Католическая благотворительная практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 16:20, доклад

Описание работы

Католическая церковь, оформившаяся после разделения в 1054 года христианства на западное и восточное, накопила большой опыт милосердной и благотворительной деятельности которую на Западе, как выше отмечалось, принято называть каритативной деятельностью. Делами милосердия и благотворительности в католицизме занимались и занимаются приходы, монастыри, монашеские ордена, благотворительные центры, разветвленная сеть различных организаций мирян.

Содержание работы

1) Католическая церковь

2) Католическая благотворительная практика

3) Отличия католических идей и практик благотворительности

4) Социально-каритативная работа

5) Нищенствующие монашеские ордена

6) Выдача индульгенций

7) Список литературы

Файлы: 1 файл

ИСР.docx

— 19.67 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1)  Католическая церковь

 

2) Католическая благотворительная практика

 

3) Отличия католических идей и практик благотворительности

 

4) Социально-каритативная работа

 

5) Нищенствующие монашеские  ордена

 

6) Выдача индульгенций

 

7) Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Католическая церковь, оформившаяся после разделения в 1054 года христианства на западное и восточное, накопила большой  опыт милосердной и благотворительной  деятельности которую на Западе, как выше отмечалось, принято называть каритативной деятельностью. Делами милосердия и благотворительности в католицизме занимались и занимаются приходы, монастыри, монашеские ордена, благотворительные центры, разветвленная сеть различных организаций мирян.

Католическая благотворительная  практика опирается на соответствующее  теологическое обоснование, которое  включает и обще христианские принципы, и собственно католические постулаты. Так, она органически связана  с концепцией спасения - путем совершения различного рода "добрых дел" в  пользу неимущих, нищих, страдающих. В  католической литературе обычно подразделяются милосердные деяния на два направления - материального и духовного характера. Традиционный перечень так называемых "дел милосердия для тела" включает следующие деяния: накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, принять странника в свой дом, посетить больного, похоронить заключенного. Этот перечень дополняют семь "дел  милосердия для души": обратить грешника, научить непросвещенного, дать добрый совет сомневающемуся, утешить скорбящего, терпеливо переносить тяготы, прощать от всего сердца обиды, молиться за живых и усопших. Благотворительность в католицизме прямо вытекает из учения о спасении "добрыми делами", связанными с проявлением милосердия и сострадания к нищим, обездоленным, нуждающимся в материальной и духовной поддержке.

Отличия католических идей и практик благотворительности: в понятийно-догматическом плане  католическая концепция благотворительности  проработана более систематически и объемно в сравнении с  православием и протестантизмом  и построена на следующих фундаментальных  принципах: достоинство человеческой личности, основанное на понимании  человека как образа и подобия  Бога; обязательность общего блага, отвергающая  индивидуалистический уклон протестантизма и примат коллективизма (соборности) православия; справедливость распределения  благ; солидарность благотворителей  и благополучателей в отношении общего блага и субсидиарность (вспомогательность) отдельных людей и сообществ в делах благотворительности, основанной на правах человека, без вмешательства государства.

- католическое учение  о благотворительности и соответствующая  ему социально-каритативная работа проистекают из религиозно-сотериологического учения о спасении «добрыми делами», вследствие чего благотворительность понимается как одно из средств спасения; призыв к сочетанию индивидуального и коллективного типов благотворительности, с предпочтением последнему;

- придание особого значения  нищенству в католической церкви  проявилось в возникновении в  Средние века и существовании  до настоящего времени нищенствующих  монашеских орденов, придающих  особое значение обету бедности;

- на доктринальном уровне  проработана идея не только  материальной бедности, но и бедности  в знании и опыте; различается  социальное и политическое милосердие; идея об ответственности богатых  стран по отношению к странам,  которые не в состоянии обеспечить  возможности собственного развития, основанные на принципах справедливости  и солидарности. б. Отличия протестантских идей и практик благотворительности:

