Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 11:25, курсовая работа
Главной целью курсовой работы является раскрытие теории социального конфликта: Карл Маркс, Георг Зиммель, Ральфа. Дарендорф, Льюиса. Козер.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть диалектическое учение о противоречие и конфликте Карла Маркса;
изучить конфликтный функционализм Георга Зиммеля;
исследовать диалектические теории конфликта Ральфа Дарендорфа
Введение………………………………………………………………………
3
Глава 1. Карл Маркс и Георг Зиммель: социология конфликта
1.1. Диалектическое учение о противоречие и конфликте Карла Маркса…………………………………………………………………………..
1.2. Конфликтный функционализм Георга
Зиммеля…………………………………………………………………………
Глава 2. Р. Дарендорф и Л. Козер: концептуальная основа современной парадигмы конфликта.
2.1. Диалектическая теория конфликта Ральфа Дарендорфа. ………...
2.2. Конфликтный функционализм Льюиса Козера.…………………………………………………………………………
Глава 3. Функции социальных конфликтов, их классификация
3.1. Функции социальных конфликтов, их классификация……………
5
7
12
15
21
Заключение.……...……………………………………………………………
Список использованной литературы…………………….………………….
Приложение…………………………………………………………………..
26
30
31
Введение………………………………………………………………………
3
Глава 1. Карл Маркс и Георг Зиммель: социология конфликта
1.1. Диалектическое учение о противоречие и конфликте Карла Маркса…………………………………………………………………………..
1.2. Конфликтный функционализм Георга
Зиммеля…………………………………………………………………………
Глава 2. Р. Дарендорф и Л. Козер: концептуальная основа современной парадигмы конфликта.
2.1. Диалектическая теория конфликта Ральфа Дарендорфа. ………...
2.2. Конфликтный функционализм Льюиса Козера.…………………………………………………………………………
Глава 3. Функции социальных конфликтов, их классификация
3.1. Функции социальных конфликтов, их классификация……………
5
7
12
15
21
Заключение.……...……………………………………………………………
Список использованной литературы…………………….………………….
Приложение…………………………………………………………………..
Приложение.
Приложение 1.
Оппозиция, лат., 1) сопротивление. 2) Полит.,
противодействие путем печати и агитации
в собраниях направлению политики правительства;
политич. партии, противодействующие политике
правительства, назыв. оппозиционными.
Часть парламента, включающая оппозиционн.
партии, назыв. О.—3) Астрон., см. Аспекты.
Приложение 2.
Маркс - 2) Карл, знаменитый немецкий
экономист и политический деятель, 1818—83,
основатель герман. социал-демократии,
по происхождению еврей. 1841—42 редактор
в Кельне радикальной “Rheinische Zeitung”; по
ее запрещении издавал 1844 в Париже “Deutsch-franz.
Jahrbucher”. Изгнанный из Франции, жил то в
Бельгии, то в Англии; 1847 написал вместе
с Фр. Энгельсом “Манифест коммунистич.
партии”, сжатое и яркое изложение основ
нового социализма. После революции 1848
вернулся в Германию и издавал 1848—49 в
Кельне “Neue-Rheinische Zeitung”; 1849, изгнанный
из Германии, потом из Франции, поселился
в Лондоне. Духовный вождь “интернационала”
и нем. социал-демократии, основатель теории
экономического (исторического) материализма:
в основе историч. процесса лежит организация
производственных отношений, образующих
экономическую структуру общества, реальный
базис, над которым возвышается юридическая
и политическая надстройка. История всех
до ныне существовавших обществ есть история
борьбы классов за экономическое господство
и власть. Учение М. о классовой борьбе,
о прибавочной ценности, о происхождении
капитала, прибыли и ренты в течение полувека
служило катехизисом для многочисленной
школы его сторонников “марксистов”
и теоретич. научным базисом социал-демократического
движения [1].
Приложение 3.
Конфликтология – это междисциплинарное учение
связано с философией, политикой, педагогикой,
юридическими науками, психологией, но
в большей степени конфликтологию рассматривает
психология.
Конфликт – это сложное динамическое
явление, требующее комплексного подхода
в его изучении и разрешения с учетом его
многообразия, объективных и субъективных
факторов.
Предметом конфликтологии является конфликты,
методы.
Конфликтология – это раздел социальной психологии.
Основные вопросы конфликтологии:
Объектом конфликтологии являются конфликты
во всех формах их проявления.
Предметом конфликтологии является
только то всеобщее, главное, что отличает
процесс возникновения, развития и завершения
любого конфликта.
Трудности, возникшие в процессе
изучения конфликтологии:
среди ученых нет единства в
понимании природы, сущности конфликта
как социального явления: одни считают,
что конфликт – норма в социальной жизни,
«бесконфликтное общество также немыслимо
как сухая вода», «конфликтов нет только
на кладбище», если в жизни нет конфликтов,
проверьте, есть ли у Вас пульс»; другие
ученые считают, что конфликт - опасная
болезнь, социальная патология и от нее
раз и навсегда надо избавиться, впереди
общество без конфликтов. В обоих случаях
критерием истины является жизнь: в наше
время происходит лавинообразный рост
конфликтов, поэтому независимо от точки
зрения существование конфликтов признается.
