Классическая теория организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:49, реферат

Описание работы

В классической теории организации линейная структура организации является носителем и непосредственным источником административной власти, а функции центральных служб заключаются в том, чтобы помогать и советовать линейным подразделениям. Согласно традиционному взгляду центральные службы способствуют расширению возможностей руководителя. Благодаря использованию таких специальных центральных служб, подчиненных и докладывающих непосредственно начальнику, можно увеличить объем контроля этого начальника, не опасаясь сократить возможности координации им действий подчиненных.

Файлы: 1 файл

классическая теория орг.docx

— 22.77 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

 

РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра «Государственное и муниципальное  управление и экономической теории»

Доклад

по дисциплине «Социология управления»

 

Тема: «Классическая теория организации»

 

 

 

                                                                                             Выполнил 

                                                                                                               Студент группы 073

                                                                                                 Васина А.В.

                                                                                                Проверил :

                                                                                                           Серебрякова Н.Н.

 

 

 

 

 

Рязань 2013 

Классическая  теория организации

 

Стремительное повышение  роли организаций в жизни общества, быстрый рост и увеличение их количества в XIX–XX вв. привело к необходимости  разработки научного подхода к изучению организаций, методов и принципов  эффективного управления ими. Ряд господствовавших в это время представлений  и идей принято характеризовать  как классическую теорию организаций, которая была ориентирована на рационализацию процесса труда участников на основе их планомерных действий, координации  и контроля со стороны управляющих. Классическая теория организации занималась практически исключительно изучением  структуры формальной организации.

В ее рамках организация  рассматривалась как формальная, как безликий механизм, предназначенный  для получения конкретного результата (прибыли и прочее).

Ей свойственны: вертикальная и горизонтальная специализация; рационально  построенная функциональная иерархическая  структура, четко регламентированные процессы и распределение обязанностей, формальные связи между участниками, единство распорядительства, приоритет  внутренних факторов производства по отношению к сфере потребления, рассмотрение труда и капитала как  основных движущих сил.

 Развитие такой организации  сознательное, заранее спланированное, направленное на приспособление  к меняющимся условиям; поведение  работников - рационально, система  управления- механистична.

Классическая теория организации  построена на четырех ключевых основах: разделение труда, линейные и функциональные процессы, структура и нормы управляемости (объем управления). Из этих главных  элементов и формируется почти  вся классическая теория организации.

  • Разделение труда является, без сомнения, краеугольным камнем среди этих четырех элементов. Все остальные элементы вытекают из него как следствия. Например, линейный и функциональный рост численности персонала* требует специализации и разделения функций. Структура организации естественно зависит от направления, в котором идет специализация деятельности в процессе развития фирмы. И наконец, проблемы нормы управляемости следуют из числа специализированных функций, входящих в компетенцию менеджера*.
  • Линейные и функциональные процессы имеют дело соответственно с вертикальным и горизонтальным ростом организации. Линейный процесс имеет отношение к росту цепи инстанций (уровней иерархии), делегированию полномочий и ответственности, единству команд и обязательной обратной связи.

 

 Разделение организации  на специализированные части  и перегруппирование частей в  совместимые единицы - это вопросы,  имеющие отношение к функциональному  процессу. Этот процесс сосредотачивается  на горизонтальном развитии линейно-функциональной  организации.

  • Структура - это логические связи функций в организации, направленные на эффективное достижение целей фирмы. Структура подразумевает систему и модель. Классическая теория организации обычно работает с двумя основными структурами, линейной и функциональной. Однако такие виды деятельности, как реализация функций и их взаимосвязи, очень легко попадают в область структурных рассмотрений. И наоборот, структура - это средство для представления логических и совместимых отношений между разнообразными функциями, представляющими собой организацию.
  • Понятие нормы управляемости (объема управления) касается количества подчиненных, которыми менеджер может эффективно руководить и осуществлять контроль. Первая работа о числовых ограничениях количества подчиненных, которыми может управлять один человек, приписывается Грейкунасу (V. A. Graicunas). Независимо от интерпретации норма управляемости имеет значение, в частности, для той формы организации, которая развивается в процессе роста. Широкий объем (большая норма управляемости) выдает горизонтальную структуру; короткий объем приводит к вертикальной структуре. Кроме того, понятие объема заостряет внимание на сложности человеческих и функциональных взаимосвязей в организации.

Классическая теория организаций  может быть представлена (впрочем, весьма условно) как совокупность следующих  трех основных направлений:

1. Теория научного управления, основы которой заложили и  развили Ф. В. Тейлор, Ф. Гилбретт, Л. Гилбретт, Г. Л. Гантт, Х. Мюнстерберг, Х. Эмерсон, Г. Л. Таун, М. Л. Кук и др.

2. Административная теория  организации и управления, положения  которой разработали Г. Файоль, Дж. Д. Лизней, А. К. Рейли, Л. Урвик и др.

3. Бюрократическая теория  организации (М. Вебер, Мертон, А. Гоулднер, Р. Лайкерт и др.)

 

1. Теория научного управления

Основная идея теории научного управления состоит в том, что  работа исполнителей может и должна быть изучена с помощью научных 

методов, основанных на объективном  анализе фактов, дающих возможность  выработать способ наиболее эффективной  организации работы на конкретном рабочем  месте. Управляющий, использующий в  своей деятельности принцип научного управления, обязан, во-первых, вместо волевых решений теоретически обосновывать каждый элемент работы, а во-вторых, на основе научных критериев тщательно  отбирать, а затем непрерывно обучать  и развивать рабочую силу.