- акцентируется внимание  на том, что человек спасается  только верой (принцип Sola fide) в Бога, благотворительность, добрые дела не могут спасти благотворителя, как у католиков, но через них проявляется истинность веры;

- акцент переносится с  внешней формы проявления милосердия  на внутреннее содержание: главное  не дать человеку милостыню,  а спасти его душу;

- наиболее последовательно  проводится мысль о том, что  среди целей благотворительности  не только помощь неимущим, но  и труд по избавлению человека  от присущего ему зла и воссоздание  в нем Божьего образа и подобия,  как помощь в реализации каждым  человеком его личного потенциала;

- среди причин социальной  несправедливости признается не  только человек, но и дьявол;

- указываются две основных  причины, дающие право на помощь  человеку извне: если не хватает  компетенции, или он столкнулся  с проблемой, выходящий за рамки  его компетенции, например, война,  стихийное бедствие, потеря трудоспособности;

- осуждаются не только  «профессиональные» нищие, но  и те из благополучателей, кто пассивно ожидает вспомоществования и не прилагает собственных усилий для выхода из состояния нуждающегося, отсюда, акцент в учении на то, что попавшему в беду и нужду человеку необходима не только повседневная помощь, но обучение тому, как самостоятельно выйти из сложившейся ситуации;

Знакомство с каритативной деятельностью католической церкви показывает, что эта церковь за тысячелетнюю историю своего существования накопила громадный опыт социальной работы среди населения не только в Европе, но и в других регионах распространения католицизма (странах

Северной и Южной Америки, Азии, Африки и др.), где имеются  католические приходы и миссии, где  благотворительная деятельность тесно  связана с миссионерской работой. Церковь располагает большим количеством профессиональных работников, занимающихся этой гуманитарной деятельностью. Описанные в данном разделе некоторые методы их работы, «обкатанные» веками в разных странах и ныне используемые также в современной России, заслуживают самого пристального внимания наших социальных работников.

Осуществляя благотворительную  деятельность, конфессиональные организации  одновременно защищают свои интересы, свою идеологию. Например, в основных направлениях развития «Каритас» значится «миссионерское направление: предварять церковь и действовать по ее поручениям» . Разумеется, конфессиональная организация иначе действовать не может, но также, очевидно, что подобная миссионерская направленность вызывает соответствующую реакцию других конфессий, приверженцев иных мировоззрений. Тонкость тут состоит в том, чтобы неизменно использовались такие методы, стиль, манера поведения, которые позволяют избежать обвинений в прозелитизме и помогают расширять гуманистическую благотворительную миссию.

Католическое учение о  благотворительности и милосердии и соответствующая ему социально-каритативная работа проистекают из религиозно-сотериологического учения о спасении «добрыми делами», связанными с проявлением милосердия и сострадания к нищим, обездоленным, нуждающимся в материальной и духовной поддержке, то есть в своей основе имеет религиозный опыт.

По учению католической церкви, выдача индульгенций возможна в силу совершённой Иисусом Христом  искупительной жертвы и за счёт добрых дел (заслуг) святых. Причём заслуги  святых называются на богословском языке  сверхдолжными (преизбыточными). Что означает это название? Святые, учат католические богословы, имеют добрых дел больше, чем грехов. И ещё при жизни они очистили себя от грехов своими добрыми делами, потому и направляются Богом сразу в рай. Но остаётся некоторый излишек заслуг святых, излишек, который самим святым для спасения души не понадобился. Вот именно этот излишек заслуг католическая церковь и имеет право распределять среди верующих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1) Волконский А. М. «Католичество и Священное Предание Востока». Париж, 1933

 

2) Католическая энциклопедия. Изд. францисканцев. М.:2005

 

3) Омэнн Дж. Христианская духовность в католической традиции. Изд. Святого Креста. Рим-Люблин 1994.

 

4) Табак Ю. Православие и католичество. Основные догматические и обрядовые расхождения

 

5) Р. Конрад Вера Католической Церкви


Информация о работе Католическая благотворительная практика