Конфликты необходимо тщательно изучать,
исследовать и формулировать рекомендации
по их регулированию, особенно тех конфликтов,
которые ведут к разрушениям, к опасным
последствиям.
Усилия современных конфликтологов
сконцентрировались на решении 3 основных проблем:
Таким образом, задачи конфликтологии
носят не только теоретический, но и чисто
практический характер[15].
Приложение 4.
Зиммель
Георг (1858—1918). Изучал философию в Берлинском
ун-те, в котором затем преподавал (1901—1914);
в последние годы он — профессор в Страсбурге.
Один из ведущих представителей «философии
жизни», наряду с Ницше, Бергсоном и Дильтеем;
разрабатывал широкий круг проблем, включая
философию истории и культуры, этику, политэкономию,
религиеведение. Отстаивал самостоятельность
социологии как науки, считается основоположником
«формальной социологии».
Круг его социологических интересов
также весьма широк: власть и насилие;
социальная дифференциация; отчуждение;
взаимоотношения общества и индивида;
социология культуры, города, семьи и пола;
социология конфликта; социология религии.
И это далеко не полный перечень. Важнейшие
работы: «Проблемы философии истории»
(1892), «Философия денег» (1900), «Социология»
(1908), «Конфликт современной культуры»
(1918). В 1906 г. вышла его работа «Религия».
На русский язык переведен ряд работ, в
том числе «Религия. Социально-психологический
этюд» [7].
Приложение 5.
Ральф Дарендорф - родился 1 мая 1929 в Гамбурге.
Изучал философию и классическую филологию
в Гамбургском университете, социальные
науки в Лондонской школе экономики. В
1954 защитил диссертацию по теме "Неквалифицированный
труд в британской промышленности".
Первые книги Дарендорфа – публикации
его диссертаций по социальной философии,
посвященных критике Маркса и марксистской
теории общества. Среди них – Маркс в перспективе.
Идея справедливости в мышлении Карла
Маркса (Marx in Perspective. Die Idee des Gerechten im Denken
von Karl Marx, 1953) и Социальные классы и классовый
конфликт в индустриальном обществе (Soziale
Klassen und Klassenkonflikt in der industriellen Gesellschaft, 1957).
Дарендорф работал преподавателем и исследователем
на кафедрах социологии в Гамбурге (с 1958),
Тюбингене (с 1960) и Констанце (с 1966), сотрудником
американского Центра высших исследований
в области наук о поведении (1957–1958), приглашенным
профессором Фонда Рассела Сейджа (1986–1987).
В 1970–1974 он – комиссар Европейского экономического
сообщества, в 1974–1984 директор Лондонской
школы экономики, с 1988 ректор Сент-Энтони-колледжа
Оксфордского университета[13].
Приложение 6.
Льюис
Козер - Родился 27 ноября 1913 в Берлине.
Отец, еврей по национальности был довольно
богатым банкиром. Детство юноши было
безоблачным, пока в 1933 к власти в Германии
не пришли нацисты. Как раз незадолго до
этого юноша закончил школу и начал принимать
активное участие в левом движении. Хорошо
видя, к чему идет дело и будучи уже сформировавшейся
личностью, он в 20 лет решил покинуть родину
и уехал в Париж.
Первые годы на новом месте
проходили у Козера в бедности и в постоянных
поисках заработка. Перебиваясь разовыми
заработками, он сменил несколько профессий,
испробовав свои силы как в физическом
труде (продавец-разносчик), так и на поприще
умственного труда (личный секретарь одного
швейцарского писателя). Его мытарства
закончились в 1936 — он получил право на
постоянную работу и устроился на одну
из должностей во французском представительстве
американской брокерской фирмы.
Параллельно с работой начал
посещать занятия в Сорбонне. Не имея никаких
особых научных пристрастий, решил заниматься
сравнительным литературоведением —
только потому, что кроме немецкого знал
еще французский и английский языки. После
нескольких семестров начал работать
над диссертацией по сравнению английских,
французских и немецких новелл одного
временного периода. Изюминкой этой работы
должно было стать изучение влияния социальной
структуры общества на формирование специфики
той или иной национальной литературы.
После того как куратор Козера заявил,
что вопросы социальной структуры не входят
в компетенцию литературоведения, а являются
прерогативой социологии, студент сменил
специализацию и стал посещать лекции
по социологии. Так, почти случайно, определилось
научное поприще будущего великого социолога.
