Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 15:57, реферат
Мировой туристический бизнес стоит на пороге существенных изменений. Основная целевая аудитория туристического рынка (обеспеченное население развитых и развивающихся стран) претерпевает закономерный процесс старения. На данный момент эта проблема уже актуальна в странах западной Европы, США. Отсроченный эффект старения населения наибольшего масштаба присутствует в том числе и в Китае.
Китайские пенсионеры – будущее мирового туристического рынка.
Мировой туристический бизнес стоит на пороге существенных изменений. Основная целевая аудитория туристического рынка (обеспеченное население развитых и развивающихся стран) претерпевает закономерный процесс старения. На данный момент эта проблема уже актуальна в странах западной Европы, США. Отсроченный эффект старения населения наибольшего масштаба присутствует в том числе и в Китае.
Китай на сегодняшний день является наиболее перспективным целевым рынком для туристических операторов, и компаний по приему туристов, ввиду самого высокого темпа роста экономики, и количества лиц, чей доход позволяет приобретать путевки.
В последние 30 лет Китай испытывает необходимость принимать меры по контролю рождаемости, дабы избежать надвигающийся продовольственный кризис. Вследствие принятия данных мер, Китай ждет отсроченное старение, которое приобретет массовый характер в 2020 – 2050х годах. Данные исследования и прогнозы дают повод для более глубокого изучения туристического рынка, и в частности предложенных на нем продуктов. Так же, вследствие Постановления Правительства РФ от 2 августа 2011 г. N 644 "О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", эти исследования рекомендуется применить при строительстве инфраструктуры туризма, для обеспечения туристического предложения, адекватного спросу пожилых туристов из Китая.
На данный момент, китайский турист это один из немногих способов поддержания туристических регионов различных стран мира, в период экономического кризиса. Экономика Китая, на сегодняшний день, менее подвержена финансовым и политическим колебаниям, нежели США, Евросоюз, и остальные географические блоки развитых экономик. Эта стабильность положительно сказывается на благополучии значительной части населения, что дает дополнительный приток туристов в наиболее популярные туристические регионы мира (США, Западную Европу, ближний Восток). Рост туристического потока из Китая, неизбежно придется на Российские направления: по данным комитета статистики, количество туристов, посетивших Санкт-Петербург в 2012 г. составило 5,7 млн. человек, что по мнению союза туристических операторов России, является скромным показателем, и не обеспечивает запланированных рубежей. Согласно принятой в Санкт-Петербурге программе по развитию отрасли туризма в 2011 по 2016 год, количественный рост туристического потока, должен составить по истечению срока действия программы 8 млн. человек, и прибыли от отрасли, должны возрасти с 115 млрд. руб. до 285 млрд. Любопытным фактом считается то, что количество европейцев, желающих посетить Санкт-Петербург в 2012 году меньше чем в предыдущем, однако число туристов из Китая и Индии увеличилось на 30%. Свыше двухсот тысяч туристов насчитал (за 2013 год в Великом Новгороде) Центр развития туризма Новгородской области «Красная Изба». При этом, по данным центра, значительно выросло количество туристов: из Китая увеличилось на 180%, туристический поток из Нидерландов вырос на 43%, Германи34%.
Демографическая политика Китая с 1979 года состоит в контроле воспроизводства населения, так как по прогнозам социологов, без принятия мер об ограничении рождаемости, Китай ждало бы перенаселение уже в 1998 году. По данным переписей 1982 г., 1990 г и 2000 г., доля детских возрастов с 40,7% в 1964 г. снизилась: соответственно до 33,6, 27,7 и 22,9%, а удельный вес пожилых (65 лет и старшие) увеличился с 3,6 до 4,9, 4,6 и 7%. Столь быстрые темпы старения населения (около трех десятилетий в КНР примерно столетие в экономически развитых странах Европы) обусловлены политикой ограничения рождаемости, значительным уменьшением смертности и ростом средней продолжительности жизни. В возрастной динамике населения Китая в 1982-2050 гг.: учетом прогнозов) можно выделить временные промежутки:
1982-2000 гг. - постепенное старение населения. Влияние уменьшения показателей рождаемости на структуру возраста началось; численность 60-летних и лиц старших возрастов увеличилась к 2000 г. до 128 млн. человек, а их доля - до 9,8%;
2000-2030 гг. - ускоренное старение. Вследствие быстрого снижения указателей рождаемости, численность населения пенсионного возраста и старше достигнет 335 млн. человек;
2030-2050 гг. - сверхстарение. В этот период скорость старения замедлится, среднегодовой прирост численности населения в возрасте 60 лет и старше снизится до 3,6 млн. человек (с 7 млн. в 2000-2030 гг.). Поскольку доля населения в детских возрастах (0 – 14 лет) будет постоянно уменьшаться, удельный вес пожилых увеличится с 3 до 27,4%, достигнув беспрецедентных величин, и останется на этом высоком уровне в течение длительного времени.