При обосновании элементов  работы важнейшее значение с точки  зрения теории научного управления имеют  системные исследования в действии и во времени. Главными целями указанных  исследований являются поиск наилучшего пути (последовательности действий) реализации задания и определение стандартного времени (норм времени) его выполнения. Основными инструментами на этом этапе являются исследование движения, хронометрирование и нормирование, которые позволяют избежать субъективности руководителей в оценке деятельности исполнителей. На основе использования научно обоснованных норм времени и выработки теорией научного управления предложены такие призванные стимулировать развитие рабочей силы системы оплаты труда, как сдельная и сдельно-премиальная (Ф. Тейлор), а также повременно-премиальная (Г. Л. Гантт).

Важнейшим элементом теории научного управления являлась необходимость  перехода от практики, когда профессиональные навыки традиционно передавались от одного рабочего к другому, к системе  специального обучения, которое становилось  неотъемлемой обязанностью управляющего.

В ранний период развития менеджмента Эмерсон считал, что проблему неэффективности труда можно решать двумя способами:

• во-первых, для того чтобы  быть эффективными, нужно придумать  такие методы, которые позволили  бы людям добиваться максимальных результатов, на которые они способны в решении  задач или достижения поставленных целей. Для этого необходимы тщательный анализ всех элементов труда и  обучение рабочих оптимальным способам выполнения любой работы;

• во-вторых, необходимо выработать способы постановки целей, требующих  максимальной производительности, на которую способны люди.

 

2. Административная теория  организации и управления

Содержание теории организации  и управления вообще и административного  управления в частности сводится к двум проблемам деятельности администрации:

1. что делать (функции  управления) — все функции управления  рассматриваются как универсальные,  обязательные для руководителя  любого уровня, хотя их соотношение  и изменяется на разных уровнях  управления и исключение одной  из них разрушило бы всю  логику управления. Функции управления  трактуются как основа «науки  администрирования». Файоль выделял пять универсальных функций (в его терминологии — «стабильных элементов» управления): предвидение, организация, распорядительство, координация и контроль.

2. как делать (принципы  управления) — как относительно  более гибкий компонент системы  управления. Принципы управления  — это постоянно пополняющийся  перечень положений, обобщающих практику руководителя и трактуются как основа «искусства администрирования». Файоль определил перечень универсальных принципов управления: власть, дисциплина, единство командования, единство руководства, подчинение индивидуальных и ведомственных интересов общей цели, вознаграждение, централизация, иерархия, порядок, равенство и корпоративный дух.

3. Бюрократическая теория  организации

Основные положения бюрократической  теории организации:

1. Вся совокупность выполняемых  в организации работ разбивается  на ряд высокоспециализированных  заданий и функций, исполнители  которых достигают высокого мастерства  в их выполнении.

2. Каждое такое задание  и функция могут быть описаны  как набор формальных процедур, строгое выполнение которых гарантирует  качество их результата.

3. Исполнитель несет полную  ответственность за надлежащее  выполнение своих заданий перед  вышестоящими руководителями, составляющими  иерархическую цепь.

4. Любой член организации  выступает в качестве официального  лица, что позволяет исключить  влияние субъективных элементов  (дружбы, протекции, зависти и  т. п.) на эффективность функционирования  организации в целом. 

5. Прием в организацию  и продвижение по службе основывается  на профессиональных качествах  персонала. Это приводит к исключению  кадровых волюнтаристских решений  со стороны чиновников, обеспечивает  реализацию принципа пожизненного  найма и укрепление корпоративного  духа. Однако предсказуемость поведения персонала и стабильность в условиях динамично изменяющейся внешней среды (например, в условиях рынка) из факторов выживания превращаются в элементы, препятствующие внедрению инноваций и изменений, а потому несущие угрозу самому существованию бюрократической организации.

Характеристика бюрократической  организации:

• работники наслаждаются личной свободой и выполняют только те обязанности, которые предписывает их должность;

• существует четкая служебная  иерархия;

• обязанности каждого  уровня четко обозначены;

• служащие назначаются  на основании контракта;

• они выбираются исходя из профессиональной квалификации, предпочтительно  подкрепленной дипломом;

• заработанная плата (в  денежной форме) определяется согласно положению в иерархии; служащий всегда может оставить свою должность, но в  определенных обстоятельствах он может  быть также уволен;

• должность служащего  — его единственная или основная работа;

• существуют определенные ступени карьеры, и продвижение  вверх по служебной лестнице зависит  либо от срока службы, либо от заслуг, но всегда по усмотрению начальства;

• служащий не может присвоить  свою должность или ресурсы, которыми он распоряжается;

• служащий подчинен единой системе контроля и дисциплине.

Ориентационное развитие бюрократии жизненно важно для наведения порядка в организации. Однако преимущества бюрократии — точность, постоянство, дисциплина, аккуратность и достоверность — отвлекают внимание от ее ориентации на саму себя. С ее стороны был полностью утрачен контакт с потребителями, поскольку последние существовали для бюрократии, а не наоборот. Предприимчивость, гибкость и творчество рассматриваются ею как помехи для системы. Следует заметить, что стремление к власти привело к тому, что в центре внимания оказались отношения между людьми внутри организации, а не взаимодействие с окружающим миром или рынком. Власть убивает динамизм, и предпосылки для рыночных сделок исчезают.

Итак, основой классической теории организации является принцип  узаконивания власти за некоторым центральным  источником власти.

Власть - это способность  заставить исполнять свои решения  подчиненных; основой власти является формальное положение руководителя и руководство с помощью поощрений и взысканий, которые сопутствуют этому формальному положению. Власть связана не с личными качествами руководителя, а с его положением в организации.

Власть служит средством  интеграции деятельности отдельных  элементов организации и их ориентации на достижение общей цели. Она дает основу для проведения централизованного  управления и контроля за результатами деятельности организации стал важным элементом модели “человеческих отношений”.

Информация о работе Классическая теория организации