто сумма составляющих её единиц, а обладающая групповым эффектом. Основной закон каждой социальной группы — стремление подчинить себе другие социальные группы, стремление к порабощению и господству, к самосохранению.

 

 Уильям  Самнер (1840—1910), США. Считал, что социальная  эволюция происходит независимо  от воли и желания людей  и законы естественного отбора и борьбы за существование универсальны. Основная работа Самнера: «Народные обычаи», где он осуществляет попытку объяснения происхождения и развития некоторых важных групповых привычек и социальных форм жизни людей. Обычай по Самнеру — стандартные групповые формы поведения, выступающие на уровне индивида как привычки. Ввел понятие In-референтных и Out-референтных групп.

 

 Также  в рамках социал-дарвинизма существовала  расово-антропологическая школа.  Самый известный её представитель  — Артюр де Гобино (1816—1882). Основной труд — «Опыт о неравенстве человеческих рас». Он пытался оправдать существующее неравенство в обществе и обосновал его расовыми различиями. Главный критерий — уровень интеллекта расы.

 

 Таким  образом, развитие естественнонаучного  знания и, в частности, дарвинизма с его эволюционной теорией, способствовало переносу эволюционистских идей из естественнонаучной сферы в область гуманитарного знания и возникновению социалорганицизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 г) Составьте  таблицу периодизации истории  социологии.

 

          

№   Название периода             время                     имена                        основные достижения  

                                                                              исследователей    

 

1   ранняя  теоретическая       20-70-е годы        Огюст Конт,             Возникновение термина

      классика                         19 века              Герберт Спенсер,    «социология»(sociologie,

                                                                         Карл Маркс          от лат.societas+греч.Logos)

                                                                                                         Определение предмета 

                                                                                                           Социология

 

 

 

2  ранняя  теоретико-методо-  от 80-х годов      Фердинант Теннис  Разработка  методологии 

    логическая  классика             19 века до пер-  Эмиль Дюркгейм,    социологических иссле-

                                                    вой мировой      Макс Вебер,             дований,т.е. осознания

                                                     войны                Георг Зиммель        подходов к их объекту

                                                                                                                 и способов получения

                                                                                                                  эмпирических данных о

                                                                                                                    нем,взаимное              

                                                                                                                  соотнесение

 теоретической  и 

методологической

 компонент  социоло-

гического знания

 

 

                                  

                                  

3 зрелая теоретико-мето    от первой мировой  Питирим  Сорокин      достигает  своей зре-

 дологическая  классика      войны до70-х           Талкотт Парсонс, лости взаимосвязь

                                               годов 20 века           М.И.Туган-Баранов-  предмета и  методоло-

                                                                                   ский                            гии социологии

 

 

 

 

4 новые понимания       конец 20-начало         Ален Турен и Пьер     В центре оказывается

 предмета  социологии,  21 вв.                      Бурдье,Маргарет Арчер    не  общество как це-

алтернативные клас-                                      и Энтони Гидденс          лостный объект,а соци-

сическим                                                                                                    альный субъект как 

                                                                                                                   активное действующее

                                                                                                                 лицо,как актор социаль-                                  

                                                                                                                  ных процессов,изме-

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ № 2

 

 Составьте  анкету социологического исследования (тема по выбору студента).

 

 Анкета социологического опроса

 

 для учащихся  старших классов средней школы,  средних и высших учебных заведений

 

 «Связь  социального положения и образовательного  уровня с возрастом начала  половой жизни среди молодежи»

 

 Инструкция  по заполнению анкеты

 

 Внимательно прочитайте предложенные вопросы. Пометьте каким-либо знаком выбранные варианты ответов. Если таких вариантов нет, то напишите свой вариант ответа в пункте «Ваш вариант».

 

1. Укажите  свой пол

 

2. Укажите  свой возраст

 

3. Укажите  свое социальное положение:

 

- специалист  со средним образованием

 

- специалист  с высшим образованием

 

- учащийся  вуза

 

- учащийся  среднего специального учебного  заведения

 

- учащийся  школы

 

- ваш вариант

 

4. В каком  возрасте Вы начали жить половой  жизнью:

 

- ранее 16-и лет

 

- 16 лет

 

- 18 лет

 

- 20 лет

 

- позднее

 

- не имел  половых сношений

 

5. При каких  условиях, на Ваш взгляд, наиболее  часто возникает первый половой  контакт:

 

- на вечеринке/празднике

 

- в обыденной  обстановке

 

- другое

 

6. Кто, на  Ваш взгляд, чаще всего становится инициатором полового контакта:

 

- молодые  люди

 

- девушки

 

- одинаково

 

7. Каковы, по Вашему  мнению, причины разрыва отношений  на раннем этапе:

 

- материальные и жилищные  проблемы

 

- случайность возникновения  отношений

 

- противодействие родственников

 

- ваш вариант

 

8. Ваше личное мнение  по данному вопросу: положительную  или отрицательную роль играют  половые контакты среди молодежи, каковы на Ваш взгляд могут  быть последствия этих контактов,  и пр.                                                                                   

Информация о работе Как Вы бы определили предмет истории социологии