Согласно стандартам ООН, население в стране считается старым, если количество жителей возрастом старше 65 лет составляет 7 %, а молодого поколения до 14 лет меньше 30%. На сегодняшний день число пожилых людей в Китае составляет 13%, или 170 млн. человек.
Выездной туризм в Китае претерпевает бурный рост: в 2012 году за границу выезжали 83 млн. китайцев – это на 13 миллионов больше, чем в предыдущем году, и в семь раз больше, чем в 2000 году.
По прогнозам ООН, в 2015 году количество китайцев, выезжающих в другие страны, превысит 100 миллионов.
В Европе китайцев наиболее привлекает Франция. В прошлом году эту страну посетили 900 000 туристов из КНР.
2012 году количество китайских туристов, посетивших РФ, достигло 343 тысячи, при общем количестве выехавших из страны китайцев с целью туризма, 84млн. человек.
«На данный момент, туристическими путевками в Россию интересуется в основном пожилое население Китая, ввиду специфичности межнациональных отношений в период параллельного развития в наших странах социализма», отмечает управляющий отделом заказов туристической компании CYTS Чэнь Сы.
Пользуясь европейским опытом, статистикой, и демографическими прогнозами, возможно достоверно точно определить основную целевую группу клиентов из Китая, которая будет составлять движущую силу туристского рынка в ближайшие 50 лет: преимущественно пенсионеры, мужчины со средним достатком. Преобладание мужского населения в Китае, является давней проблемой, ввиду национально-культурной предпочтительности к будущему полу ребенка. Китайцы, узнав на раннем сроке беременности пол ребенка, зачастую оставляют детей только в том случае, если родится мальчик. По прогнозам ООН, если подобная динамика в Китае будет продолжаться, то уже через 20-25 лет 40 млн. китайских мужчин останутся без жен, что приведет страну к новым демографическим и социальным проблемам, в том числе и к снижению рождаемости с последующим прогрессирующим ростом доли пожилых граждан относительно более молодого населения.
Китайский пожилой турист интересен российскому рынку не только из-за своей исключительной многочисленности, но и ввиду своей платежеспособности. Средняя базовая пенсия в Китае составляет 1400 юань, без учета льгот. Сумма скромная, но она вполне сравнима с российскими пенсиями, и в пересчете на рубли по курсу конца 2013 года составляет примерно 8400рублей. Помимо основных пенсионных отчислений, китайские пенсионеры имеют право вкладывать средства в акции крупных национальных предприятий с целью увеличения своего дохода. Прожиточный минимум в городе, численностью 1 млн. человек составляет 1066 юаней, из чего следует, что население, получающее пенсию, имеет в своем распоряжении достаточно средств, для накопления, перераспределения, расходования. Если взять во внимание уровень цен в Китае на жилье, продукты питания, лекарства, и товары первой необходимости, можно заключить, что уровень цен в Китае, ниже чем в России на 40%. Исходя из вышеприведенных данных следует, что китайский пожилой турист более привлекателен для российского рынка туристических услуг, нежели российский пенсионер. К тому же пенсионный возраст в Китае - 60 лет для мужского населения и 55 лет для женского, что соответствует российской пенсионной системе, с тем условием, что в Китае средняя продолжительность жизни составляет 73 года, а в Российской Федерации – 66 лет. Этот факт значит, что ускорение прироста количества пенсионеров в 2020-2050 годы в Китае, будет значительно больше, чем в России.
