Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:49, реферат
В классической теории организации линейная структура организации является носителем и непосредственным источником административной власти, а функции центральных служб заключаются в том, чтобы помогать и советовать линейным подразделениям. Согласно традиционному взгляду центральные службы способствуют расширению возможностей руководителя. Благодаря использованию таких специальных центральных служб, подчиненных и докладывающих непосредственно начальнику, можно увеличить объем контроля этого начальника, не опасаясь сократить возможности координации им действий подчиненных.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра «Государственное и муниципальное управление и экономической теории»
Доклад
по дисциплине «Социология управления»
Тема: «Классическая теория организации»
Рязань 2013
Классическая теория организации
Стремительное повышение
роли организаций в жизни общества,
быстрый рост и увеличение их количества
в XIX–XX вв. привело к необходимости
разработки научного подхода к изучению
организаций, методов и принципов
эффективного управления ими. Ряд господствовавших
в это время представлений
и идей принято характеризовать
как классическую теорию организаций,
которая была ориентирована на рационализацию
процесса труда участников на основе
их планомерных действий, координации
и контроля со стороны управляющих.
Классическая теория организации занималась
практически исключительно
В ее рамках организация
рассматривалась как
Ей свойственны: вертикальная и горизонтальная специализация; рационально построенная функциональная иерархическая структура, четко регламентированные процессы и распределение обязанностей, формальные связи между участниками, единство распорядительства, приоритет внутренних факторов производства по отношению к сфере потребления, рассмотрение труда и капитала как основных движущих сил.
Развитие такой организации
сознательное, заранее спланированное,
направленное на
Классическая теория организации
построена на четырех ключевых основах:
разделение труда, линейные и функциональные
процессы, структура и нормы
Разделение организации
на специализированные части
и перегруппирование частей в
совместимые единицы - это вопросы,
имеющие отношение к
Классическая теория организаций может быть представлена (впрочем, весьма условно) как совокупность следующих трех основных направлений:
1. Теория научного управления, основы которой заложили и развили Ф. В. Тейлор, Ф. Гилбретт, Л. Гилбретт, Г. Л. Гантт, Х. Мюнстерберг, Х. Эмерсон, Г. Л. Таун, М. Л. Кук и др.
2. Административная теория организации и управления, положения которой разработали Г. Файоль, Дж. Д. Лизней, А. К. Рейли, Л. Урвик и др.
3. Бюрократическая теория организации (М. Вебер, Мертон, А. Гоулднер, Р. Лайкерт и др.)
1. Теория научного управления
Основная идея теории научного управления состоит в том, что работа исполнителей может и должна быть изучена с помощью научных
методов, основанных на объективном анализе фактов, дающих возможность выработать способ наиболее эффективной организации работы на конкретном рабочем месте. Управляющий, использующий в своей деятельности принцип научного управления, обязан, во-первых, вместо волевых решений теоретически обосновывать каждый элемент работы, а во-вторых, на основе научных критериев тщательно отбирать, а затем непрерывно обучать и развивать рабочую силу.
При обосновании элементов
работы важнейшее значение с точки
зрения теории научного управления имеют
системные исследования в действии
и во времени. Главными целями указанных
исследований являются поиск наилучшего
пути (последовательности действий) реализации
задания и определение
Важнейшим элементом теории научного управления являлась необходимость перехода от практики, когда профессиональные навыки традиционно передавались от одного рабочего к другому, к системе специального обучения, которое становилось неотъемлемой обязанностью управляющего.
В ранний период развития менеджмента Эмерсон считал, что проблему неэффективности труда можно решать двумя способами:
• во-первых, для того чтобы быть эффективными, нужно придумать такие методы, которые позволили бы людям добиваться максимальных результатов, на которые они способны в решении задач или достижения поставленных целей. Для этого необходимы тщательный анализ всех элементов труда и обучение рабочих оптимальным способам выполнения любой работы;
• во-вторых, необходимо выработать способы постановки целей, требующих максимальной производительности, на которую способны люди.
2. Административная теория организации и управления
Содержание теории организации и управления вообще и административного управления в частности сводится к двум проблемам деятельности администрации:
1. что делать (функции
управления) — все функции управления
рассматриваются как
2. как делать (принципы
управления) — как относительно
более гибкий компонент
3. Бюрократическая теория организации
Основные положения
1. Вся совокупность выполняемых
в организации работ
2. Каждое такое задание
и функция могут быть описаны
как набор формальных процедур,
строгое выполнение которых
3. Исполнитель несет полную
ответственность за надлежащее
выполнение своих заданий
4. Любой член организации
выступает в качестве
5. Прием в организацию
и продвижение по службе
Характеристика
• работники наслаждаются личной свободой и выполняют только те обязанности, которые предписывает их должность;
• существует четкая служебная иерархия;
• обязанности каждого уровня четко обозначены;
• служащие назначаются на основании контракта;
• они выбираются исходя из профессиональной квалификации, предпочтительно подкрепленной дипломом;
• заработанная плата (в денежной форме) определяется согласно положению в иерархии; служащий всегда может оставить свою должность, но в определенных обстоятельствах он может быть также уволен;
• должность служащего — его единственная или основная работа;
• существуют определенные ступени карьеры, и продвижение вверх по служебной лестнице зависит либо от срока службы, либо от заслуг, но всегда по усмотрению начальства;
• служащий не может присвоить свою должность или ресурсы, которыми он распоряжается;
• служащий подчинен единой системе контроля и дисциплине.
Ориентационное развитие бюрократии жизненно важно для наведения порядка в организации. Однако преимущества бюрократии — точность, постоянство, дисциплина, аккуратность и достоверность — отвлекают внимание от ее ориентации на саму себя. С ее стороны был полностью утрачен контакт с потребителями, поскольку последние существовали для бюрократии, а не наоборот. Предприимчивость, гибкость и творчество рассматриваются ею как помехи для системы. Следует заметить, что стремление к власти привело к тому, что в центре внимания оказались отношения между людьми внутри организации, а не взаимодействие с окружающим миром или рынком. Власть убивает динамизм, и предпосылки для рыночных сделок исчезают.
Итак, основой классической теории организации является принцип узаконивания власти за некоторым центральным источником власти.
Власть - это способность заставить исполнять свои решения подчиненных; основой власти является формальное положение руководителя и руководство с помощью поощрений и взысканий, которые сопутствуют этому формальному положению. Власть связана не с личными качествами руководителя, а с его положением в организации.
Власть служит средством интеграции деятельности отдельных элементов организации и их ориентации на достижение общей цели. Она дает основу для проведения централизованного управления и контроля за результатами деятельности организации стал важным элементом модели “человеческих отношений”.