Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 13:28, контрольная работа
ЗАДАНИЕ № 1
Вопросы и задания:
а) Как Вы бы определили предмет истории социологии?
б) Проанализируйте социально-экономические предпосылки появления социологии как науки.
в) Охарактеризуйте естественнонаучные предпосылки возникновения социологии.
г) Составьте таблицу периодизации истории социологии.
ЗАДАНИЕ № 2
ЗАДАНИЕ № 1
Вопросы и задания:
а) Как Вы бы определили предмет истории социологии?
б) Проанализируйте социально-экономические предпосылки появления социологии как науки.
в) Охарактеризуйте естественнонаучные предпосылки возникновения социологии.
г) Составьте таблицу периодизации истории социологии.
ЗАДАНИЕ № 2
Составьте анкету социологического исследования (тема по выбору студента).
(тема по выбору студента).
ЗАДАНИЕ № 1
а) Как
Вы бы определили предмет
История
социологии — наука о
История социологии как относительно самостоятельная область знания вместе с другими историко научными дисциплинами входит в состав общей истории науки. История социологии в ее расширительном понимании есть дисциплина, изучающая процесс развития социальной мысли с точки зрения формирования в недрах разных наук социологического подхода к предмету каждой из них. В другом более строгом смысле слова история социологии есть знание о развитии социологии с того момента, когда она сформировалась как самостоятельная научная дисциплина со своим предметом, своим методом, своей структурой и особыми функциями. Узкий смысл понятия истории социологии предполагает, таким образом, более строгую трактовку ее предмета как области знания, обладающей статусом особой научной дисциплины. В этом значении история социологии есть наука о становлении и развитии одной определенной науки об обществе, которая ставит и решает задачи, не входящие в компетенцию ни одной другой науки.
б) Проанализируйте
социально-экономические
Социология возникла в середине XIX в. в культурно и экономически наиболее развитых странах Западной Европы: Франции, Германии, Англии. Именно в этих странах в то время шло интенсивное становление и развитие основ раннего буржуазного, или раннелиберального общества. Формировалась по-новому дифференцированная структура этого общества и новые механизмы его становления, воспроизводства и изменения. На арену активной общественной жизни вышли новые социальные силы или субъекты, в том числе массовые (профессиональные союзы трудящихся, политические партии и движения), которые нуждались в ясном понимании сложных, подчас революционных процессов.
Понимание
структуры и динамики нового
общества требовало новых
Эмпирическое
знание того времени об
Таким образом, социология возникла в ответ на двоякую потребность социальных субъектов Нового времени: в синтезирующем знании о новом обществе как целостном объекте, который возникает в результате действий множества субъектов; в таком специализированном знании, которое соединяет теорию с эмпирическим обоснованием и позволяет субъектам достигать практических успехов. Эта потребность имела интернациональный характер. Ее основателями и ранними теоретическими классиками стали крупнейшие западноевропейские мыслители. Затем география социологии стала быстро расширяться.
в) Охарактеризуйте
естественнонаучные
Герберта
Спенсера (1820—1903) можно считать
Идеи эволюционизма развивались во многих странах независимо, одной из ветвей эволюционизма был социальный дарвинизм:
Людвиг
Гумплович (1838—1909), Австрия. Написал
ряд трудов: «Основы социологии»,
«Социология и политика», «
Уильям
Самнер (1840—1910), США. Считал, что социальная
эволюция происходит
Также
в рамках социал-дарвинизма
Таким
образом, развитие
г) Составьте таблицу периодизации истории социологии.
№ Название периода время имена основные достижения
1 ранняя теоретическая 20-70-е годы Огюст Конт, Возникновение термина
классика
2 ранняя теоретико-методо- от 80-х годов Фердинант Теннис Разработка методологии
логическая классика 19 века до пер- Эмиль Дюркгейм, социологических иссле-
теоретической и
методологической
компонент социоло-
гического знания
3 зрелая теоретико-мето от первой мировой Питирим Сорокин достигает своей зре-
дологическая классика войны до70-х Талкотт Парсонс, лости взаимосвязь
4 новые понимания конец 20-начало Ален Турен и Пьер В центре оказывается
предмета социологии, 21 вв. Бурдье,Маргарет Арчер не общество как це-
алтернативные
клас-
сическим
ЗАДАНИЕ № 2
Составьте
анкету социологического
Анкета социологического опроса
для учащихся
старших классов средней школы,
«Связь
социального положения и
Инструкция по заполнению анкеты
Внимательно прочитайте предложенные вопросы. Пометьте каким-либо знаком выбранные варианты ответов. Если таких вариантов нет, то напишите свой вариант ответа в пункте «Ваш вариант».
1. Укажите свой пол
2. Укажите свой возраст
3. Укажите свое социальное положение:
- специалист со средним образованием
- специалист с высшим образованием
- учащийся вуза
- учащийся
среднего специального
- учащийся школы
- ваш вариант
4. В каком
возрасте Вы начали жить
- ранее 16-и лет
- 16 лет
- 18 лет
- 20 лет
- позднее
- не имел половых сношений
5. При каких
условиях, на Ваш взгляд, наиболее
часто возникает первый
- на вечеринке/празднике
- в обыденной обстановке
- другое
6. Кто, на Ваш взгляд, чаще всего становится инициатором полового контакта:
- молодые люди
- девушки
- одинаково
7. Каковы, по Вашему мнению, причины разрыва отношений на раннем этапе:
- материальные и жилищные проблемы
- случайность возникновения отношений
- противодействие родственников
- ваш вариант
8. Ваше личное мнение
по данному вопросу:
Информация о работе Как Вы бы определили предмет истории социологии