В 1941 он был арестован по приказу
французского правительства как уроженец
Германии и помещен в трудовой лагерь
на юге Франции. Это послужило серьезным
доводом в пользу эмиграции в США. По совету
эмиграционной службы Козер сменил немецкое
имя Людвиг на более нейтральное Льюис.
Оформляя миграционные документы, он познакомился
с сотрудницей Международной ассоциации
помощи беженцам Розой Лауб, которая стала
его женой. Первое время после прибытия
Козера в США прошло в работе в разных
правительственных комиссиях, в том числе
в отделе военных новостей и в министерстве
обороны. Какое-то время он был одним из
издателей журнала «Модерн Ревью», пропагандировавшего
левые идеи, а также зарабатывал статьями
для газет.
В 1948, получив американское
гражданство, решил продолжить социологическое
образование и поступил в Колумбийский
университет. Вскоре получил предложение
стать преподавателем в колледже Чикагского
университета на факультете социальных
наук и социологии. Период работы в Чикагском
колледже дал Козеру возможность не только
углубить свои познания в области социологии,
но и ознакомиться с самыми разными подходами
и точками зрения.
После двух лет работы в Чикаго
он снова возвратился в Нью-Йорк, чтобы
продолжить образование в Колумбийском
университете. После его завершения он
преподавал в Бостоне, в Университете
Брендис, где основал факультет социологии.
В 1954 закончил свою докторскую диссертацию
и защитил ее в Колумбийском университете
под руководством Роберта Мертона. На
основе этой диссертации в 1956 была опубликована
первая книга Козера Функции социального
конфликта.
Конец 1940-х — начало 1950-х ознаменовалось
в США расцветом маккартизма — гонений
на приверженцев мало-мальски левых взглядов.
Учитывая, что Козер всегда отличался
склонностью к левым идеям, эта ситуация
резко сократила его возможности публиковаться.
Чтобы вообще их не потерять, он при поддержке
более 50 других ученых начал выпускать
журнал «Диссент» (Dissident — «Инакомыслие»),
который до сих пор является рупором левых
сил США.
Проработав в Брендисе 15 лет,
он перешел в Нью-Йоркский Государственный
Университет, где работал вплоть до своей
отставки.
1960—1970 стали временем наиболее
плодотворным периодом в научной деятельности
Козера. Он написал труды, изучающие взаимоотношения
людей и институтов: Люди идей (1965) и Жадные
институты (1974). Через десять лет после
первого капитального труда по социологии
конфликта вышла его вторая книга по этой
тематике — Дальнейшие исследования социального
конфликта (1967). Кроме этого он выпустил
несколько книг по истории социологии
— Георг Зиммель (1965), Мастера социологической
мысли (1971) и Ученые беженцы в Америке (1984).
Он возглавлял Восточное социологическое
общество в 1964—1965, а также Американскую
социологическую ассоциацию в 1975—1976.
После выхода в отставку в 1987
Козер вместе с семьей переехал жить в
Кембридж (штат Массачусетс), где умер
в 2003, не дожив до своего 90-летия всего
нескольких месяцев [13].
Приложение 7
Сущность концепции конфликта
Л. Козера изложена в его работе «Функции
социального конфликта» (1956).
Социальный конфликт Л. Козер
представляет как состояние «напряжённости
между тем, что есть и тем, что должно быть
в соответствии с чувствами известных
групп и индивидов». В связи с этим, обществу
присущи социальное неравенство, психологическая
неудовлетворённость членов данного общества
и следующая из этого напряжённость между
отдельными индивидами и целыми группами.
Такая напряжённость периодически находит
выход во взаимных коллизиях между этими
индивидами или группами. В соответствии
с этим, Л. Козер полагает, что социальный
конфликт представляет собой не что иное,
как борьбу за ценности, статус, власть
и т.п.
Форма и интенсивность конфликта,
по Козеру, напрямую зависит от особенностей
конфликтующих групп. При этом автор обосновывает
двоякую роль конфликта во внутреннем
сплочении коллектива. С одной стороны
поиск «внешнего врага» способствует
«укреплению внутригрупповой солидарности».
С другой стороны, при отсутствии врага
внешнего начинается поиск врага внутреннего,
особенно это характерно для ситуаций,
когда лидеры групп терпят неудачи или
поражения. Таким образом, происходит
сплочение группы перед лицом «опасности»,
и многие лидеры зачастую сознательно
прибегают к тому или иному способу (поиску
внешнего или внутреннего врага) с целью
разжигания конфликта и последующего
укрепления внутренней сплочённости группы.
Таким образом, концепцию позитивно-функционального
конфликта Л. Козера можно представить
в виде схемы (см. схему 2):
Схема 2
Концепция
позитивно-функционального конфликта
Л. Козера
Таким образом, социальный конфликт
рассматривается Л. Козером в качестве
неизбежного спутника любого общества
с двух сторон:
При этом особое внимание автор
акцентирует на группосозидающих функциях
конфликта.
Информация о работе Карл Маркс и Георг Зиммель: социология конфликта