Урбанизация Китая в последние годы достигла своего пика, и население Китая к началу 2012 года на 51.27% состояло из городского населения (с каждым годом эта цифра растет приблизительно на 1,2%), что дает дополнительные финансовые привилегии сегменту пожилых лиц, так как сельское население пенсионного возраста, имеющее подсобное хозяйство, практически лишено финансовой поддержки со стороны государства. Ежегодное переселение сельских граждан в городские массивы, предполагает увеличение потребления туристических продуктов в Китае (в том числе и пенсионерами), и как дополнительное последствие урбанизации – рост денежных потоков со стороны Китая в туристические центры мира.
В своих исследованиях российского рынка, мы упоминали, что согласно прогнозам, население Российской Федерации стареет, и количество пожилых людей к 2031 году (при современных темпах динамики), составит 35 млн. человек, что в количественном отношении, меньше текущего количества пожилых граждан Китая в 5 раз. Эти данные свидетельствуют, о грядущем потенциальном спросе на российские туристические маршруты для лиц третьего возраста, со стороны Китая, и необходимости адаптировать их под нужды китайских пенсионеров.
У китайский туристов, как и у всех национальных агломераций, есть свои отличительные черты. Европейские туристические операторы поделились своим опытом в удовлетворении туристического спроса со стороны азиатского потока:
По мнению французских туроператоров, если учесть вышеприведенные нюансы, будет легко преодолен межкультурный барьер, с последующим привлечением дополнительных клиентов, посредством отличных отзывов о туристическом продукте. Это наблюдение считается немаловажным, ввиду большой зависимости выбора путевки китайских пенсионеров от мнения третьих лиц.
Социокультурная политика Китая нацелена на занятость пожилых граждан. По социологическим опросам журнала «Сяокан», Китайские пенсионеры, в отличие от своих более молодых соотечественников, при выборе занятий, очень сильно зависят от течения моды и культурной политики государства. В своей деятельности пожилые китайцы желают видеть смысл, и духовное развитие, что схоже с поведением французских пенсионеров. Последние наблюдения, сделанные в Китае обнаружили, что для пенсионеров на 2012 год в стране функционирует 42 991 школа, где пенсионеры занимаются: танцами, рисованием, каллиграфией и другими дисциплинами. Спрос на абонементы в данных школах значительно превышает предложение, и на пороге огромная проблема: нехватка средств на строительство подобных государственных «клубов». Пожилые китайцы очень трепетно относятся к качеству своей жизни на пенсии, и данный дефицит на места в школах для лиц «третьего возраста», может положительно отразиться на спросе туристических продуктов для граждан зрелого возраста.
Любопытный факт, замеченный у китайских туристов: они не относят российское направление к «внешнему» туризму, причисляя к этой категории направлений только страны западной Европы, США, страны ближнего Востока. Причинами такой позиции может, предположительно, служить относительная близость России, или доступность въезда на территорию. Вследствие непопулярности Российского направления среди китайской молодежи, необходимо вести грамотную маркетинговую политику, для установления перспективной и выгодной туристической позиции России по отношению к будущим китайским пенсионерам.
Заключение
Российский туристический рынок на текущем этапе развития имеет отрицательное сальдо туристического потока: на 2013 год, количество прибытий в страну с целью туризма значительно ниже количества отправлений. Это явление свидетельствует о слабом развитии внутренней туристической инфраструктуры, и слабой ориентированности на иностранного клиента. В современных условиях жесткой конкуренции на рынке, необходимо развивать узкие ниши рынка, для наиболее рациональных сегментов потребителя. Динамика увеличения доли пожилого населения в Китае и в мире была спрогнозирована в 2000 году, что привело к началу разработки во многих туристических центрах, маркетинговой и экономической стратегии по привлечению зрелого населения Китая. Сбалансированная политика по разработке данного сегмента потребителя, поможет России занять достойное место в списке наиболее популярных стран для туризма и отдыха.
Информация о работе Китайские пенсионеры – будущее мирового туристического рынк